Недействующий

Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области" на 2014 - 2030 годы (с изменениями на 22 января 2019 года)



Таблица 3

Наименование показателя

Оборот оптовой торговли в Самарской области по годам

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Оборот оптовой торговли, млрд. рублей

672,5

748,8

584,5

626,4

560,6

598,6

Темп роста оборота оптовой торговли, %

107,6

104,8

75,1

95,7

81,9

104,9


Необходимо отметить и неравномерность обеспеченности населения Самарской области торговыми площадями в различных муниципальных образованиях.


В соответствии с действующим законодательством перед каждым муниципальным образованием стоит задача достижения минимальной обеспеченности населения торговыми площадями согласно нормативам, утверждаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.


В настоящее время Правительством Самарской области указанные нормативы утверждены для всех городских округов и муниципальных районов области, их достижение позволит повысить равномерность и эффективность обеспеченности населения региона торговыми площадями.


В Самарской области отмечается недостаточное количество магазинов современного формата торговли. <1>


________________


<1> Магазин современного формата торговли - магазин самообслуживания площадью более 400 кв. метров, предлагающий широкий ассортимент, имеющий один или более прилавков свежей продукции и предлагающий дополнительные сервисы для покупателей на своей территории (банкомат, парковка, кафе, туалеты, аптеки, пункты по печати фотографий и др.). В мировой практике к магазинам современного формата торговли относят гипермаркеты, супермаркеты, магазины "Кэш & Керри", дискаунтеры (см. методические рекомендации по разработке региональных программ развития торговли, утвержденные приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28.07.2010 N 637).


Несмотря на то, что структура каналов реализации потребительских товаров в последние годы меняется в сторону предпочтения современных форматов и удаленных каналов продаж (интернет-торговля, торговля через каталоги, вендинговые автоматы, телемагазины), отставание по этим показателям от уровня торгового обслуживания развитых стран еще велико. Например, доля современных форматов торговли в общем объеме торговли продовольственными товарами в наиболее развитых странах превосходит 70%, в России составляет около 35% от общего объема продовольственной розницы (по данным за 2008 год).


По данным статистики, объем продаж посредством сетевой торговли в Российской Федерации в 2012 году составил 19,6%, в Самарской области - также 19,6% от оборота розничной торговли торгующих организаций.


Недостаточный уровень развития современных каналов торговли приводит к невысокому уровню конкуренции, снижению качества обслуживания населения, более узкому ассортименту, неполной прозрачности сектора и, соответственно, низкой собираемости налогов. Особого внимания требует сектор оптовой торговли, преимущественно представленный организациями, работающими в сфере дистрибуции и логистики. Оптовые организации выполняют важнейшую функцию с точки зрения организации торговых процессов, так как они агрегируют различные товары широкого спектра производителей, зачастую находящихся в различных регионах и даже странах, и формируют специализированные ассортиментные партии для отдельных торговых точек. Без услуг сектора оптовой торговли многие розничные торговые организации лишились бы существенной доли своего ассортимента, так как не смогли бы напрямую сотрудничать с рядом крупных производителей.


Сектор оптовой торговли в Самарской области в настоящее время представлен значительным количеством относительно небольших компаний и характеризуется низкой консолидацией. В связи с этим крупные розничные сети самостоятельно организуют в рамках своих компаний дистрибуторские подразделения, обслуживающие зачастую не только точки продаж материнской компании, но и торговые объекты других, более мелких розничных сетей. В целом организация оптового звена не структурирована.


Изменившаяся экономическая ситуация в стране требует новых подходов к организации торговой деятельности, формированию и реализации государственной политики в сфере потребительского рынка.


Проблема развития торговли требует комплексного подхода к ее решению в рамках Подпрограммы 2.


Необходимо констатировать, что создание условий для обеспечения защиты прав потребителей, установленных законодательством Российской Федерации, является неотъемлемой частью социальной политики государства.