Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Агропромышленный комплекс Самарской области представляет собой многоотраслевую производственно-экономическую систему, в которой функционирует 476 коллективных сельскохозяйственных организаций, 2603 крестьянских (фермерских) хозяйства, 267,2 тыс. личных подсобных хозяйств и около 1000 организаций пищевой, перерабатывающей промышленности и агросервиса. На его долю в 2011 году приходилось 3,9% стоимости валового регионального продукта.
В сельской местности проживает 632,9 тыс. человек или 19,7% всего населения Самарской области. Численность занятых в сельском хозяйстве составляет 95,4 тыс. человек.
Под влиянием системных проблем общероссийского масштаба, обусловленных структурными изменениями экономики страны, в период с 1990 по 2007 год произошло серьёзное снижение ресурсного обеспечения сельскохозяйственной отрасли и значительное сокращение производства сельскохозяйственной продукции в Самарской области.
Негативное воздействие на развитие отрасли оказали также последствия мирового финансового кризиса 2008 - 2009 годов и аномальных агроклиматических условий 2009 - 2010 годов.
Реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446, и областной целевой ы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2009 - 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 10 сентября 2008 года № 375, позволила стабилизировать производственный потенциал, повысить инвестиционную привлекательность отрасли, создать необходимые условия для увеличения производства продукции сельского хозяйства и улучшить финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей региона.
Сельское хозяйство становится инвестиционно-привлекательной сферой. Объем кредитования сельхозтоваропроизводителей вырос с 5,5 млрд. рублей в 2009 году до 8,1 млрд. рублей в 2011 году. По итогам 2011 года, прибыль сельскохозяйственных организаций по результатам всей хозяйственной деятельности (с учетом субсидий) составила 2,1 млрд. рублей, рентабельными являлись 81% организаций.
Улучшение финансового состояния позволило создать условия для повышения уровня заработной платы работников агропромышленного комплекса. Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве за последние три года возросла на 3518 рублей (более чем в 1,5 раза) и достигла в 2011 году 10208 рублей (в 2008 году - 6690 рублей). Сократился разрыв между оплатой труда работников сельского хозяйства и других отраслей экономики. Так, отношение среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве к общеобластному уровню увеличилось с 45,6% в 2008 году до 56,0% в 2011 году.
С 2010 года наблюдается тенденция роста поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий. За 2011 год оно увеличилось на 11,3 тыс. голов (5,6 %), в том числе коров - на 3,5 тыс. голов (3,4 %). В сельскохозяйственных организациях поголовье крупного рогатого скота возросло на 2,6 тыс. голов, в том числе коров на 1,6 тыс. голов. Поголовье крупного рогатого скота мясного направления за 2011 год увеличилось вдвое и составило 30,5 тыс. голов.
В регионе действует государственное унитарное предприятие Самарской области «Самарский центр развития животноводства «Велес» (далее - ГУП СО «Велес»), осуществляющее поставку маточного поголовья крупного рогатого скота сельскохозяйственным товаропроизводителям Самарской области.
Всего за 2010 - 2011 годы сельскохозяйственными товаропроизводителями Самарской области закуплено у ГУП СО «Велес» около 5,0 тыс. голов крупного рогатого скота.
Значительно увеличилось поголовье овец и коз (на 12,2 тыс. голов или 11,6%).
Производство скота и птицы на убой в живом весе в 2011 году составило 136,0 тыс. тонн (превышение на 1,5% по сравнению с уровнем предыдущего года). Валовой надой молока в 2011 году увеличился по сравнению с предыдущим годом на 2,2% (на 8,9 тыс. тонн) и составил 407,5 тыс. тонн.
Начиная с 2000 года наблюдается ежегодный рост молочной продуктивности. В 2011 году от каждой фуражной коровы надоено по 3796 кг, что выше уровня 2000 года на 949 кг (33,3%).
