Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 июля 2009 года № 182

Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие инновационной деятельности
в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы»

(с изменениями на 18 февраля 2013 года)


 __________________________________________________________________________

  с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 17 сентября 2012 года № 402

  с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 18 февраля 2013 года № 59

 __________________________________________________________________________

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года № 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики», постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года № 151 «Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ» Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010- 2014 годы».

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы» Министерство экономики Удмуртской Республики.

  

 Председатель Правительства
     Удмуртской Республики -
     Ю.С. Питкевич

Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 06 июля 2009 года № 182



РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
 «РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
НА 2010-2014 ГОДЫ»

1. Паспорт республиканской целевой программы
«Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике
на 2010-2014 годы»

Наименование Программы

Республиканская целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 6 апреля 2009 года № 212-р «О разработке республиканской целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы»

Государственные заказчики (государственный заказчик-координатор) Программы

Министерство экономики Удмуртской Республики

Разработчик проекта Программы

Министерство экономики Удмуртской Республики

Исполнители Программы

- Министерство экономики Удмуртской Республики;

- Министерство образования и науки Удмуртской Республики;

- Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики;

- Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики;

- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики;

- другие заинтересованные министерства Удмуртской Республики, вузы, предприятия и организации, действующие на территории Удмуртской Республики (по согласованию).

Цели Программы

Формирование эффективной инновационной системы, обеспечивающей Удмуртскую Республику наукоемкими разработками (привлеченными, созданными в сотрудничестве с российскими и иностранными научно-исследовательскими организациями и собственными), направленными на технологическую модернизацию экономики, повышение ее конкурентоспособности и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики.

Задачи Программы

Повышение эффективности и дальнейшее развитие республиканской инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Удмуртской Республике;

- интеграция инновационной системы Удмуртской Республики с элементами национальной инновационной системы, прежде всего с теми из них, которые в Удмуртской Республике недостаточно развиты или отсутствуют;

- выработка и реализация механизма коммерциализации результатов научной деятельности, укрепление взаимодействия между научным и производственным сектором экономики Удмуртской Республики, повышение технологической восприимчивости субъектов экономики к результатам инновационной деятельности и повышение инновационной культуры населения;

- формирование благоприятной среды для создания и коммерциализации инноваций путем повышения заинтересованности в участии в инновационной деятельности промышленных предприятий и научных учреждений посредством создания налоговых льгот и (или) других преференций;

- формирование финансово-экономических механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности;

- повышение привлекательности для частных инвестиций сферы генерации знаний и использования высоких технологий;

- содействие обеспечению инновационного сектора Удмуртской Республики кадрами высокой квалификации;

- содействие реализации экономически эффективных инновационных проектов, имеющих высокий синергетический эффект для различных отраслей экономики и (или) высоко значимых для социально-экономического развития Удмуртской Республики;

- организация участия субъектов инновационной деятельности Удмуртской Республики в региональных, общероссийских и международных выставках, форумах, конференциях;

- создание и структуризация единой базы инновационных проектов Удмуртской Республики, обеспечение ее постоянного обновления по результатам мониторинга инновационной среды.

Целевые индикаторы Программы (в ред. постановления Правительства УР от 18 февраля 2013 года № 59)

Объём отгруженных товаров собственного производства (выполненных работ, услуг) инновационного характера без учёта производства транспортных средств и оборудования;
количество инновационно-активных предприятий на территории Удмуртской Республики;
доля продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в общем объёме валового  регионального продукта

Сроки и этапы реализации Программы

2010 - 2014 годы, в два этапа:

- Первый этап - текущая поддержка инновационной деятельности в Удмуртской Республике и совершенствование инновационной системы, существующей в Удмуртской Республике (2010 год);

- Второй этап - текущая поддержка инновационной деятельности в Удмуртской Республике и широкое использование механизмов стимулирования инновационной активности предприятий Удмуртской Республики, завершение мероприятий, направленных на совершенствование инновационной системы, существующей в Удмуртской Республике, и дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры (2011 - 2014 годы).

