Переход экономики России на инновационную социально-ориентированную модель развития обозначен в программных документах Российской Федерации - Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»), Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 года). Определены количественные показатели инновационной экономики к 2020 году:
повышение доли высокотехнологичного сектора в ВВП до 17-20%;
увеличение доли инновационной продукции в объёме выпуска промышленности до 25-35%;
увеличение доли промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, до 40-50%.
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» к 2018 году доля продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в ВВП должна увеличиться в 1,3 раза относительно уровня 2011 года.
Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 годов осложнил реализацию поставленных целей, привёл к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные слабости российской инновационной системы. В этой ситуации цели долгосрочного развития сохраняются, при этом серьёзно повышается планка для темпов и качества экономического развития в 2013-2020 годах. Именно в такой постановке определены цели и задачи в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Важно, что в последние годы вопросы стимулирования инноваций вынесены на самый высокий политический уровень. Создан Совет при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, в рамках которого определены приоритетные направления, формы и методы государственного регулирования в целях модернизации экономики и инновационного развития России. Тема модернизации и инноваций находится в постоянном фокусе политического руководства страны.
Задача по переходу экономики Удмуртии на инновационное развитие поставлена в документах государственного планирования республики - Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года и Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы.
Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года предусмотрено развитие шести территориальных кластеров Удмуртской Республики:
стрелкового оружия,
автомобилестроения и производства автокомпонентов,
электрооборудования и электротехники,
нефтегазового машиностроения,
лесопромышленного комплекса
многоотраслевого агрокластера.
В целях формирования и развития инновационных территориальных кластеров на территории республики распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 9 апреля 2012 года № 274-р «О развитии инновационных территориальных кластеров в Удмуртской Республике» сформирована межведомственная рабочая группа по развитию территориальных кластеров в Удмуртской Республике.
Утвержден План мероприятий по развитию территориальных кластеров в Удмуртской Республике на 2012-2015 годы (распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 30 июля 2012 года № 619-р).
Государственная инновационная политика в республике осуществляется с применением программно-целевых инструментов: реализуется республиканская целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы» (утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 6 июля 2009 года № 182 «Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы»), в рамках которой осуществляется формирование комплексной инновационной инфраструктуры.
Созданы и эффективно действуют следующие основные элементы инфраструктуры:
автономная некоммерческая организация «Региональный центр наноиндустрии Удмуртской Республики», объединяющая усилия учёных и специалистов промышленности в создании благоприятных условий для развития нанотехнологий в республике и разработке на их основе конкурентоспособной продукции;
автономное учреждение Удмуртской Республики «Республиканский бизнес-инкубатор»;
бизнес-инкубатор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова» (далее - ФГБОУ ВПО ИжГТУ), предоставляющий условия для осуществления инновационных проектов от идеи до внедрения;
муниципальное бюджетное учреждение «Глазовский бизнес-инкубатор»;
бюджетное учреждение Удмуртской Республики «Центр экономического анализа и антикризисного управления»;
центры трансфера технологий в ведущих высших учебных заведениях и научных учреждениях республики, предназначение которых - организовать эффективное применение научно-технических знаний в производственных целях. По состоянию на 1 января 2014 года действуют четыре центра трансфера технологий: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет» (далее - ФГБОУ ВПО «УдГУ»); государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная медицинская академия» (далее - ГБОУ ВПО ИГМА); ФГБОУ ВПО ИжГТУ; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт прикладной механики Уральского отделения Российской Академии наук (далее - Институт механики УрО РАН);
представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
региональный центр инжиниринга Удмуртской Республики (далее - РЦИ).
При поддержке Минэкономразвития России в августе 2013 года на базе Республиканского бизнес-инкубатора был создан РЦИ. Всего в России создано 20 таких центров. РЦИ призван сформировать сетевую инфраструктуру инжиниринга, способствующую адаптации научных разработок для промышленного производства, коммерциализации технологий и знаний.