Недействующий

Об утверждении региональной программы "Развитие здравоохранения Самарской области" на 2013 - 2020 годы

Развитие отделений неотложной помощи на базе амбулаторно-поликлинических учреждений и подразделений с созданием единой диспетчерской службы со скорой медицинской помощью с целью оптимизации маршрутизации потоков пациентов

     В Самарской области отделения неотложной помощи функционировали в ряде учреждений с 90-х годов. В настоящее время их деятельность определяется в соответствии с приказом министерства здравоохранения Самарской области от 11.10.2012 N 331 "Об организации оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме на дому взрослому населению учреждениями здравоохранения Самарской области". Оплату услуг планируется производить через систему обязательного медицинского страхования (далее - система ОМС). Для отделений неотложной помощи планируется приобретение автотранспорта.
     Планируется продолжить развитие стационарозамещающих технологий с целью снижения госпитализированной заболеваемости.
     Запланировано дальнейшее расширение профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений путем внедрения современных медико-профилактических технологий, доказавших свою эффективность; увеличение количества пациентов, прошедших обучение в школах здоровья и школах пациентов, совершенствование межведомственной работы по укреплению общественного здоровья.
     Кроме того, запланирован комплекс мер по увеличению мощности центров здоровья для взрослых и детей, основными задачами которых являются мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье, консультирование и обучение населения навыкам здорового образа жизни, динамическое наблюдение лиц из различных групп риска, мониторинг показателей здорового образа жизни.
     В настоящее время в области внедряются новые формы работы центров здоровья:
     работа центров здоровья по принципу семейных;
     создание мобильных центров здоровья (в Самарской области имеется мобильный центр здоровья "Студенческий", созданный на базе Самарского государственного медицинского университета).
     Для расширения объемов выездной службы для центров здоровья приобретены дополнительные комплекты оборудования.
     В целях повышения доступности и качества оказания медицинской помощи в работу первичного звена внедряются информационные технологии, в том числе телемедицина и электронная регистратура. В настоящее время благодаря использованию телекардиодиагностики врачи Ставропольского, Сергиевского, Исаклинского, Шенталинского и Челно-Вершинского районов имеют возможность получать в режиме реального времени консультации врачей государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной кардиологический диспансер", направляя им с помощью сети Интернет электрокардиограммы пациентов. Телемедицинские технологии позволяют передавать необходимые медицинские документы пациента, например рентгеновские снимки, в специализированные областные учреждения здравоохранения, в том числе в государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер". Телемедицина позволяет в режиме реального времени проводить врачебные консилиумы, что способствует сокращению времени на постановку диагноза и своевременному назначению лечения. Планируется внедрение телемедицинских технологий в первую очередь в ММЦ с последующим распространением во всех сельских районах Самарской области.
     В настоящее время в Самарской области работает 181 электронная регистратура в учреждениях здравоохранения, что значительно облегчает возможность записи на прием к "узким" специалистам, позволяя в том числе жителям отдаленных территорий Самарской области записаться на прием в специализированные областные учреждения на определенные дату и время.
     Одной из проблем здравоохранения Самарской области является оказание медицинской помощи в новых жилых микрорайонах. Возможным способом решения этой проблемы является строительство быстровозводимых модульных зданий поликлиник на 30 - 45 тысяч прикрепленного населения. Ориентировочная потребность в строительстве новых поликлиник на территории области - 14 - 15, что может быть решено в рамках настоящей Программы.
     Профилактические меры в области охраны здоровья граждан определены Министерством как приоритетные. Планируется сориентировать деятельность медицинского персонала всех уровней на профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни населения, а работа по медицинской профилактике должна стать неотъемлемой составной частью профессиональной деятельности каждого медицинского работника независимо от специальности и занимаемой должности.
     Ожидается завершение процесса формирования специализированной сети структурных подразделений службы медицинской профилактики (центры здоровья, отделения/кабинеты медицинской профилактики) в соответствии с требованиями приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" и от 23.09.2003 N 455 "О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации". В целях повышения эффективности деятельности центров здоровья планируется развитие оздоровительных направлений (коррекция факторов риска), способствующих сохранению и укреплению здоровья населения.
     Для повышения качества и эффективности деятельности кабинетов/отделений медицинской профилактики, центров здоровья планируется осуществление мероприятий по укреплению материально-технической базы центров/отделений/кабинетов медицинской профилактики, центров здоровья, совершенствованию нормативной правовой и методической базы, информационного и программного обеспечения деятельности.
     В течение 2013 года планируется реорганизация центров медицинской профилактики путем присоединения трех городских центров к областному центру медицинской профилактики. Планируется создание юридического лица с филиалами в городах Тольятти и Новокуйбышевске, что позволит более эффективно использовать бюджетные средства и материальные ресурсы, значительно сократить административно-управленческий аппарат, а высвободившиеся средства использовать на стимулирующие выплаты работникам и повышение заработной платы. Деятельность создаваемых филиалов планируется направить на выполнение функций межрайонных центров медицинской профилактики и обслуживание территории не только города (как сейчас), но и прилегающих сельских районов.
     В структуре областного центра медицинской профилактики после реорганизации планируется дополнительно создать отдел межведомственных и межсекторальных связей, отдел охраны здоровья детей и подростков, отдел социального маркетинга здорового образа жизни, консультативно-оздоровительный отдел с мобильным центром здоровья.