Перечень подпрограмм Программы

В структуре Программы подпрограммы не предусмотрены

Объемы и источники финансирования Программы

Объем финансирования программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики составляет 66,1 миллиона рублей, в том числе по годам:

- 2010 год - 8,17 миллиона рублей;

- 2011 год - 10,77 миллиона рублей;

- 2012 год - 13,29 миллиона рублей;

- 2013 год - 16,76 миллиона рублей;

- 2014 год - 17,11 миллиона рублей.

Предполагается привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Программа устанавливает исключительно расходные обязательства Удмуртской Республики.

Предполагаемые объемы финансирования настоящей Программы носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на соответствующий год.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности: бюджетной, социальной и экономической

(в ред. постановления Правительства УР от 18 февраля 2013 года № 59)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

объём отгруженных товаров собственного производства (выполненных работ, услуг) инновационного характера без учёта производства транспортных средств и оборудования на территории Удмуртской  Республики в результате реализации Программы составит 53675,67 миллиона рублей, в том числе по годам реализации Программы:

2010 год - 8767,73 миллиона рублей,
2011 год - 10481,5 миллиона рублей,
  2012 год - 11138,0 миллионов рублей,
   2013 год - 11472,14 миллиона  рублей,
2014 год - 11816,3 миллиона рублей;

количество инновационно-активных предприятий на территории Удмуртской Республики по годам реализации Программы:

                     2010 год - 61 единица,
                    2011 год - 83 единицы,
                     2012 год - 86 единиц,      
                     2013 год - 89 единиц,
                     2014 год - 92 единицы;

доля продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в общем объёме валового регионального продукта по годам реализации Программы:

2011 год - 8,6 %,
2012 год - 8,9 %,
2013 год - 9,3 %,
2014 год - 9,7 %;
оптимизированные нормативно-правовые, организа-ционные и экономические механизмы стимулирова-ния инновационной деятельности в Удмуртской Рес-публике;
налоговые поступления в бюджет Удмуртской Рес-публики от реализации инновационных проектов организациями, получившими государственную поддержку на реализацию инновационных проектов
в результате реализации Программы, составят 53 мил-лиона рублей (при субсидировании части затрат по оплате процентов по кредитам, полученным в кредит-ных организациях на реализацию инновационных проектов в запланированном объёме), в том числе по годам реализации Программы:
2011 год - 3,5 миллиона рублей,
2012 год - 8,5 миллиона рублей,
2013 год - 16 миллионов рублей,
2014 год - 25 миллионов рублей;

создание условий для финансирования инновационной деятельности в Удмуртской Республике из бюджетов всех уровней, в том числе федерального бюджета, и внебюджетных источников (участие субъектов инновационной деятельности Удмуртской Республики со своими инновационными проектами в инвестиционных программах региональных, федеральных  и международных институтов развития инновационной деятельности, например, инвестиционного фонда Российской Федерации,

государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий»);

продвижение инновационных проектов Удмуртской Республики на национальном уровне (участие субъектов инновационной деятельности Удмуртской Республики в региональных, общероссийских и международных выставках, форумах, конференциях, инновационных сессиях

и тому подобное);

повышение инновационной культуры на территории Удмуртской Республики.  

Показатели социально-экономической эффективности:

средняя численность работников инновационно-ак-тивных предприятий;

общее количество обучаемых в рамках проводимых мероприятий (семинар, конференция и т.д.) в сфере инновационной деятельности;

удельный вес отгруженной инновационной продукции собственного производства без учёта производства транспортных средств и оборудования в объёме отгруженной продукции обрабатывающих производств;

количество инновационных проектов, получивших бюджетную поддержку

Основные понятия и определения


Венчурное предпринимательство - совокупность предприятий и организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, создание и внедрение нововведений; вид предпринимательства, характерный для коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких и, в первую очередь, высокотехнологичных областях, где перспектива не гарантирована и имеется значительная доля риска;

