Наименование показателя | Годы | ||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
Общая численность работников, человек (по данным государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации) | 1472121 | 1459268 | 1424893 | 1366372 | 1258065 |
Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, человек (по данным государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации) | - | - | 312280 | 307000 | 284187 |
Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников, % (показатель рассчитан на основании данных государственного учреждения - Самарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации) | - | - | 21,9 | 22,5 | 22,6 |
Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, человек (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области) | 123343 | 130790 | 162444 | 151873 | 145346 |
Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников, % (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области) | 31,7 | 33,3 | 44,4 | 43,0 | 43,0 |
На протяжении ряда последних лет сохраняется достаточно высокой доля работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в общей численности работников. Такое положение связано с высокой степенью износа основных фондов организаций и с самой структурой экономики Самарской области, в которой преобладают виды деятельности, объективно связанные со сложными климатическими условиями и наличием вредных и опасных производственных факторов (нефтедобывающая, газовая, нефтегазовая, химическая и нефтехимическая, топливная, металлургическая промышленность).
Фактические расходы на компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составили в 2016 году 2975,56 млн. рублей.
В результате контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований трудового законодательства в сфере охраны труда установлено, что наибольшее количество составляют нарушения, связанные с проведением специальной оценки условий труда, обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, предварительных и периодических медицинских осмотров работников, а также обеспечением работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, предоставлением работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантий и компенсаций.
В регионе в рамках реализации полномочий по государственному управлению охраной труда проводится работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области охраны труда. В Самарской области приняты Закон Самарской области от 29.12.2012 N 140-ГД "О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"; Закон Самарской области от 10.07.2006 N 72-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями в сфере охраны труда"; постановление Правительства Самарской области от 16.12.2011 N 810 "О системе управления охраной труда в Самарской области"; постановление Правительства Самарской области от 18.08.2004 N 43 "О межведомственной комиссии по охране труда".
Прогноз состояния производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, условий труда, выполненный на основе анализа тенденций по вышеуказанным показателям с учетом прогноза занятости в основных видах экономической деятельности в среднесрочной перспективе, позволяет ожидать снижения показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников.
Проведенный анализ состояния сферы реализации Подпрограммы выявил необходимость проведения работы, направленной на повышение эффективности использования трудовых ресурсов, по следующим направлениям:
содействие росту экономической активности и трудовой мобильности населения;
проведение активной социальной политики, направленной на повышение профессиональной конкурентоспособности граждан, особенно из групп социального риска, посредством профессионального обучения и формирования мотивации трудовой деятельности;
создание условий для самостоятельной занятости трудоспособного населения и содействие в повышении предпринимательской инициативы населения;
создание условий для сохранения рабочей силы Самарской области и повышения качества рабочих мест.