Наименование показателя | Оборот оптовой торговли в Самарской области по годам | |||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Оборот оптовой торговли, млрд. рублей | 672,5 | 748,8 | 584,5 | 626,4 | 560,6 | 598,6 |
Темп роста оборота оптовой торговли, % | 107,6 | 104,8 | 75,1 | 95,7 | 81,9 | 104,9 |
Необходимо отметить и неравномерность обеспеченности населения Самарской области торговыми площадями в различных муниципальных образованиях.
В соответствии с действующим законодательством перед каждым муниципальным образованием стоит задача достижения минимальной обеспеченности населения торговыми площадями согласно нормативам, утверждаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В настоящее время Правительством Самарской области указанные нормативы утверждены для всех городских округов и муниципальных районов области, их достижение позволит повысить равномерность и эффективность обеспеченности населения региона торговыми площадями.
В Самарской области отмечается недостаточное количество магазинов современного формата торговли. <1>
________________
<1> Магазин современного формата торговли - магазин самообслуживания площадью более 400 кв. метров, предлагающий широкий ассортимент, имеющий один или более прилавков свежей продукции и предлагающий дополнительные сервисы для покупателей на своей территории (банкомат, парковка, кафе, туалеты, аптеки, пункты по печати фотографий и др.). В мировой практике к магазинам современного формата торговли относят гипермаркеты, супермаркеты, магазины "Кэш & Керри", дискаунтеры (см. методические рекомендации по разработке региональных программ развития торговли, утвержденные приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28.07.2010 N 637).
Несмотря на то, что структура каналов реализации потребительских товаров в последние годы меняется в сторону предпочтения современных форматов и удаленных каналов продаж (интернет-торговля, торговля через каталоги, вендинговые автоматы, телемагазины), отставание по этим показателям от уровня торгового обслуживания развитых стран еще велико. Например, доля современных форматов торговли в общем объеме торговли продовольственными товарами в наиболее развитых странах превосходит 70%, в России составляет около 35% от общего объема продовольственной розницы (по данным за 2008 год).
По данным статистики, объем продаж посредством сетевой торговли в Российской Федерации в 2012 году составил 19,6%, в Самарской области - также 19,6% от оборота розничной торговли торгующих организаций.
Недостаточный уровень развития современных каналов торговли приводит к невысокому уровню конкуренции, снижению качества обслуживания населения, более узкому ассортименту, неполной прозрачности сектора и, соответственно, низкой собираемости налогов. Особого внимания требует сектор оптовой торговли, преимущественно представленный организациями, работающими в сфере дистрибуции и логистики. Оптовые организации выполняют важнейшую функцию с точки зрения организации торговых процессов, так как они агрегируют различные товары широкого спектра производителей, зачастую находящихся в различных регионах и даже странах, и формируют специализированные ассортиментные партии для отдельных торговых точек. Без услуг сектора оптовой торговли многие розничные торговые организации лишились бы существенной доли своего ассортимента, так как не смогли бы напрямую сотрудничать с рядом крупных производителей.
Сектор оптовой торговли в Самарской области в настоящее время представлен значительным количеством относительно небольших компаний и характеризуется низкой консолидацией. В связи с этим крупные розничные сети самостоятельно организуют в рамках своих компаний дистрибуторские подразделения, обслуживающие зачастую не только точки продаж материнской компании, но и торговые объекты других, более мелких розничных сетей. В целом организация оптового звена не структурирована.
Изменившаяся экономическая ситуация в стране требует новых подходов к организации торговой деятельности, формированию и реализации государственной политики в сфере потребительского рынка.
Проблема развития торговли требует комплексного подхода к ее решению в рамках Подпрограммы 2.
Необходимо констатировать, что создание условий для обеспечения защиты прав потребителей, установленных законодательством Российской Федерации, является неотъемлемой частью социальной политики государства.