Недействующий

Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области" на 2014 - 2030 годы (с изменениями на 22 января 2019 года)



1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Подпрограмма 2


Торговля является одной из важнейших составляющих экономики и оказывает значительное влияние на качество жизни населения.


Сектор торговли является конечным звеном в цепи поставок товара от производителя к потребителю. От эффективности организации торговой деятельности (географической доступности товаров для населения, минимизации издержек системы торговли, оптимизации процесса продаж в торговых точках) напрямую зависит объем продаж производителей товаров. Развитие сектора торговли определяет долю местных товаров в ассортименте торговых предприятий, что напрямую влияет на величину валового регионального продукта.


Так, вклад от коммерческой деятельности по реализации товаров и услуг в экономику Самарской области стабильно высок. По статистическим данным, в 2009 году он составил 14,4% валового регионального продукта.


В то же время сектор торговли во многом формирует активный предпринимательский класс, что важно для диверсификации экономики и ее устойчивого роста в долгосрочной перспективе.


Большинство актуальных проблем развития торговли являются общими для всех регионов, они сформулированы в Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31.03.2011 N 422.


К ним относятся:


недостаточная эффективность государственного регулирования;


недостаточный уровень развития инфраструктуры (недостаток торговых и складских объектов, высокая стоимость покупки и аренды объектов недвижимости и земли, высокая стоимость проведения работ по обеспечению инженерными коммуникациями, недостаток торговой и транспортной инфраструктуры на удаленных территориях, слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли, недостаточный уровень развития кооперации и т.д.);


низкая квалификация и недостаток кадров на всех уровнях;


недостаточная привлекательность для бизнеса развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах.


Низкий уровень использования современных технологий обуславливает существенное отставание российского сектора торговли от сектора торговли развитых стран по уровню эффективности в пять и более раз.


В целях решения этих проблем в настоящее время ведется активная работа как на федеральном, так и на региональном уровнях: формируется нормативная правовая база в сфере регулирования потребительского рынка, разрабатываются стратегии и программы развития торговли, отрабатываются правоприменительные механизмы.


Самарская область на протяжении последних лет занимала ведущие позиции среди субъектов Российской Федерации и лидировала в Приволжском федеральном округе по основным показателям развития сферы торговли, однако современное социально-экономическое положение Самарской области свидетельствует о наличии некоторых негативных тенденций, в том числе касающихся сектора торговли.


Самарская область, являясь промышленно развитым регионом с преобладанием в структуре экономики обрабатывающих производств, в большей степени испытывала влияние мирового финансового кризиса 2008 - 2010 годов. Резкое снижение объемов производства легковых автомобилей, доля продаж которых занимала порядка 11% от оборота розничной торговли в Самарской области, недостаточная степень развития инфраструктуры торговли (недостаток логистических центров, складских помещений, низкое качество автомобильных дорог местного значения и так далее) особенно в сельских районах области, спад потребительского спроса - реальные причины снижения объемов торговли в Самарской области.