Агропромышленным комплексом выполняется задача по обеспечению региона основными видами растениеводческой продукции. Валовой сбор зерновых культур в 2011 году составил 1213 тыс. тонн. Этого достаточно для удовлетворения собственных потребностей в продовольственном, семенном и фуражном зерне. Намолочено 589 тыс. тонн маслосемян подсолнечника. Произведено более 450 тыс. тонн картофеля при потребности области в 350 тыс. тонн. В достаточном количестве произведено овощей (292 тыс. тонн).
За 2000 - 2010 годы заметно увеличилось потребление основных продуктов питания в расчете на одного жителя Самарской области: мяса и мясопродуктов - более чем на 40%, молока и молокопродуктов - более чем на 20%, яиц и яйцепродуктов - более чем на 25%, картофеля - на 7%, овощей - в 1,7 раза, хлеба и хлебобулочных изделий - на 8%, масла растительного - на 16%.
В 2011 году в общем объеме потребления продукты, произведенные сельскохозяйственными товаропроизводителями Самарской области, занимали 50,4% по мясу и мясопродуктам, 47,1% по молоку и молокопродуктам. Картофелем и овощами собственного производства потребительский рынок обеспечен на 100%, фруктами и ягодами - на 89,3%.
Несмотря на достигнутые позитивные результаты, остаются нерешенными проблемы, сдерживающие развитие аграрного сектора в регионе:
низкий уровень технического оснащения отрасли, вызванный недостаточным притоком частных инвестиций в развитие отрасли. Износ основных фондов сельского хозяйства составляет 48,4%. Большинство животноводческих помещений не соответствуют современным требованиям и нуждаются в реконструкции и модернизации. Количество тракторов и зерноуборочных комбайнов по сравнению с 2005 годом снизилось на 44% и на 48% соответственно, амортизационные сроки отработали свыше 73-79% машин;
недостаточно высокая эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения. Несмотря на сокращение с 2007 года площади неиспользованной пашни почти в два раза, её доля в 2011 году составила 15% (376,2 тыс. га). Низкий уровень использования минеральных удобрений ведет к снижению плодородия почв и, как следствие, к недополучению продукции. В 2011 году внесено 15,7 кг минеральных удобрений на 1 га посевной площади, что значительно ниже минимальных научно-обоснованных норм;
недостаточная обеспеченность населения Самарской области продуктами питания животного происхождения, произведенными на территории региона. В Самарскую область ежегодно ввозится более 90 тыс. тонн мясопродуктов, 400 тыс. тонн молокопродуктов, 600 млн. штук яиц. Это связано со значительным сокращением поголовья животных в период с 1990 по 2007 год: по крупному рогатому скоту - в 4,3 раза, в том числе коров - в 2,9 раза, свиней - в 2,6 раза, а также прекращение деятельности птицефабрик в муниципальных районах Сызранский, Безенчукский. В результате производство молока уменьшилось в 2,2 раза, производство мяса всех видов - в 2,3 раза, производство яиц - в 3,4 раза;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности. Доля выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования сельскохозяйственного профиля Самарской области, пришедших на работу в агропромышленный комплекс в 2011 году, составила всего 9,7%;
недостаточно комфортные условия проживания в сельской местности в части обеспеченности инженерной инфраструктурой, жильем, объектами здравоохранения, образования, культуры и спорта;
недостаточная готовность агропромышленного комплекса Самарской области к функционированию в условиях действия норм и правил Всемирной торговой организации, что определяет необходимость первоочередной реализации в переходный период (до 2017 года) мер государственной поддержки агропромышленного комплекса, определенных так называемой желтой (янтарной) корзиной по классификации Всемирной торговой организации.
Существующие проблемы в сфере производства сельскохозяйственной продукции и социально-экономического развития сельских территорий обусловили необходимость разработки и утверждения Программы.
В этой связи в рамках Программы планируется реализация мероприятий по оказанию государственной поддержки агропромышленного комплекса Самарской области, ориентированной на конечный результат и повышение эффективности аграрного сектора, комплексное решение многоплановых проблем социального обустройства сельских территорий, повышения уровня и качества жизни жителей села.