ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2013 года N 675
(с изменениями на 14 июля 2016 года)
_______________________________________________________________________________________
Изменение:
Постановление Правительства Самарской области от 20 января 2014 г. № 17;
Постановление Правительства Самарской области от 14 февраля 2014 г. № 69;
Постановление Правительства Самарской области от 26 мая 2014 г. № 296;
Постановление Правительства Самарской области от 01 сентября 2014 г. № 530;
Постановление Правительства Самарской области от 01 декабря 2014 г. № 735;
Постановление Правительства Самарской области от 29 декабря 2014 г. № 851;
Постановление Правительства Самарской области от 09 февраля 2015 г. № 51;
Постановление Правительства Самарской области от 18 февраля 2015 г. № 73;
Постановление Правительства Самарской области от 05.02.2016 N 43;
Постановление Правительства Самарской области от 05.05.2016 N 217;
Постановление Правительства Самарской области от 20.05.2016 N 258;
Постановление Правительства Самарской области от 14.07.2016 N 377
_______________________________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 №85 «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011 - 2013 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.10.2013 №1873-р в целях повышения доступности и качества медицинской помощи матерям и детям путем строительства областного перинатального центра Правительство Самарской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Самарской области «Региональная программа модернизации здравоохранения Самарской области: проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию Самарского областного перинатального центра» на 2014 - 2016 годы (далее - Программа). (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 14 февраля 2014 г. № 69)
2. Установить, что расходные обязательства Самарской области, возникающие на основании настоящего постановления, исполняются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования,
в пределах определенных в установленном порядке соответствующим главным распорядителям средств областного бюджета на соответствующий финансовый год объемов бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий Программы.
3. Министерству здравоохранения Самарской области (Гридасову) совместно с соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета провести мониторинг мероприятий Программы и обоснованности объемов их финансирования, представить в срок
до 01.03.2014 результаты его проведения, а также подтверждающие документы и расчеты на рассмотрение вице-губернатору - председателю Правительства Самарской области, в министерство управления финансами Самарской области, министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, службу государственного финансового контроля Самарской области и в случае необходимости подготовить проект постановления Правительства Самарской области о внесении соответствующих изменений в Программу.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство здравоохранения Самарской области (Гридасова) и министерство строительства Самарской области (Гришина).
5. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
6. Настоящее постановления вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области
В.В. Альтергот
Утверждена
постановлением Правительства Самарской области
от 27 ноября 2013 года N 675
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 20 января 2014 г. № 17)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 14 февраля 2014 г. № 69)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 26 мая 2014 г. № 296)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 01 сентября 2014 г. № 530)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 01 декабря 2014 г. № 735)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 29 декабря 2014 г. № 851)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 09 февраля 2015 г. № 51)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 февраля 2015 г. № 73)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 26 мая 2014 г. № 296)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 09 февраля 2015 г. № 51)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 05.02.2016 N 43)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 05.05.2016 N 217)
(в реакции Постановления Правительства Самарской области от 14.07.2016 N 377)
НАИМЕНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | государственная программа Самарской области "Региональная программа модернизации здравоохранения Самарской области: проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию Самарского областного перинатального центра" на 2014 - 2016 годы |
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | министерство здравоохранения Самарской области |
СОИСПОЛНИТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | отсутствуют |
УЧАСТНИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | министерство строительства Самарской области; |
государственные казенные учреждения Самарской области | ||
ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям путем строительства областного перинатального центра |
ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | улучшение организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи; |
улучшение организации и качества оказания медицинской помощи новорожденным с перинатальной патологией, в том числе с экстремально низкой массой тела; | ||
оптимизация использования коечного фонда с учетом реструктуризации сети учреждений родовспоможения; | ||
повышение квалификации медицинских кадров в области акушерства, гинекологии и неонатологии; | ||
