Самарская область является высокоурбанизированным и плотнонаселенным регионом. Городское население составляет 74,2% от общей численности населения области (в Российской Федерации - 73%, в Приволжском федеральном округе - 70,4%).
Большинство жителей Самарской области (68%) проживает на территории четырех крупных городских округов - Самара (1 166 612 человек), Тольятти (719 602 человека), Сызрань (179 470 человек) и Новокуйбышевск (110 589 человек).
По состоянию на 01.01.2012 численность населения, проживающего в сельской местности Самарской области, составляет 828 926 человек (25,8%), всего сельских населенных пунктов - 1 223.
Плотность населения в Самарской области составляет 60 человек на 1 кв. км, дорожная сеть развита, обслуживание сельских населенных пунктов медицинскими работниками не затруднено, так как все население прикреплено к ФАП и ОВОП.
ПМСП, в том числе первичная специализированная медико-санитарная помощь, оказывается в 23 центральных районных больницах, 22 городских больницах, 11 врачебных амбулаториях, 499 ФП и ФАП, 151 ОВОП.
В Самарской области в настоящее время работает 35 ФП и 464 ФАП. ФП и ФАП работают в составе сельского врачебного участка под руководством врача отделения (офиса) общей врачебной практики или районной больницы. С введением в строй модульных зданий планируется открыть ФАП в населенных пунктах, где они были закрыты.
Стратегия реформирования инфраструктуры амбулаторно-поликлинической службы определяется прогнозируемым дальнейшим ростом числа пациентов с хроническими заболеваниями, обусловленным старением населения, и появлением убедительных доказательств предотвратимости ряда тяжелых заболеваний человека, преобладающих в структуре причин смертности.
Инфаркт миокарда и острое нарушение мозгового кровообращения - основные причины преждевременной смертности трудоспособного населения - могут быть предотвращены относительно малозатратными профилактическими мероприятиями на амбулаторном уровне. Эти обстоятельства требуют изменения стратегии развития отрасли - от приоритетного оказания стационарной помощи к приоритетному развитию амбулаторно-поликлинической службы, повышению роли участкового врача, развитию семейных практик, вовлечению в процесс профилактики заболеваний с предотвратимыми факторами риска.
Проводимая в Самарской области на протяжении последних лет реформа службы амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе в рамках программы модернизации здравоохранения, направлена на:
реализацию мероприятий по первичной профилактике, организацию масштабной работы кабинетов профилактики и центров здоровья;
разработку механизмов стимулирования к выявлению заболеваний на более ранних стадиях;
сохранение и развитие общеврачебной практики;
развитие стационарозамещающих технологий и, как следствие, оптимизация коечного фонда;
создание диагностических и консультативных подразделений на базе крупных областных и городских лечебных учреждений;
создание сети реабилитационных учреждений, порядок оказания медицинской помощи в которых включает амбулаторный, стационарный и санаторный этапы;
создание сети учреждений паллиативной помощи.
В амбулаторных лечебных учреждениях городских округов Самарской области планируется реализация следующих технологий оказания первичной медико-санитарной помощи:
развитие службы неотложной помощи;
взаимодействие, координация и работа в едином информационном пространстве служб скорой и неотложной помощи;
взаимодействие со стационарными лечебными учреждениями;
преемственность в работе стационарной и амбулаторной служб;
развитие отделений хирургии одного дня;
переход от принципов районирования при оказании первичной медико-санитарной помощи к принципу зонирования территорий.
В связи с прямой зависимостью уровня летальности от уровня оснащенности больницы и времени доставки пациента до учреждения, где может быть оказана помощь в соответствии с современным стандартом лечения, стратегия организации медицинской помощи сельскому населению определила следующие основные направления реструктуризации:
развитие межмуниципальных медицинских центров;
создание оперативной системы мониторинга и эвакуации тяжелых больных из сельских районов, внедрение единых принципов маршрутизации пациентов;
развитие мобильной областной консультативной мультидисциплинарной службы;
развитие телемедицинских систем;
оптимизация коечного фонда с развитием стационарозамещающих технологий и сети учреждений паллиативной помощи.
В Самарской области в рамках реализации мероприятий по повышению качества и доступности медицинской помощи сельскому населению создана разветвленная сеть из 151 ОВОП, в которых осуществляют медицинскую деятельность квалифицированные врачи общей практики и медицинские сестры общей практики. Для каждого ОВОП приобретены санитарные автомобили повышенной проходимости, позволяющие оперативно оказывать неотложную медицинскую помощь.
В сельских районах области организовано 212 участков врачей общей практики. Показатель обеспеченности врачами общей практики по Самарской области увеличился с 1,91 на 10 тыс. населения в 2005 году до 2,4 на 10 тыс. населения в 2012 году (в сельских районах с 1,14 на 10 тыс. населения - в 2006 году до 2,21 на 10 тыс. населения - в 2012 году).
На уровне ОВОП сформировалась команда специалистов по оказанию первичной медико-санитарной и медико-социальной помощи, работающая под руководством врача общей практики. В команду входят две медицинские сестры общей практики, фельдшеры, акушерки и медицинские сестры ФАП, социальные работники.
