Дефицит, единиц | |
Специалисты высшего уровня квалификации | 1903 |
Специалисты среднего уровня квалификации | 2238 |
Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности | 3585 |
Квалифицированные рабочие сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства | 1222 |
Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр | 8633 |
Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин и слесари-сборщики | 2898 |
Неквалифицированные рабочие | 4749 |
ВСЕГО | 25228 |
Наибольший дефицит сложился в группе квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр - 8,6 тыс. единиц, по профессиям неквалифицированного труда - 4,7 тыс. единиц.
Таким образом, данные показатели иллюстрируют острую необходимость работодателей Самарской области в квалифицированных рабочих и инженерных кадрах.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Самарской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, одобренным постановлением Правительства Самарской области от 30.10.2013 N 580, ситуация в сфере занятости населения и на рынке труда области будет существенным образом зависеть от темпов экономического роста, динамики инвестиционной активности, эффективности реализации мер по содействию занятости населения области.
При этом в связи с сокращением численности населения трудоспособного возраста прогнозируется снижение численности трудовых ресурсов Самарской области в 2013 - 2018 годах.
Негативные демографические тенденции будут смягчены ростом численности работающих лиц старше пенсионного возраста и иностранных трудовых мигрантов. Численность и доля работающих пенсионеров старше трудоспособного возраста в составе трудовых ресурсов Самарской области увеличилась с 143,9 тыс. человек (6,9%) в 2010 году до 156,0 тыс. человек (7,5%) в 2012 году, численность иностранных трудовых мигрантов - с 19,2 тыс. человек (0,9%) до 34,8 тыс. человек (1,7%) соответственно. С 2010 года в области наблюдается тенденция роста заявок на привлечение иностранной рабочей силы, что нашло отражение в утвержденной квоте (с 10,8 тыс. человек в 2010 году до 24 тыс. человек в 2013 году).
На фоне роста экономики и нарастающей потребности в рабочей силе в прогнозный период ожидается дальнейшее снижение уровня общей безработицы (по методологии МОТ) и регистрируемой безработицы.
В результате численность занятых в экономике в 2014 - 2015 годах по умеренно-оптимистичному варианту прогноза останется на уровне 2013 года, в 2016 году уменьшится против предыдущего года на 3,0 тыс. человек.
За счет перераспределения трудовых ресурсов структура занятых в экономике изменится в сторону сокращения удельного веса занятых в следующих видах экономической деятельности: транспорт и связь, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование, образование. Возрастет удельный вес занятых в строительстве, оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, обрабатывающих производствах, финансовой деятельности, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды.
Однако проблема дефицита кадров будет оставаться актуальной. Существующий спрос на квалифицированные рабочие кадры на предприятиях Самарской области обусловливает необходимость привлечения в регион соотечественников, проживающих в настоящее время за рубежом.
Таким образом, можно выделить основные тенденции функционирования рынка труда Самарской области, создающие предпосылки для привлечения в регион квалифицированных кадров:
сокращение численности населения, в том числе трудоспособного возраста, в ближайшие годы сохранится, что создает нарастающие проблемы в обеспечении уже существующих и вновь создаваемых предприятий региона рабочей силой;
увеличение спроса на квалифицированные кадры;
рост уровней экономической активности и занятости населения региона;