Венчурное финансирование - прямое вложение денежных средств в уставный капитал предприятий, осуществляемое через специализированные финансовые институты (венчурные фонды) и направленное на финансирование разработок и внедрение их в производство, вывод на рынок новых изделий и технологий, организацию новых или развитие существующих предприятий, укрепление их производственного, маркетингового, сбытового и управленческого потенциалов, что приводит к повышению уровня капитализации инвестируемых предприятий;

Инновации - конечные результаты инновационной деятельности, реализованные в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;

Инновации технологические - деятельность организации, связанная с разработкой и внедрением технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; технологически новых и значительно усовершенствованных услуг, новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг;

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на реализацию накопленных или освоенных достижений (знаний, технологий, оборудования) в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, или в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки;

Инновационная инфраструктура - комплекс взаимосвязанных структур (инновационно-внедренческие предприятия, технопарки и т.д.), обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности;

Инновационная культура - состояние высокой восприимчивости обществом новых идей, готовности и способности к поддержке и реализации инновационной деятельности;

Инновационно-активное предприятие - предприятие, осуществляющее разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иные виды инновационной деятельности;

Инновационный потенциал региона - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности;

Инновационный продукт - впервые представленный на рынке продукт (изделие, устройство, вещество и т.д.) или технология либо существенное улучшение существующего продукта или технологии, позволяющее повысить их качественные и (или) количественные характеристики;

Инновационный проект - совокупность документов, содержащих технико-экономическое обоснование, сведения об объемах и сроках финансирования, исполнителях разработки и (или) внедрения инновационного продукта, осуществляемых до этапа организации крупносерийного или массового производства инновационного продукта;

Национальная инновационная система - совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку в осуществлении инновационной деятельности; к структурным элементам национальной инновационной системы относятся государство, бизнес, учебные заведения;

Региональная (республиканская) инновационная система - элемент национальной инновационной системы, обеспечивающий переход к инновационному пути развития региона (республики) на основе выбранных приоритетов развития и создание условий для разработки, постановки на производство и выпуска высокотехнологичной, конкурентоспособной на мировом и отечественном рынках продукции;

Республиканская инновационная политика - составная часть социально-экономической политики Удмуртской Республики, направленная на организацию и стимулирование инновационной деятельности, превращение ее в устойчивый источник экономического роста республики;

Субъект инновационной деятельности - участник деятельности, направленной на коммерциализацию накопленных или освоенных достижений (знаний, технологий, оборудования) путем создания качественно новых объектов;

Субъект инновационной инфраструктуры - организация, обслуживающая и обеспечивающая эффективное осуществление инновационной деятельности в Удмуртской Республике;

Трансферт технологий - инструмент коммерциализации технологий, представляющий собой движение технологии с использованием каких-либо информационных каналов от одного ее индивидуального или коллективного носителя к другому, включающий в себя наряду с собственно передачей технологии также ее расширение, улучшение и развитие.

     Принятые сокращения и обозначения.     

- АНО «ИТЦ УР» - автономная некоммерческая организация «Инновационно-технологический центр Удмуртской Республики»;

- вузы - высшие учебные заведения;

- НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

- ЦКПНТО - центр коллективного пользования научно-техническим оборудованием.

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа,
включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость
ее решения программно-целевыми методами


Характерной чертой современного государственного управления является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Место России в мировых инновационных процессах в настоящее время не соответствует имеющемуся в стране интеллектуальному и образовательному потенциалу. Сложившаяся ситуация впоследствии с высокой степенью вероятности может привести к потере перспектив роста национальной конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции, необратимому технологическому отставанию России.

Ситуация в инновационной сфере Удмуртской Республики во многом отвечает тенденциям, характерным и для России. Поэтому в целях активизации инновационной деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики, в 2004 году была принята республиканская целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005 - 2009 годы».

