ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2010 года № 356
г. Ижевск
Об утверждении республиканской целевой программы «Чистая вода на 2011-2015 годы»
(с изменениями на 30 июля 2012 года)
_________________________________________________________________________________
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 14 июня 2011 года № 196
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 30 июля 2012 года № 325
_________________________________________________________________________________
В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года № 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики» Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Чистая вода на 2011-2015 годы» (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики.(в ред. постановления Правительства УР от 14 июня 2011 года № 196)
3. Определить государственными заказчиками Программы Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.(в ред. постановления Правительства УР от 14 июня 2011 года № 196)
Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С.Питкевич
Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 22 ноября 2010 года № 356
(в ред. постановления Правительства УР
от 30 июля 2012 года № 325)
Республиканская целевая программа
«Чистая вода на 2011-2015 годы»
I. Паспорт
республиканской целевой программы
«Чистая вода на 2011-2015 годы»
Наименование Программы | Республиканская целевая программа «Чистая вода на 2011-2015 годы» (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | |
Государственные заказчики (государственный заказчик- координатор) Программы | Государственный заказчик - координатор Программы: Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики. Государственные заказчики Программы: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Разработчик проекта Программы | Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики; Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Исполнители Программы | Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики; Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Цели Программы | Основными целями Программы являются: обеспечение населения Удмуртской Республики питьевой водой гарантированного качества и в необходимых объемах, а также обеспечение устойчивой подачи воды и решение вопросов водоотведения; обеспечение населения эпидемиологически безопасной водой в нужном количестве для удовлетворения хозяйственно-бытовых потребностей; улучшение качества и продолжительности жизни населения республики |
Задачи Программы | Строительство новых и модернизация существующих канализационных очистных сооружений в целях прекращения загрязнения сточными водами источников водоснабжения, в том числе строительство коммунальных и индивидуальных систем канализации в малых населенных пунктах с числом жителей до 5 тыс. человек; строительство и реконструкция объектов водо-снабжения; предотвращение загрязнения водоисточников на территории Удмуртской Республики, в том числе неочищенными или недостаточно очищенными сточными водами; сокращение сбросов загрязненных вод и сточных вод, отводимых в водные объекты; поиск дополнительных источников питьевого водоснабжения; снижение непроизводительных потерь воды при ее транспортировке и использовании; обеспечение очистки воды, забираемой из поверхностных источников воды, для целей питьевого водоснабжения; применение новых технологий в водоочистке и водоподготовке, внедрение доочистки воды до необходимых требований санитарного законодательства; поиск, разведка запасов подземных вод; обеспечение безопасности и мониторинга водоисточников, используемых для водоснабжения населения; реализация мероприятий Программы на принципах государственного частного партнерства, создание системы эффективного управления в секторе водоснабжения населения; обустройство и обеспечение соблюдения режима зон санитарной охраны водных объектов - источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; внедрение в не менее 50 % случаев инновационных технологий очистки природных и сточных вод (комплектно-блочных, автоматизированных установок и устройств, неметаллических разводящих сетей), а также энергосберегающих, энергоэффективных и экологически безопасных технологий, качественно улучшающих технические характеристики объекта коммунальной инфраструктуры; использование в не менее 50 % случаев передовых технологий с применением материалов, оборудования и изделий российского производства, соответствующих нормам противопожарной, экологической и санитарной безопасности |
Целевые индикаторы Программы | 1. Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (%). 2. Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям (%). 3. Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене (%). 4. Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене (%). 5. Число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, количество в год на 1000 км сетей. 6. Объем сточных вод, проходящих через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод (%). 7. Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения (%). 8. Обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения (%). 9. Обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения (%) |
Сроки и этапы реализации Программы | Реализация Программы планируется в один этап с 2011 по 2015 годы |
Объемы и источники финанси- | Общий объем финансирования составляет 9 065,2 млн. рублей, в том числе: за счет иных источников (в соответствии с законодательством) - 7388,1 млн. рублей, на финансирование и реализацию проектов в отрасли водопроводно-канализационного хозяйства Удмуртской Республики (строительство, реконструкция, модернизация, создание центров подготовки кадров), направленных на решение задач по развитию государственно-частного партнерства. Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в порядке, установленном Правительством Удмуртской Республики. При неудовлетворительной эффективности реализации Программы может быть принято решение о досрочном прекращении реализации Программы в порядке, установленном Правительством Удмуртской Республики. Для выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, могут привлекаться средства федерального бюджета и иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- | Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, снизится с 24,2 процента до 22,7 процента. Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, снизится с 4,7 процента до 4,2 процента. Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, снизится с 44,8 процента до 37,8 процента. Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, снизится с 59,0 процентов до 41,7 процента Число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод снизится с 249,4 до 199,4 в год на 1000 км сетей. Объем сточных вод, проходящих через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод увеличится с 92,2 процента до 96,2 процента. Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, увеличится с 86,3 процента до 91,3 процента. Обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения увеличится с 82,7 процента до 86,1 процента. Обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения увеличится с 57,5 процента до 57,9 процента. Заболеваемость сальмонеллезными инфекциями снизится с 0,9 до 0,8 тысячи человек на население республики в год. Заболеваемость острыми кишечными инфекциями снизится с 12,0 до 11,7 тысячи человек на население республики в год. Уровень заболеваемости острым вирусным гепатитом А сохранится на прежнем уровне. Случаи заболеваемости брюшным тифом и паратифами A, B, C отсутствуют. Реализация Программы будет способствовать бесперебойному снабжению населения питьевой водой, соответствующей санитарно-гигиеническим нормативам, а также обеспечит: снижение заболеваемости населения; сокращение удельного водопотребления в зданиях, оборудованных водопроводом и канализацией; снижение непроизводительных расходов питьевой воды; снижение сбросов неочищенных сточных вод в водные объекты; повышение технологической и санитарной надежности централизованных систем водоснабжения населенных мест; сохранность водных объектов - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения; положительный социально-экономической эффект на качество жизни населения |
II. Характеристика проблемы, на решение
которой направлена Программа
Проблема обеспечения населения Удмуртской Республики питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве стала одной из главных и определяющих во многих районах и городах республики, без решения которой невозможно сохранение здоровья населения, улучшение условий деятельности, решение многих социальных проблем, связанных с повышением уровня жизни людей.