внедрение современных медицинских технологий в области акушерства, гинекологии и неонатологии | ||
ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | количество акушерских коек; количество коек реанимации и интенсивной терапии для женщин; количество коек реанимации и интенсивной терапии для новорожденных; количество коек патологии новорожденных и недоношенных детей (II этап выхаживания); число родов в стационаре; число преждевременных родов (22 - 37 недель); среднегодовая занятость акушерской койки; средняя длительность пребывания выписанного больного на койке патологии беременности; средняя длительность пребывания выписанного больного на койке для беременных и рожениц; число врачей акушеров-гинекологов; число врачей-неонатологов; число врачей анестезиологов-реаниматологов в акушерских стационарах (в отделениях акушерского профиля); число врачей анестезиологов-реаниматологов (в отделениях неонатологического профиля); количество акушерских дистанционных консультативных центров в составе перинатальных центров; количество беременных, рожениц и родильниц, проконсультированных сотрудниками акушерских дистанционных консультативных центров в составе перинатальных центров; количество выездных анестезиолого-реанимационных акушерских бригад перинатальных центров; количество женщин, транспортированных выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими бригадами перинатальных центров; материнская смертность; младенческая смертность; перинатальная смертность; мертворождаемость; ранняя неонатальная смертность; доля женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах, в общем количестве женщин с преждевременными родами; выживаемость детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела, в акушерском стационаре |
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | 2014 - 2016 годы. Государственная программа реализуется в один этап |
ОБЪЕМЫ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | общий объем финансирования мероприятий Государственной программы за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, составит 2796816,8 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 1519782,2 тыс. рублей, из них 1270133,5 тыс. рублей - средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, 249648,7 тыс. рублей - средства областного бюджета; в 2015 году - 348871,2 тыс. рублей (средства областного бюджета); в 2016 году - 928163,4 тыс. рублей (средства областного бюджета) |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ | - | снижение материнской смертности; |
снижение младенческой смертности; | ||
снижение ранней неонатальной смертности; | ||
увеличение доли женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах, в общем количестве женщин с преждевременными родами; | ||
увеличение выживаемости детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела, в акушерском стационаре; | ||
увеличение количества акушерских коек; | ||
увеличение количества коек реанимации и интенсивной терапии для женщин; | ||
увеличение количества коек реанимации и интенсивной терапии для новорожденных; | ||
увеличение количества коек патологии новорожденных и недоношенных детей (II этап выхаживания); | ||
увеличение числа врачей акушеров-гинекологов; | ||
увеличение числа врачей-неонатологов; | ||
увеличение числа врачей анестезиологов-реаниматологов в акушерских стационарах (в отделениях акушерского профиля); | ||
увеличение числа врачей анестезиологов-реаниматологов (в отделениях неонатологического профиля) |
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 01 сентября 2014 г. № 530)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 февраля 2015 г. № 73)
В Самарской области 29 родильных отделений являются подразделениями многопрофильных больниц государственных бюджетных учреждений здравоохранения. В 11 муниципальных образованиях Самарской области родильные отделения отсутствуют.
В соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.11.2012 № 572н, в зависимости от коечной мощности, оснащения, кадрового обеспечения родильные отделения разделяются на три группы по возможности оказания медицинской помощи:
первая группа - 16 акушерских стационаров, в которых не обеспечено круглосуточное пребывание врача-акушера-гинеколога (12 % коек от общего количества профильных коек, на которых принимается 8,0 % родов от общего количества принятых родов, по Российской Федерации - 32 % и 21 % соответственно);
вторая группа - 11 акушерских стационаров (родильные дома (отделения), в том числе профилизированные по видам патологии), имеющие в своей структуре палаты интенсивной терапии (отделение анестезиологии-реаниматологии) для женщин и палаты реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, а также межрайонные перинатальные центры, имеющие в своем составе отделение анестезиологии-реаниматологии (палаты интенсивной терапии) для женщин и отделение реанимации и интенсивной терапии для новорожденных (66,9 % коек от общего количества профильных коек, на которых принимается 66,8 % родов от общего количества принятых родов, по Российской Федерации - 50,9 % и 59,2 % соответственно);
третья группа - 2 акушерских стационара, имеющие в своем составе отделение анестезиологии-реаниматологии для женщин, отделение реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, отделение патологии новорожденных и недоношенных детей (II этап выхаживания), акушерский дистанционный консультативный центр с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими бригадами для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи (21,1 % коек от общего количества профильных коек, на которых принимается 25,2 % родов от общего количества принятых родов, по Российской Федерации - 17,1 % и 19,8 % соответственно).
В государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Самарской области развернуто 706 коек для беременных и рожениц (показатель обеспеченности койками для беременных и рожениц по Самарской области составляет 8,6 койки на 10 тыс. женщин фертильного возраста, по Российской Федерации - 10,8 койки на 10 тыс. женщин фертильного возраста) и 858 коек патологии беременности (показатель обеспеченности койками патологии беременности по Самарской области составляет 10,4 койки на 10 тыс. женщин фертильного возраста, по Российской Федерации - 10,0 койки на 10 тыс. женщин фертильного возраста).
Анализ использования коечного фонда показал, что занятость койки для беременных и рожениц выше норматива по области и в целом по стране и составляет 304 дня в году (по Российской Федерации - 276 дней), при этом средняя длительности лечения по Самарской области составляет - 5,9 дня (по Российской Федерации - 6,4 дня).
Работа койки патологии беременности составляет 316 дней в году при длительности лечения 9,4 дня, что практически соответствует значениям показателей по Российской Федерации - 311 дней в году при длительности лечения 9,2 дня.
В целях улучшения качества и доступности медицинской помощи в области реализуется концепция трехуровневой системы перинатальных центров.
Областной перинатальный центр (учреждение третьей группы) мощностью 235 коек, в том числе 140 акушерских коек, открытый в 1989 году, работает на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина». В его состав входят областной консультативный центр, акушерская и неонатологическая выездные бригады и дистанционный консультативный центр.
В 2007 году на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Тольяттинская городская клиническая больница № 5» открыт второй перинатальный центр (учреждение третьей группы) мощностью 432 койки, в том числе 190 акушерских коек, в котором оказывается медицинская помощь населению четырех городов и трех сельских районов с общей численностью женщин фертильного возраста более 280 тыс. человек.
В 2010 году на базе родильного дома государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Чапаевская центральная городская больница» начал работать межмуниципальный перинатальный центр мощностью 33 акушерских койки для обслуживания населения города Чапаевска и пяти прилежащих сельских районов с общей численностью женщин фертильного возраста более 46 тыс. человек.
В результате открытия в 2011 году еще четырех межмуниципальных перинатальных центров завершено создание сети межмуниципальных центров для оказания медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и послеродовом периоде и детям в период новорожденности в соответствии с утвержденными порядками и стандартами оказания медицинской помощи. Все эти учреждения имеют в своем составе консультативный блок, акушерско-гинекологический блок, койки реанимации и патологии новорождённых и недоношенных детей, за исключением выездных реанимационных бригад. В соответствии с нормами, утверждёнными приказами министерства здравоохранения Самарской области, эти центры имеют право родоразрешать беременных женщин среднего риска при сроке гестации 32 недели и более. Поэтому они могут взять на себя функции учреждений третьей группы. Их основная задача на данном этапе - временно разгрузить два учреждения третьей группы в ситуациях, с которыми эти центры могут справиться.
Создание сети межмуниципальных перинатальных центров, охватывающей всю территорию области, позволило закрыть четыре маломощных родильных отделения.