За время ее реализации созданы следующие элементы республиканской инновационной инфраструктуры: автономная некоммерческая организация «Инновационно-технологический центр Удмуртской Республики», государственное учреждение Удмуртской Республики «Республиканский бизнес-инкубатор», автономная некоммерческая организация «Региональный центр наноиндустрии Удмуртской Республики», 6 центров трансфера технологий в ведущих высших учебных заведениях и научных учреждениях республики. С 2005 по 2007 год из бюджета Удмуртской Республики на конкурсной основе предоставлялись льготные бюджетные кредиты на реализацию инновационных проектов на 3 года под 7% годовых. С 2007 года в целях стимулирования инновационной активности в Удмуртии проводятся ежегодные конкурсы: «Десять лучших инновационных идей студентов» и конкурс по поддержке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. За время реализации программы проведено 10 инновационных выставок-сессий с целью привлечения частных инвестиций для финансирования инновационных проектов, 19 обучающих семинаров по подготовке кадров для инновационной деятельности. За период с 2005 по 2008 год Удмуртская Республика была успешно представлена на 17 выставках-форумах, где приняли участие 42 предприятия республики с 79 инновационными проектами. В декабре 2008 года в Москве Удмуртская Республика участвовала в первом международном форуме по нанотехнологиям, на котором были представлены 6 проектов 10 организаций республики.

Состояние инновационной сферы в Удмуртской Республике характеризуется следующими показателями: по итогам 2008 года предприятиями республики реализовано инновационной продукции (работ, услуг) на сумму 6,6 млрд. руб., что на 33% превышает показатель предыдущего года. За годы реализации программы сложилась устойчивая тенденция к росту объема отгруженной инновационной продукции увеличивающимися темпами. Количество инновационно-активных организаций по состоянию на 1 января 2008 года достигло 88 единиц. По итогам 2007 года удельный вес инновационной продукции, отгруженной предприятиями Удмуртии, в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств составил 4,6%, по итогам 2008 года этот показатель достиг 5,4%. Несмотря на положительную динамику, сохранение и улучшение сегодняшних тенденций развития инновационной деятельности в Удмуртской Республике требует дальнейшей реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности республиканской инновационной системы.

В настоящее время Удмуртская Республика обладает значительным инновационным потенциалом, который определяется наличием действующих на ее территории инновационно-ориентированных организаций: элементы республиканской инновационной инфраструктуры, вузы, обладающие собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой, научные и отраслевые институты, ряд промышленных предприятий, имеющих в своей структуре научно-технические центры или инженерно-технические группы, малые предприятия и организации, действующие в инновационной сфере, научные общественные организации, фонды, декларирующие в уставных документах инновационную деятельность. Ряд предприятий получил льготные бюджетные кредиты на реализацию инновационных проектов, активно сотрудничает с научными организациями и вузами и в результате выпускает и реализует инновационную продукцию (продукцию металлургического производства, стрелковое оружие, медицинскую технику и др.)

Вместе с тем, многие инновационные структуры функционируют в условиях слабого взаимодействия друг с другом, что отрицательно сказывается на эффективности использования инновационного, кадрового и технологического потенциала Удмуртской Республики.

Основная системная проблема на настоящий момент заключается в том, что темпы развития и структура инновационного сектора не в полной мере отвечают потребностям социально-экономического развития Удмуртии в переходе к инновационной экономике. Так, при существующей потребности повышения конкурентоспособности промышленного и сельскохозяйственного производства и наличии существенного числа инновационных разработок слабо налажен процесс коммерциализации этих разработок и внедрения их в действующее производство. Причина кроется в недостаточной эффективности и несбалансированности инновационной системы Удмуртии, когда существующие инновационные разработки не могут быть реализованы в условиях промышленного производства или создаются без учета фактической потребности производственного сектора в инновациях. Эти проблемы усугубляются низкой восприимчивостью к инновациям значительной части предпринимательского сектора и общими проблемами в ведении предпринимательской деятельности в России: административные барьеры, сложности с доступом к финансовым ресурсам и другие. Кроме того, функционирование субъектов инновационной деятельности осложняется специфическими проблемами этой сферы: отсутствием или неполнотой собственной исследовательской, опытно-экспериментальной и промышленно-внедренческой базы, нехваткой специалистов по инновационному менеджменту, неразвитостью системы проектного и венчурного финансирования. Особую значимость эти проблемы приобретают в условиях сложившейся в мировой экономике кризисной ситуации и, как следствие, значительного сокращения возможности привлечения инновационно-активными предприятиями кредитных ресурсов и снижения платежеспособного спроса на наукоемкую инновационную продукцию.

