В последние годы транспорт Удмуртской Республики в целом удовлетворял растущий спрос на перевозки пассажиров и грузов. В 2012 году грузооборот всеми видами транспорта по кругу крупных и средних предприятий (кроме железнодорожного) превысил уровень 2011 года в 2,2 раза, перевозка грузов увеличилась на 18,2 %, пассажирооборот и перевозка пассажиров сохранились на уровне 2011 года.
Развитие транспортного комплекса Удмуртской Республики, включающего в себя хозяйствующие субъекты автомобильного, воздушного, внутреннего водного, городского электрического и железнодорожного транспорта, ставит перед участниками рынка задачи по технологической и транспортной безопасности, повышению скорости передвижения, увеличению пассажиро - и грузопотока, снижению износа основных фондов, оптимизации инфраструктуры пассажирских перевозок.
Автомобильный транспорт и электротранспорт.
В настоящее время в Удмуртской Республике сформирован рынок предоставления транспортных услуг населению. Основную часть автомобильных перевозок осуществляют два крупных перевозчика: ОАО «ИПОПАТ», ОАО «Удмуртавтотранс». Наряду с ними активно развивается сектор частных перевозчиков - более 50 индивидуальных предпринимателей.
В 2012 году темп роста перевозки пассажиров в Удмуртской Республике составил 103 % к уровню 2011 года, темп роста пассажирооборота - 105 % к уровню 2011 года.
Для удобства пассажиров проведен комплекс работ по изменению, перенаправлению и открытию новых маршрутов, введены в работу на линию автобусы малой вместимости, внедрены новые формы работы с пассажирами с использованием современных технологий. Автомобильные парки оборудованы системами мониторинга на базе GPS/ГЛОНАСС, которые обеспечивают безопасность перевозки пассажиров, а также автоматизированный учет и контроль за движением транспорта, внедрена электронная система оплаты проезда пассажиров.
Транспортная отрасль Удмуртской Республики является социально ориентированной. Ежегодно из бюджета Удмуртской Республики выделяются бюджетные ассигнования на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан. Бюджетные средства выделяются также на покрытие убытков по пригородным перевозкам пассажиров в сельской местности и на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения.
Для проезда на всех видах городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси) введен месячный социальный проездной билет стоимостью 270 рублей.
С целью создания условий для дальнейшего комплексного развития пригородного и городского транспорта действует республиканская целевая программа «Комплексное развитие пригородного и городского транспорта в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы», утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 07 сентября 2009 года, и принят Закон Удмуртской Республики от 15 октября 2008 года № 38-РЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике».
Услуги по организации пассажирских перевозок в пригородном, междугородном сообщениях предоставляет ОАО «Автовокзалы Удмуртии», объединяющее 4 автовокзала, 23 автостанции и 5 кассовых пунктов.
На ОАО «Автовокзалы Удмуртии» успешно осуществлено внедрение электронных продаж билетов посредством сайта, платежных терминалов.
Электротранспорт Удмуртии представляет МУП «ИжГорЭлектро-Транс», состоящее из 2 электропарков и 2 трамвайных депо. По 11 маршрутам трамвая и 9 маршрутам троллейбуса ежедневно перевозится около 50 % пассажиров г. Ижевска.
Железнодорожный транспорт.
На железнодорожном транспорте в Удмуртской Республике за относительно короткое время произошли большие изменения, касающиеся взаимоотношений участников рынка грузовых перевозок, развития конкуренции, механизмов взаимодействия железнодорожного транспорта с государством, обществом и пользователями транспортных услуг.
С 2010 года хозяйственную деятельность по обслуживанию пассажиров в пути следования пригородных поездов в Удмуртской Республике осуществляют как агенты ОАО «Российские железные дороги» пригородные пассажирские компании ОАО «Содружество», ОАО «Волго-Вятская пригородная компания» и ОАО «Пермская пригородная компания».
Темп роста перевозки пассажиров в пригородном сообщении за 2012 год составил 98,5 % к уровню 2011 года.
Основные ключевые моменты в развитии Ижевского отделения Горьковской железной дороги:
2009 год - завершение реконструкции вокзального комплекса станции Ижевск, с вводом в эксплуатацию здания пригородного вокзала. Завершение оборудования диспетчерской централизации;
2010 год - капитальный ремонт пути на участке Ижевск-Балезино;
2011 год - строительство пешеходных мостов на станциях Можга, Глазов;
2012 год - подписание Соглашения между Правительством Удмуртской Республики и открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» о взаимодействии в области железнодорожного транспорта на 2012 - 2014 годы, которое определяет основные принципы и направления деятельности сторон.
Воздушный транспорт.
Воздушный транспорт в Удмуртской Республике представлен ОАО «Ижавиа», которое обеспечивает спрос и доступность авиационных услуг. Эксплуатационный авиационный парк предприятия состоит из 11 воздушных судов, выполняющих авиационные перевозки пассажиров, багажа и грузов на регулярной и заказной основе.
В 2012 году объемы перевозок пассажиров и грузов на предприятии составили 174,6 тысячи человек и 917 тонн соответственно.
ОАО «Ижавиа» выполняет международные рейсы в страны СНГ (Армению, Казахстан).
Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» предусмотрена реконструкция аэропортового комплекса г. Ижевска. Однако в связи с продлением сроков реализации этой программы перенесены и сроки реализации мероприятий по реконструкции аэропортового комплекса г. Ижевска на 2015 - 2018 годы.
Внутренний водный транспорт.
Значительную роль в деятельности транспортного комплекса Удмуртской Республики в летний период играет внутренний водный транспорт. В республике он представлен двумя портами: ОАО «Речной порт «Сарапул» и ОАО «Порт «Камбарка», основной деятельностью которых являются погрузочно-разгрузочные работы и добыча нерудных строительных материалов.
Кроме того, ОАО «Речной порт «Сарапул» в навигационный период осуществляет социально значимые перевозки пассажиров в пригородном и городском сообщении по реке Кама, связывая город с другими труднодоступными населенными пунктами Удмуртской Республики.