В соответствии с приказом министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 22.12.2011 № 2045 «Об оказании медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и гинекологическим больным» отработана маршрутизация пациенток акушерского профиля. В итоге в областном перинатальном центре концентрируются пациентки и новорожденные высокого риска: 46 % женщин получают медицинскую помощь в условиях отделения интенсивной терапии и реанимации. Уровень преждевременных родов в областном перинатальном центре в 2 раза выше среднего показателя по области, частота рождения детей с экстремальной массой тела выше в 4 раза.
Показатель материнской смертности в Самарской области за последнее десятилетие традиционно ниже показателя материнской смертности по Российской Федерации, в 2012 году он составил 7,8 случая на 100 тыс. родившихся живыми.
В 2012 году показатель перинатальной смертности вырос до 7,8 случая на 1 000 родившихся живыми и мертвыми, показатель младенческой смертности - до 7,0 случая на 1 000 родившихся живыми, что связано с переходом Российской Федерации с апреля 2012 года на регистрацию рождения детей по критериям Всемирной организации здравоохранения. Мертворождаемость в динамике 2011 - 2012 годов увеличилась с 3,5 случая на 1 000 родившихся живыми до 5,22 случая на 1 000 родившихся живыми (в 2011 году по Российской Федерации - 4,62 случая на 1 000 родившихся живыми; в Приволжском федеральном округе - 4,7 случая на 1 000 родившихся живыми; в 2006 году в странах Европейского союза - 4,02 случая на 1 000 родившихся живыми), показатель ранней неонатальной смертности за тот же период возрос с 1,8 случая на 1 000 родившихся живыми до 2,58 случая на 1 000 родившихся живыми (в 2011 году по Российской Федерации - 2,44 случая на 1 000 родившихся живыми; в 2006 году в странах Европейского союза - 1,95 случая на 1 000 родившихся живыми).
На показатели материнской и перинатальной смертности оказывает негативное влияние низкий уровень здоровья женщин, в том числе и беременных. Так, экстрагенитальные или гинекологические заболевания, акушерская патология констатируются у 73,2 % беременных женщин.
Сохраняется превышение указанных показателей среди сельского населения региона. Потери детей до года составляют более половины всех случаев смерти детского населения. Остается высокой частота осложнений во время беременности и родов, что приводит к рождению недоношенных и маловесных детей, которые нуждаются в продолжительном лечении и реабилитации.
Согласно штатному расписанию по состоянию на 01.01.2013 из 1 261,75 выделенных ставок врачей акушеров-гинекологов занято 1 120,25 ставки, при этом количество физических лиц составляет 798 человек. В целом коэффициент совместительства по акушерско-гинекологической службе равен 1,4, а в амбулаторно-поликлинических учреждениях - 1,35. Высшую категорию имеют 22,8 % врачей, первую категорию - 33,8 % врачей , вторую категорию - 10,7 % врачей.
Дефицит врачей-неонатологов более значителен: коэффициент совместительства достигает 2,9.
Коэффициент совместительства среднего медицинского персонала (акушерок) равен 1,3. Высшую категорию имеют 50,5 % акушерок, первую категорию - 15,8 % акушерок, вторую категорию - 8,9 % акушерок.
Внедрение в практику учреждений родовспоможения современных технологий выхаживания недоношенных детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела, возможно при подготовке достаточного количества высококвалифицированных специалистов в области акушерства, гинекологии и неонатологии.
Наиболее остро проблема с койками для беременных и рожениц стоит в городском округе Самара. Всего в Самаре пять акушерских стационаров, три из которых развернуты в приспособленных помещениях (1875 - 1961 годов постройки). Все пять акушерских стационаров не соответствуют требованиям СанПиН.
В 2012 году в рамках региональной программы модернизации здравоохранения Самарской области на 2011 - 2012 годы проведен капитальный ремонт двух крупных городских родильных отделений. Однако принципиально изменить напряженную ситуацию не удалось, поскольку на имеющихся площадях невозможно разместить весь набор помещений, установленный СанПиН, в том числе при условии значительного сокращения коек патологии беременности.