Действующий

Об утверждении муниципальной программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства городского округа Самара на 2013 - 2018 годы (с изменениями на 26 декабря 2018 года)



1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения


Развитие малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Самара является одним из направлений Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, а также одним из направлений Стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года. Актуальность развития малого и среднего предпринимательства обусловлена значимостью данного вида предпринимательства для повышения экономического потенциала городского округа Самара, а также для решения проблем социального характера и повышения уровня доходности муниципального бюджета.


В основу настоящей Программы положены предварительные результаты завершающейся Целевой программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства городского округа Самара на 2008 - 2012 годы, утвержденной решением Думы городского округа Самара от 27 сентября 2007 г. N 465.


По итогам реализации программных мероприятий в 2008 - 2012 гг. в городском округе Самара достигнута определенная стабильность по основным показателям развития сферы предпринимательской деятельности.


Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета микропредприятий) составило 31 365, превысив величину 2008 года на 1,3%, величину 2011 года - на 3,2%.


Средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей) малых и средних предприятий (без учета микропредприятий) в 2008 - 2012 гг. имела тенденцию к сокращению по сравнению с величиной 2008 года. Данное обстоятельство обусловлено все большим предпочтением малыми предприятиями городского округа Самара "трудосберегающего" варианта развития и все большим распространением вторичных форм занятости (совместительство, неполный рабочий день и т.д.) в целях снижения затрат с учетом кризисных явлений в экономике в 2009 - 2010 годах. Однако в настоящий момент средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей) малых и средних предприятий (без учета микропредприятий) составила 103 807 человек, что выше величины 2011 года на 30,4%.


Рост оборота малых предприятий по итогам 2011 года составил 11,1% по сравнению с величиной 2010 года. По итогам 1 полугодия 2012 года величина оборота достигла 95,4 млн. рублей. Учитывая ежеквартальные темпы роста оборота малых предприятий в 2012 году, прогнозируется, что к концу 2012 года его величина превысит уровень 2008 года в среднем на 20,0%.


В последние годы наблюдается стабильный рост поступлений ЕНВД в бюджет городского округа Самара. По итогам 2011 года рост составил 3,7% и 15,5% по сравнению с величиной 2010 и 2008 годов соответственно. По итогам января - сентября 2012 года величина ЕНВД, поступившая в бюджет городского округа Самара, составила 598,4 млн. рублей, превысив величину аналогичного периода прошлого года на 8,8%.


Наблюдается стабильный рост поступлений единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. По итогам 2011 года рост составил 15,5% и 29,8% по сравнению с величиной 2010 и 2008 годов соответственно. По итогам января - сентября 2012 года величина единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, составила 1 235,4 млн. рублей, превысив величину аналогичного периода прошлого года на 16,0%.


Однако несмотря на то, что потенциал малого и среднего предпринимательства в городском округе Самара оценивается как положительный, существует ряд проблем, сдерживающих его интенсивное развитие, а именно:


несовершенство нормативной правовой базы в сфере малого и среднего предпринимательства;


отсутствие эффективного взаимодействия малых и средних предприятий городского округа Самара с крупными промышленными предприятиями, что сдерживает рост конкурентоспособности продукции (товаров, услуг);


затрудненный доступ СМСП, особенно начинающих, к финансово-кредитным и имущественным ресурсам;


недостаточное развитие городской инфраструктуры развития и поддержки малого и среднего бизнеса;


отсутствие системы подготовки квалифицированных кадров для субъектов малого и среднего бизнеса;