Недействующий

Об утверждении муниципальной программы городского округа Самара "Озеленение территории городского округа Самара" на 2013 - 2017 годы (с изменениями на 29 декабря 2017 года)



1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения


Исторически сложилось, что на территории городского округа Самара зеленые насаждения расположены фрагментарно, система городского озеленения состоит из объектов, не одинаковых по площади, функциональному использованию, уровню рекреационной нагрузки.


По состоянию на 01.01.2012 площадь зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, набережные, бульвары), приходящаяся на одного жителя, составляет менее 5 кв. м. Согласно санитарным нормам (СНиП 2.07.01.1989 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений") площадь территорий общего пользования должна составлять не менее 10 кв. м на человека.


Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 25.12.2008 N 496-п утверждены Региональные нормативы градостроительного проектирования, в составе которых установлен региональный норматив, определяющий минимально допустимый уровень обеспеченности населения муниципальных образований Самарской области зелеными насаждениями (не менее 9 кв. м на человека).


Зеленые насаждения играют важную роль в формировании и оздоровлении городской среды, где они выполняют градостроительную, экологическую, санитарно-гигиеническую, микроклиматическую, архитектурно-художественную, эстетическую, рекреационную функции. Несмотря на это, состояние деревьев не соответствует требованиям, предъявляемым к зеленым насаждениям. Многие деревья страдают дуплистостью, суховершинностью, расщеплением и гниением ствола и корневой системы. Значительная часть технологических операций по уходу за зелеными насаждениями не производится (например, систематическое формирование крон деревьев, различные виды обрезки деревьев и кустарников). В результате этого в настоящее время большинство старовозрастных (25 - 40 лет) и значительная часть средневозрастных (15 - 25 лет) деревьев имеют аварийно-опасное состояние.


По состоянию на 01.01.2012 на территории городского округа Самара насчитывается около 9 тысяч пухонесущих тополей, которые были посажены в 50 - 60-х годах XX века. Большая их часть в настоящее время достигла критического возраста, создает аварийные ситуации для автотранспорта и зданий, представляет угрозу для жизни и здоровья населения городского округа. Многие тополя были высажены без соблюдения санитарных норм, что приводит к затенению квартир, разрушению фундаментов, кровли, коммуникаций. Кроме того, тополиный пух является фактором повышенной пожароопасности на территории городского округа. Ежегодное пушение тополей может провоцировать развитие пыльцевой аллергии.


Данные факты дают основание для постепенной замены тополей (в первую очередь, аварийных) другими породами деревьев, более декоративными, устойчивыми к вредителям и болезням, с необходимым условием соблюдения строительных норм и правил.


В целях сохранения экологического баланса после сноса аварийных деревьев необходимо проведение компенсационных посадок деревьев с последующим уходом за ними. Учитывая, что из-за наличия коммуникаций компенсационную посадку деревьев не всегда возможно произвести непосредственно на месте снесенных деревьев, необходимы мероприятия по обрезке деревьев и уходу за зелеными насаждениями после глубокой омолаживающей обрезки (подкормка, полив).


Травяной покров города, его качество, количество и состояние составляют сегодня одну из проблем в озеленении города. Газонное покрытие образует смесь культурных многолетних злаковых трав. Газон выполняет важную санитарно-гигиеническую роль, задерживая пыль, регулируя температуру и влажность воздуха. На значительном числе городских объектов со вновь устроенными газонами наряду с растениями, входящими в состав газонной травосмеси (мятлик, овсяница, райграс), отмечается факт произрастания сорной растительности (одуванчик, сурепка и др.). Основными причинами засорения газонов являются нарушения технологии содержания посевных газонов 1 года закладки (недостаточная кратность прополки, полива, отсутствие подкормки), что приводит к плохому развитию всходов. Для образования устойчивой и плотной дернины необходимо создавать и поддерживать условия роста и кущения трав. Это достигается только своевременным выкашиванием, не считая поливов и подкормок, в которых нуждаются все виды городских зеленых насаждений.


Несмотря на то, что городской округ Самара расположен в условиях лесостепной полосы, поливочный водопровод охватывает лишь незначительное количество участков зеленых насаждений.


В районах торговых центров, мини-рынков, несанкционированных пешеходных переходов через газоны вдоль автодорог и разделительных полос, на придомовых территориях затаптываются до полного усыхания значительные площади газонов. Часты случаи заездов автотранспорта на газоны. Во многих случаях зеленые насаждения погибают в результате низкой экологической культуры населения по отношению к зеленым насаждениям. Это связано и с отсутствием парковочных мест для автотранспорта. Необходимо проводить воспитательную и образовательную работу, направленную на формирование бережного отношения к зеленым насаждениям. Организация работы по устройству экологических парковок за счет укладки георешеток для устройства парковок на газонах - компромиссный вариант решения проблемы увеличения парковочных площадей, сохранения существующих газонов и их благоустройства.


Обустройство части городских газонов возможно за счет средств предприятий-рекламодателей путем создания зеленой (экологической) рекламы, устройства ландшафтных композиций (посадка цветов, кустарников, устройство логотипов, засыпок из инертных материалов и др.). Участие в социально значимых проектах, направленных на благоустройство городских территорий, позволит укрепить имидж предприятий - участников проекта как социально ответственного бизнеса, ориентированного не только на развитие собственного дела, но и на развитие городской инфраструктуры в целом. Кроме этого, реализация проектов по озеленению возможна с участием волонтеров в период месячника по благоустройству.


Для организации рационального использования территорий городского округа Самара, регламентирования работ по содержанию зеленых насаждений, их ремонту и реконструкции, своевременной регистрации происходящих изменений, установления видового состава деревьев и кустарников необходимо проведение инвентаризации и паспортизации зеленых насаждений.


Программно-целевой принцип организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления как один из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов положен в основу Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 N 1101-р.


Методические рекомендации по разработке и реализации муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденные во исполнение вышеобозначенной Программы приказом Минфина РФ N 194н, Минэкономразвития РФ от 29.12.2010 N 701, в качестве возможных мероприятий по внедрению программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления провозглашают повышение доли расходов, осуществляемых программно-целевым методом, и переход к программной структуре бюджета.