В рамках Прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2009-2011 годы решение проблемы недостаточного уровня внедрения и коммерциализации инновационных проектов и практического применения научных разработок предусмотрено программно-целевым методом.

Реализация программно-целевого метода для обеспечения развития в Удмуртской Республике инновационной деятельности (решения проблемы недостаточного уровня внедрения и коммерциализации инновационных проектов и практического применения научных разработок в производстве) предполагает продолжение деятельности органов государственной власти Удмуртской Республики по повышению эффективности функционирования инновационной системы Удмуртской Республики посредством разработки и реализации мер, направленных на:

- формирование и оптимизацию существующих нормативно-правовых механизмов стимулирования инновационной деятельности в Удмуртской Республике;

- поддержку (в том числе финансовую) и стимулирование инновационной деятельности в Удмуртской Республике;

- содействие в подготовке кадров для инновационной деятельности в Удмуртской Республике;

- совершенствование инновационной инфраструктуры Удмуртской Республики;

- содействие продвижению инновационных проектов Удмуртской Республики на российском и международном уровне;

- информационное обеспечение инновационной деятельности в Удмуртской Республике.

Реализация программно-целевого метода позволит использовать позитивный опыт реализации республиканской целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Удмуртской Республике на 2005-2009 годы», осуществить комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение эффективности функционирования инновационной системы Удмуртской Республики, провести межотраслевую координацию процесса государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, а также осуществить параллельную реализацию двух типов интеграции: пространственной, при которой объединяются усилия субъектов инновационной деятельности различных отраслей экономики, территорий, форм собственности, и временнуй, необходимой для обеспечения последовательности и взаимосвязи этапов инновационного процесса.

При отказе от использования программно-целевого метода для обеспечения развития в Удмуртской Республике инновационной деятельности стабильное поступательное инновационное развитие и активизация инновационной деятельности предприятий и организаций Удмуртии могут быть осуществлены только при условии увеличения притока частных инвестиций в сектор исследований и разработок. При этом с высокой вероятностью можно предположить наступление следующих негативных последствий:

- отсутствие координации деятельности по поддержке и стимулированию инновационной деятельности, проводимых органами государственной власти, организаций науки и образования и предприятий промышленности;

- неполное формирование инновационной инфраструктуры Удмуртии, не позволяющее обеспечить создание полного цикла поддержки коммерциализации проектов;

- сохранение на прежнем уровне или сокращение объема частных инвестиций в инновационную среду в силу отсутствия стимулирующих мероприятий по привлечению частных инвестиций и повышению заинтересованности производственного сектора в коммерциализации инновационных разработок;

- отсутствие условий для обеспечения инновационного сектора республики кадрами высокой квалификации и необходимой материально-технической базой;

- снижение объема инвестиций из федерального бюджета и из средств федеральных институтов развития;

- общее отставание в социально-экономическом развитии Удмуртской Республики по сравнению с субъектами Российской Федерации, осуществляющими централизованную государственную поддержку инновационной деятельности с использованием программно-целевого метода.

Реализация отдельных мероприятий, направленных на развитие в Удмуртской Республике инновационной деятельности без использования программно-целевого метода, не позволит осуществить системный структурированный подход к реализации государственной поддержки инновационного сектора и провести межотраслевую координацию процесса государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности. Эффект от реализации отдельных мероприятий будет намного ниже и не позволит достичь ожидаемого интегрального социально-экономического эффекта.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»