Капитальный ремонт жилищного фонда
2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |
Общая площадь капитально отремонтированных жилых помещений, тыс. кв. м | 1407,2 | 702,6 | 1736,1 | 221,3 | 483,5 |
Затраты на капитальный ремонт, млн. рублей | 575,5 | 531,4 | 1140,8 | 160,8 | 357,3 |
Тем не менее конечные цели реформы - обеспечение нормативного качества жилищно-коммунальных услуг и нормативной надежности систем коммунальной инфраструктуры, повышение энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, оптимизация затрат на производство коммунальных ресурсов и затрат по эксплуатации жилищного фонда - на сегодняшний день не достигнуты.
Уровень благоустройства жилищного фонда республики характеризуется следующим образом: водопроводом оборудовано 81,6 процента жилья, канализацией - 70,3 процента, отоплением - 83,0 процента, горячим водоснабжением - 56,2 процента, газом - 80,8 процента, напольными электроплитами - 7,6 процента.
По уровню благоустройства жилищного фонда Удмуртская Республика относительно других территорий Приволжского федерального округа находится на десятом месте. По удельному весу жилищного фонда, оборудованного водопроводом, республика занимает третье место в регионе, а по наличию отопления - десятое место.
Объекты коммунальной инфраструктуры находятся в изношенном состоянии. В результате накопленного износа растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов.
Основным сдерживающим фактором развития жилищного строительства является высокий уровень износа действующих объектов коммунальной инфраструктуры, неразвитость или отсутствие коммунальной инфраструктуры и, как следствие, ограниченная возможность присоединения к ним вновь строящихся жилых домов и объектов социальной сферы.
Так, на 1 января 2013 года средний процент износа инженерных сетей в республике составляет:
по сетям теплоснабжения - 47 процентов;
по сетям водоснабжения - 63 процента;
по сетям водоотведения - более 61 процента.
Уровень газификации городов и районов Удмуртской Республики оказывает существенное влияние на социальное и экономическое развитие Удмуртии, на качественный уровень жизни населения, на состояние экономики региона в целом, являясь одним из наиболее значимых факторов повышения эффективности энергоснабжения.
В жилищном фонде, расположенном в городах Удмуртской Республики, находятся в эксплуатации 3690 лифтов. Лифтовой парк жилищного фонда стремительно стареет, и к 2015 году у 1641 лифта будет превышен нормативный срок эксплуатации. В рамках реализации региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов проведена комплексная замена и модернизация 192 лифтов.
Уровень благоустройства жилищного фонда характеризуется следующими показателями: обеспечено водопроводом 81,6 процента, канализацией - 70,3 процента, горячим водоснабжением - 56,2 процента, теплоснабжением - 83,0 процента жилищного фонда. Уровень благоустройства в сельских поселениях республики ниже, чем в городах.
Состояние жилищного фонда, характеризуемое высокой степенью износа, способствует избыточному потреблению энергетических ресурсов. Недостаточность финансирования капитального ремонта и реконструкции в предыдущие десятилетия приводила к постоянному накапливанию так называемого "недоремонта". В настоящее время требуется проведение комплексного и выборочного капитального ремонта в многоквартирных домах общей площадью 13,4 млн. кв. метров.
Проблема состояния жилищного фонда является источником целого ряда отрицательных социальных тенденций. В результате несоответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, жителям не обеспечивается комфортное проживание, граждане не могут получать полный набор жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества, а аварийное жилье создает угрозу их жизни и здоровью.
Участие Удмуртской Республики в реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ) начиная с 2008 года позволило кардинально увеличить финансирование мероприятий, направленных на улучшение состояния жилищного фонда. В целом, по итогам 2008 - 2012 годов капитально отремонтировано 1862 многоквартирных дома (площадью 4,9 млн. кв. м), в которых проживают 223369 человек. Общее финансирование программ капитального ремонта многоквартирных домов составило 2,77 млрд. рублей, в том числе из Фонда ЖКХ было получено 2,14 млрд. рублей.
Путем переселения граждан из аварийного жилищного фонда за период 2008 - 2012 годов расселено 323 аварийных дома общей площадью 55,2 тыс. кв. м, в которых проживали 4832 человека. На данные цели было выделено 1,562 млрд. рублей, в том числе из Фонда ЖКХ было получено 1,185 млрд. рублей.