     В 2014 году планируется завершение реконструкции здания областного центра медицинской профилактики. Общая площадь помещения составляет 700 кв. м (3 этажа и цокольный этаж), имеются тренажерный зал и зал ЛФК. Наряду с этим планируется развертывание центра практических навыков для отработки навыков работы с оборудованием врачей и среднего медицинского персонала центров здоровья и отделений медицинской профилактики области.
     В целях повышения доступности профилактической медицинской помощи жителям области планируется:
     открытие дополнительно 2 центров здоровья (в городах Самаре и Тольятти);
     организация деятельности 4 детских центров здоровья (в городах Самаре и Тольятти, муниципальном районе Сергиевский) по типу "семейных" с открытием офтальмологических кабинетов с соответствующим оснащением диагностическим оборудованием и организацией приема взрослого населения;
     оснащение всех отделений и кабинетов медицинской профилактики оборудованием для участия в диспансеризации взрослого населения и профилактических медицинских осмотрах;
     оснащение бесконтактными тонометрами отделений медицинской профилактики в городах Самаре и Тольятти;
     оснащение отделений медицинской профилактики крупных ЛПУ (обслуживающих более 70 тысяч взрослого населения) портативными УЗИ-аппаратами;
     введение во всех центрах здоровья отделений/кабинетов медицинской профилактики, кабинетов медицинской помощи по отказу от курения, кабинетов психологической помощи по коррекции факторов риска;
     организация кабинетов (отделений) медицинской профилактики во всех поликлиниках, обслуживающих как городское, так и сельское население;
     открытие кабинетов медицинской профилактики в составе стационарных лечебных учреждений Самарской области;
     открытие в составе отделений медицинской профилактики поликлиник, стационарных лечебных учреждений, санаторно-курортных организаций кабинетов медицинской помощи по отказу от курения и кабинетов психологической помощи по коррекции факторов риска хронических неинфекционных заболеваний.
     Подпрограммой предусматривается проведение ремонта 76 отделений/кабинетов лечебной физкультуры и дооснащение их необходимым оборудованием.
     Планируется разработка и внедрение механизмов стимулирования работников поликлинического звена на раннее выявление заболеваний и недопущение развития заболеваний до стадии, приводящей к госпитализации.
     Планируется проведение мониторинга распространенности поведенческих факторов риска развития неинфекционных заболеваний (по 1 600 респондентов в год); проведение социологических исследований с целью выявления информированности населения о проблемах профилактики и лечения заболеваний органов зрения (1 раз в 2 года по 3 900 респондентов в год); проведение социологических исследований с целью изучения доступности и качества оказания профилактической помощи жителям Самарской области (1 раз в 2 года по 1000 респондентов).
     Эпидемиологические исследования позволят разработать модель профиля риска неинфекционных заболеваний на основе поведенческих и биологических факторов риска, помогут привлечь дополнительные трудовые и финансовые ресурсы для разработки и внедрения методов и средств, позволяющих ориентировать население на профилактику неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни.
     Анализ динамики хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска (через 3 и 5 лет) позволит оценить правильность проводимых профилактических мероприятий, в том числе по формированию здорового образа жизни. Придание исследованию перспективного характера позволит получать достоверную информацию о связи распространенности факторов риска хронических неинфекционных заболеваний со смертностью от этих заболеваний.
     Разработка и утверждение единых стандартов наблюдения лиц с выявленными факторами риска развития заболеваний, а также создание единой системы мониторинга факторов риска среди населения позволят оперативно оценивать эффективность профилактических мероприятий, выявлять наиболее значимые факторы риска с целью своевременного принятия мер по предотвращению их распространения среди населения.
     Планируется проведение мероприятий по совершенствованию подготовки специалистов, в том числе:
     обучение врачей центров здоровья, отделений (кабинетов) медицинской профилактики (106 человек) на курсах тематического усовершенствования специалистов по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни в объеме 72 часов (для врачей) и средних медицинских работников (16 человек) в объеме 144 часов по специальности "Гигиеническое воспитание";
     проведение обучающих семинаров по отдельным вопросам медицинской профилактики и формирования здорового образа жизни в рамках программы непрерывного профессионального развития врачей;
     организация и проведение семинаров для руководителей и специалистов немедицинских организаций (педагогов, психологов, воспитателей, представителей некоммерческих организаций, волонтеров) по вопросам профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни с охватом не менее 500 человек в год.
     Кроме того, по всем основным направлениям деятельности в области формирования здорового образа жизни населения и профилактики хронических неинфекционных заболеваний для указанных целевых учебных групп целесообразно подготовить и издать учебно-методические пособия и практические рекомендации с конкретными алгоритмами действий по оказанию профилактических услуг населению.
     Для профилактики депрессивных состояний и суицидального поведения необходимо создать трехуровневую систему профилактики кризисных состояний и медицинской помощи лицам с суицидальным поведением, включающую в себя:
     отделения "Телефон доверия" с круглосуточным режимом работы;
     кабинеты социально-психологической помощи;
     отделения кризисных состояний.
     Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы:
     увеличение продолжительности активной жизни населения за счет формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний;
     увеличение доли детей, имеющих I - II группу здоровья;
     снижение потребления табака населением, недопущение его потребления детьми, подростками и беременными женщинами;
     уменьшение доли лиц, имеющих ожирение (индекс массы тела более 30 кг/кв. м);
     увеличение выявляемости больных злокачественными новообразованиями на I - II стадии заболевания до 60,5%;
     увеличение охвата населения профилактическими осмотрами на туберкулез до 82%;
     снижение заболеваемости дифтерией, эпидемическим паротитом;
     сохранение на спорадическом уровне распространенности кори, краснухи, полиомиелита;
     обеспечение охвата иммунизацией населения против вирусного гепатита B, дифтерии, коклюша и столбняка, кори, краснухи, эпидемического паротита в декретированные сроки;
     увеличение доли ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных до 78,5%.