В целях стимулирования и привлечения медицинских кадров в 2007 году Правительством Самарской области принято решение о выделении средств из областного бюджета для выплаты надбавки к окладу месячного денежного содержания и стимулирующих выплат врачам общей врачебной практики и средним медицинским работникам в сельских районах Самарской области. При этом размер указанных стимулирующих выплат определяется в зависимости от результатов деятельности врачей и медицинских сестер. Министерством в соответствии с требованиями системы государственной статистики в области контроля качества работы системы общеврачебных практик выбраны индикаторы, характеризующие профилактическую работу, работу по смежным специальностям (ЛОР, офтальмолог, невролог и др.), качество оказания медицинской помощи.
Планируется дальнейшее развитие системы общеврачебной практики, строительство 15 модульных ОВОП, обновление в ОВОП санитарного транспорта и медицинского оборудования, оснащение ОВОП физиотерапевтическим оборудованием.
Планируется, что укрепление ПМСП наряду с дальнейшим развитием института врача общей (семейной) практики и приоритетом ее профилактической направленности будет сопровождаться развитием стационарозамещающих технологий, в том числе в части организации работы дневных стационаров, стационаров на дому, центров (кабинетов) амбулаторной хирургии; расширением деятельности отделений неотложной помощи в поликлиниках области.
Одна из задач развития ПМСП - приближение ее к пациенту. В сельской местности эта задача решается путем организации работы ФП и ФАП. С 2007 года планомерно проводится работа по ремонту и оснащению ФАП. В 2012 году в рамках областной целевой программы "Модернизация здравоохранения в Самарской области" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.10.2010 N 549, финансовые средства были направлены на приобретение 54 модульных ФАП. В дальнейшем эта работа будет продолжена - планируется реализация мероприятий по приобретению и возведению модульных ФАП для обслуживания сел с населением менее 100 человек. В Самарской области потребность в мобильных ФАП на сегодняшний день составляет 29 единиц. Кроме того, планируется оснащение ФАП физиотерапевтическим оборудованием.
Для повышения доступности специализированной медицинской помощи организована работа выездных поликлинических бригад из областных ЛПУ (государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им. М.И. Калинина", государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарская областная клиническая офтальмологическая больница им. Т.И. Ерошевского" и др.). В Самарской области имеется более чем десятилетний опыт такой работы.
Продолжат работу 7 мобильных лечебно-диагностических комплексов, закупленных в рамках региональной программы модернизации здравоохранения Самарской области на 2011 - 2012 годы, в том числе офтальмологические комплексы, комплекс "Здоровый ребенок".
В целях обеспечения доступности медицинской помощи сеть обособленных подразделений центральных районных больниц планируется привести в соответствие с численностью обслуживаемого населения и потребностью в медицинской помощи.
Важнейшим направлением развития инфраструктуры системы здравоохранения является обеспечение равной доступности качественной медицинской помощи для всех граждан области независимо от места проживания.
В целях повышения доступности специализированной медицинской помощи сельскому населению и создания материально-технических и кадровых условий для выполнения федеральных порядков и стандартов оказания медицинской помощи в Самарской области в соответствии с приказом министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 02.12.2011 N 1970 "Об организации межмуниципальных медицинских центров" образовано 12 ММЦ, на базе которых организовано оказание медицинской помощи, в том числе специализированной, населению прилегающих муниципальных образований, в настоящее время ММЦ работают на функциональной основе. ММЦ организованы по результатам анализа сложившихся потоков движения пациентов, транспортной инфраструктуры с учетом наличия подготовленных кадров и необходимой лечебно-диагностической базы. Основными целями деятельности ММЦ являются обеспечение доступности специализированной медицинской помощи надлежащего качества населению муниципальных образований Самарской области, более эффективное использование оборудования и кадрового потенциала, совершенствование организации работы для повышения эффективности использования ресурсов, направляемых на оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Территориальная программа ОМС). В области реализуется стратегия развития ММЦ, предусматривающая в том числе внедрение современных технологий в подразделениях интенсивного лечения.
Отработка механизмов нормативно-правового и материально-технического обеспечения деятельности ММЦ позволит усовершенствовать организацию медицинской помощи населению, повысить интенсивность деятельности стационаров, а также обеспечить своевременное и качественное оказание экстренной медицинской помощи.
Таким образом, сельскому населению области будет предоставлена возможность получения приближенной к месту проживания специализированной медицинской помощи.
Дальнейшее развитие получит диспансерное наблюдение за состоянием здоровья населения:
обеспечение патронажа больных, страдающих хроническими заболеваниями, и маломобильных больных;
улучшение качества оказания медицинской помощи больным, страдающим хроническими заболеваниями (достижение целевых индикаторов);
увеличение количества активных посещений;
предотвращение обострения хронических заболеваний в период экстремальных климатических условий.
В Самарской области в целях улучшения качества диагностики онкологической патологии, в первую очередь рака наружной локализации, Министерством совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - Территориальный фонд) было принято решение о введении доплат стимулирующего характера врачам, выявившим онкологические заболевания I и II стадии при амбулаторном обращении пациентов. Для применения механизма доплаты за раннее выявление онкологического заболевания используются следующие критерии:
наличие записи в медицинской амбулаторной карте;
морфологическое подтверждение онкологического заболевания.
На осуществление стимулирующих выплат направляются средства нормированного страхового запаса Территориального фонда с учетом средств на выплаты врачу в размере 1 000 рублей за каждый случай выявления.