В сфере управления жилищным фондом на территории Удмуртской Республики работают 122 управляющие организации и 787 товариществ собственников жилья. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики предоставлен информационный ресурс "Портал ЖКХ УР" для бесплатного размещения информации управляющими организациями и товариществами собственников жилья (gkh.udmurt.ru). На данном портале раскрывают информацию о своей деятельности 84 управляющие организации и 103 товарищества собственников жилья. В рамках развития "Портала ЖКХ УР" в 2013 - 2014 годах планируется наполнение портала информацией по техническому состоянию многоквартирных домов.
Коммунальный комплекс включает в себя: 969 котельных, 226 центральных тепловых пунктов, 2105 км тепловых (в двухтрубном исчислении) и 6905 км водопроводных сетей, 2088 км канализационных сетей, водозаборы, очистные сооружения канализации и другие объекты, предназначенные для производства и поставки коммунальных услуг потребителям.
Объекты коммунальной инфраструктуры находятся в изношенном состоянии. Протяженность ветхих сетей составляет: тепловых (в двухтрубном исчислении) - 43 процента, водопроводных - 41 процент, канализационных - 40 процентов, электрических - 14 процентов. Существующий износ основных фондов приводит к снижению надежности систем жизнеобеспечения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов. Планово-предупредительный ремонт инженерной инфраструктуры практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам.
Обеспечение населения Удмуртской Республики питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве - одна из главных задач, без решения которой невозможно сохранение здоровья населения, улучшение условий деятельности, решение многих социальных проблем, связанных с повышением уровня жизни людей. На сегодняшний день 63 процента населенных пунктов республики не имеют систем водоснабжения.
В Удмуртии из имеющихся 1811 населенных пунктов канализованы 114, в пяти районах очистные сооружения отсутствуют. Существующие очистные сооружения канализации находятся в крайне неудовлетворительном техническом состоянии (60 процентов), требуют срочной модернизации 47 процентов мощностей. Кроме того, многие из них перегружены, что приводит к несоблюдению технологического режима очистки, и приводит к сбросу в водные объекты неочищенных до нормативных требований сточных вод. В результате многие водоемы становятся непригодными для питьевого и сельскохозяйственного водоснабжения, рыбохозяйственных и культурно-бытовых целей. Реализация мероприятий республиканской целевой программы "Чистая вода на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 ноября 2010 года N 356 (далее - республиканская целевая программа "Чистая вода на 2011 - 2015 годы"), позволит осуществить строительство и реконструкцию очистных сооружений канализации в г. Можге, п. Ува, п. Балезино.
Состояние инженерных систем и сооружений, оборудования, машин и механизмов, используемых в процессе производства и поставки жилищно-коммунальных услуг, технологическая отсталость отрасли связаны в первую очередь с недостаточным финансированием и проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальные финансовые потребности предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства в обновлении и развитии основных фондов. Одной из проблем тарифного регулирования является ограничение роста платежей населения за жилищно-коммунальные услуги предельными индексами. Данное ограничение не позволяет организациям коммунального комплекса финансировать модернизацию и ремонт объектов инженерной инфраструктуры из тарифных источников в необходимых объемах.
Другой причиной неудовлетворительных темпов обновления коммунальной и инженерной инфраструктуры является недостаток средств бюджетов муниципальных образований, в собственности которых находятся инфраструктурные объекты, подлежащие реконструкции. При этом приток частных инвестиций ограничен огромной потребностью в капитальных вложениях, длительными сроками окупаемости и отсутствием источников возврата инвестиций, связанными с жестким тарифным регулированием.
Часть проблем обновления коммунальной инфраструктуры позволяет решать реализация мероприятий в области коммунального хозяйства, ежегодно финансируемых из бюджета Удмуртской Республики и муниципальных бюджетов.
Состояние систем коммунальной инфраструктуры, имеющие высокую степень износа, влечет избыточное потребление энергетических ресурсов при производстве коммунальных ресурсов (воды, электроэнергии, тепловой энергии) и высокие потери производимых коммунальных ресурсов при их передаче. Следствием износа и технологической отсталости явилось низкое качество предоставляемых коммунальных услуг, не отвечающее запросам потребителей.