от 9 ноября 2012 года N 111-ГД
О МУНИЦИПАЛЬНОМ ЖИЛИЩНОМ КОНТРОЛЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНА РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ С ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Самарской области от 11.02.2022 N 14-ГД, вступившего в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования (опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru - 11.02.2022). Есть неопределенность с датой окончания действия документа, связанная с исчислением срока вступления в силу отменяющего документа. Подробнее см. Справочную информацию.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 16 января 2017 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Закона Самарской области от 15.05.2013 N 42-ГД
Закона Самарской области от 22.12.2014 N 130-ГД
Закона Самарской области от 06.02.2015 N 5-ГД
Закона Самарской области от 15.02.2016 N 28-ГД
Закона Самарской области от 11.04.2016 N 48-ГД
Закона Самарской области от 16.01.2017 N 6-ГД
____________________________________________________________________
Принят
Самарской Губернской Думой
30 октября 2012 года
Настоящий Закон в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет:
1) порядок осуществления муниципального жилищного контроля;
2) порядок взаимодействия органа регионального государственного жилищного надзора Самарской области с органами муниципального жилищного контроля при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля.
1. В целях осуществления на территории Самарской области муниципального жилищного контроля уполномоченные органы местного самоуправления поселений, внутригородских районов городского округа Самара и городских округов (за исключением городского округа Самара) в Самарской области:
1) утверждают перечни должностных лиц органов муниципального жилищного контроля, являющихся муниципальными жилищными инспекторами (далее - муниципальные жилищные инспектора);
2) разрабатывают и принимают административные регламенты осуществления муниципального жилищного контроля.
2. Деятельность органов муниципального жилищного контроля направлена на предупреждение, выявление и пресечение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами нарушений, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Самарской области, а также муниципальными правовыми актами, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных федеральным законодательством мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
3. Муниципальный жилищный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в формах, по основаниям, в сроки и с периодичностью, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, предусмотренных частями 4.1, 4.2 и 4.4 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Муниципальный жилищный контроль в отношении граждан осуществляется в формах, по основаниям, в сроки и с периодичностью, установленных муниципальными правовыми актами в соответствии с настоящим Законом.
4. Муниципальные жилищные инспектора в порядке, установленном федеральным законодательством:
1) запрашивают и получают на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещают территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников - жилые помещения в многоквартирных домах и проводят их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю.
5. В случае выявления при проведении проверок нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем и гражданином обязательных требований муниципальные жилищные инспектора, проводившие проверку:
1) выдают предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и гражданину об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления таких предписаний несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям, о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
2) принимают меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности, в том числе:
а) направляют в орган регионального государственного жилищного надзора Самарской области в соответствии с его компетенцией материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, за которые предусмотрена административная ответственность, для решения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях;
б) направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
3) обращаются в суд с заявлениями (в случае если в многоквартирном доме имеется жилое (нежилое) помещение, находящееся в муниципальной собственности):
а) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;
в) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований Жилищного кодекса Российской Федерации о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;
г) в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;
д) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.
6. Инспектора, уполномоченные на осуществление муниципального жилищного контроля, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1. Орган регионального государственного жилищного надзора Самарской области и органы муниципального жилищного контроля при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля осуществляют взаимодействие по следующим вопросам:
1) информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления муниципального жилищного контроля;
2) определение целей, объема, сроков проведения плановых и внеплановых проверок;
3) информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения обязательных требований и об эффективности деятельности органов муниципального жилищного контроля;
4) подготовка в установленном порядке предложений о совершенствовании законодательства в части организации и осуществления муниципального жилищного контроля;
5) оказание органам муниципального жилищного контроля информационно-методической, консультативной, организационной поддержки;
6) повышение квалификации муниципальных жилищных инспекторов.
2. Орган регионального государственного жилищного надзора Самарской области осуществляет координацию вопросов, связанных с обеспечением согласованных действий органа регионального государственного жилищного надзора Самарской области и органов муниципального жилищного контроля.
3. В целях организации взаимодействия органа государственного жилищного надзора Самарской области с органами муниципального жилищного контроля руководитель органа государственного жилищного надзора Самарской области определяет должностных лиц, ответственных за организацию взаимодействия органа государственного жилищного надзора Самарской области с органами муниципального жилищного контроля и координацию вопросов, связанных с обеспечением согласованных действий органа государственного жилищного надзора Самарской области и органов муниципального жилищного контроля.
4. Органы муниципального жилищного контроля направляют в орган государственного жилищного надзора Самарской области информацию о принятых муниципальных правовых актах по вопросам организации и осуществления муниципального жилищного контроля в срок не позднее десяти дней со дня их официального опубликования с приложением копий таких муниципальных правовых актов, а также сведений об их официальном опубликовании.
5. Орган государственного жилищного надзора Самарской области размещает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о принятых нормативных правовых актах и методических документах (разъяснениях, рекомендациях) по вопросам организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. Указанные нормативные правовые акты и методические документы (разъяснения, рекомендации), принятые органом государственного жилищного надзора Самарской области, размещаются в срок не позднее десяти дней со дня их официального опубликования (в отношении нормативных правовых актов) или принятия (в отношении методических документов (разъяснений, рекомендаций)) с указанием сведений об их официальном опубликовании (при наличии).
6. С целью недопустимости проведения в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя проверок исполнения одних и тех же обязательных требований органы муниципального жилищного контроля при формировании проекта плана проведения плановых проверок (далее - проект плана проверок) в срок до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляют в орган государственного жилищного надзора Самарской области проект плана проверок.
7. Орган государственного жилищного надзора Самарской области в срок до 1 августа текущего года осуществляет сверку представленной информации с проектом плана проверок, сформированным органом государственного жилищного надзора Самарской области, на предмет исключения дублирующих проверок, информирует органы муниципального жилищного контроля о результатах сверки и направляет предложения о включении (исключении) соответствующих проверок.
8. При поступлении в орган государственного жилищного надзора Самарской области обращений о фактах нарушения обязательных требований (далее - обращения) должностные лица органа регионального жилищного надзора Самарской области, указанные в части 3 настоящей статьи, исходя из наличия муниципальных жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном доме, в котором указывается на наличие нарушений, информации о проводимых и ранее проведенных проверках, принимают решение о рассмотрении обращения органом государственного жилищного надзора Самарской области самостоятельно либо во взаимодействии с органами муниципального жилищного контроля в порядке, установленном частями 9 - 13 настоящей статьи.
9. В случае принятия решения о рассмотрении обращения во взаимодействии с органами муниципального жилищного контроля орган государственного жилищного надзора Самарской области:
1) в течение семи дней со дня регистрации обращения направляет его копию в органы муниципального жилищного контроля для рассмотрения и принятия решения в соответствии с их компетенцией;
2) в установленный действующим законодательством срок направляет заявителю ответ по существу поставленных вопросов, разрешение которых не относится к компетенции органа муниципального жилищного контроля, а орган муниципального жилищного контроля направляет заявителю ответ по существу поставленных вопросов, разрешение которых относится к компетенции органа муниципального жилищного контроля.
10. С целью недопустимости проведения в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя проверок исполнения одних и тех же обязательных требований при рассмотрении обращения во взаимодействии с органами муниципального жилищного контроля орган государственного жилищного надзора Самарской области не проводит проверки соблюдения обязательных требований, указанных в обращении.
11. При принятии органом муниципального жилищного контроля решения о проведении внеплановой проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также решения о проведении проверки в отношении гражданина на основании поступивших, в частности посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, непосредственно в орган муниципального жилищного контроля либо направленных органом государственного жилищного надзора Самарской области обращений, а также на основании выявленных в указанной системе фактов нарушений обязательных требований, орган муниципального жилищного контроля в течение пяти дней со дня издания распоряжения о проведении указанной проверки направляет в орган государственного жилищного надзора Самарской области информацию о принятом решении о проведении данной проверки с указанием целей, объемов и сроков ее проведения.
12. В случае выявления при проведении проверок нарушений обязательных требований, допущенных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или гражданином, муниципальные жилищные инспекторы, проводившие проверку, в срок не позднее дня, следующего за днем ее завершения (составления акта проверки), направляют в орган государственного жилищного надзора Самарской области следующие документы и информацию:
1) обращение, поступившее в орган муниципального жилищного контроля;
2) распоряжение органа муниципального жилищного контроля о проведении проверки;
3) сведения о согласовании с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки, проведенной в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в случае проведения внеплановой выездной проверки);
4) акт проверки, а также сведения о направлении акта проверки проверяемому лицу в случае его направления почтовым отправлением;
5) договор управления многоквартирным домом;
6) устав юридического лица;
7) документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина;
8) иные документы и информацию, относящиеся к предмету проверки.
13. Орган государственного жилищного надзора Самарской области при получении документов и информации, указанных в части 12 настоящей статьи, принимает решение о возбуждении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и в течение десяти дней со дня принятия указанного решения направляет в орган муниципального жилищного контроля информацию о принятом решении.
14. Органы муниципального жилищного контроля ежемесячно в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в орган государственного жилищного надзора Самарской области:
1) информацию о поступивших в органы муниципального жилищного контроля обращениях о нарушении обязательных требований;
2) информацию о результатах проведенных проверок, состоянии соблюдения обязательных требований;
3) информацию об исковых заявлениях, направленных в суд органом муниципального жилищного контроля в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 2 настоящего Закона.
15. Для подготовки предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации по вопросам организации и осуществления муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля и орган государственного жилищного надзора Самарской области проводят консультации, совещания, создают совместные рабочие группы.
16. Орган государственного жилищного надзора Самарской области в целях эффективного осуществления муниципального жилищного контроля:
1) организует и проводит конференции, совещания по вопросам осуществления муниципального жилищного контроля и регионального государственного жилищного надзора;
2) оказывает органам муниципального жилищного контроля консультативную и организационную поддержку на основании соответствующих запросов.
17. Орган государственного жилищного надзора Самарской области в целях оказания содействия в повышении квалификации муниципальных жилищных инспекторов:
1) направляет органам муниципального жилищного контроля информацию о семинарах и совещаниях, проводимых в целях повышения квалификации муниципальных жилищных инспекторов, не позднее чем за пять дней до дня их проведения;
2) проводит с органами муниципального жилищного контроля выездные обучающие семинары по вопросам осуществления муниципального жилищного контроля;
3) обобщает и распространяет опыт по выявлению и пресечению нарушений обязательных требований на территории Самарской области.
18. Органы муниципального жилищного контроля осуществляют свою деятельность с использованием государственной информационной системы Самарской области "Единая информационно-поисковая система жилищного фонда в Самарской области "Электронное ЖКХ".
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Губернатор Самарской области
Н.И.МЕРКУШКИН
г. Самара