Значимость решения указанной проблемы связана с конституционным правом граждан на благоприятную окружающую среду, включая удовлетворение потребности в доброкачественной питьевой воде. Основные требования к обеспечению населения питьевой водой регламентируются государственными стандартами, санитарными нормами и правилами, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей» и другими нормативными правовыми актами.
Основные принципы, лежащие в основе формирования Программы в части качественного водообеспечения:
1) здоровье человека и безопасность питьевой воды;
2) питьевая вода в достаточном количестве по экономически приемлемым ценам;
3) восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения;
4) реализация мероприятий по развитию и модернизации сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения, позволяющих улучшить качество, сократить стоимость водоподготовки, снизить потери воды, уменьшить объемы отходов.
Программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях и организовать работу по привлечению средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики и внебюджетных источников.
Водные ресурсы
Общий отбор подземных и поверхностных вод в 2009 году по республике составил 733 тыс.м(3)/сут. Ежесуточный отбор подземных вод по республике составил 150 тыс.м(3), из них используется на хозяйственно - питьевое водоснабжение 107 тыс.м(3), производственно-техническое водоснабжение - 43 тыс.м(3).
Централизованное питьевое водоснабжение сельских поселений в основном осуществляется из подземных источников. В Удмуртской Республике насчитывается около 1200 недропользователей, добывающих подземные воды.
Потребность районов в водах хозяйственно-питьевого назначения обеспечена прогнозными эксплуатационными ресурсами подземных вод, но степень их использования довольно низка и составляет от 1 % (Красногорский, Кизнерский районы) до 17 % (Воткинский район), в среднем 6% по республике.
При численности населения 1526 тыс. человек на 01 января 2010 года обеспеченность ресурсами подземных вод на 1 человека составляет 1,6 м(3)/сут.
Водоснабжение крупных городов осуществляется из поверхностных источников рек Кама, Чепца, Иж, Вотка. Объемы потребления поверхностных вод в хозяйственно-питьевом водоснабжении крупных городов составляют от 60 до 100 %.
В городе Можга, поселках Игра, Факел, Кама, Кез, Кизнер, Ува, Яр, Пудем, Новый хозяйственно - питьевое водоснабжение осуществляется только за счет подземных вод.
Из сельских районов наименее обеспечены подземными водами Балезинский, Глазовский, Кезский районы, что объясняется сложными гидрогеологическими условиями на их территории.
Загрязнение вод
Продолжающееся антропогенное загрязнение, нарушение санитарных норм и правил по организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, недостаточная степень водоподготовки на очистных сооружениях поверхностных источников водоснабжения, отсутствие водоподготовки на водопроводах из подземных источников, неудовлетворительное состояние водопроводных сетей, низкое качество обслуживания и отсутствие в сельских населенных пунктах специализированных организаций по обслуживанию сетей и водопроводных сооружений представляет угрозу здоровью населения республики. Из 2454 источников централизованного питьевого водоснабжения не отвечают санитарным нормам и правилам 712 (29 %). Из 330 источников нецентрализованного питьевого водоснабжения санитарным нормам и правилам не отвечают 132 (40 %). По водозаборам из скважин только 2069 (54 %) соответствуют нормативным требованиям.
Поверхностные водоисточники в городах подвержены загрязнению неочищенными сточными водами, что ухудшает санитарно-химические и микробиологические показатели качества воды.
Например, Ижевское водохранилище используется для сброса сточных вод и на основании разрешительных документов объемы разрешенного сброса составляют более 6 800 тыс.м(3) в год.
В Удмуртской Республике наблюдается возрастающее загрязнение подземных источников водоснабжения азотистыми веществами, нефтепродуктами, солями тяжелых металлов, хлоридами. Отмечается также повышенное природное содержание в воде ряда подземных источников химических веществ в количествах, многократно превышающих предельно допустимые концентрации.
Всего на территории Удмуртии на 1 января 2010 года зарегистрировано 55 очагов загрязнения подземных вод. Из имеющихся очагов 18 очагов обнаружены на групповых и одиночных водозаборах в семи районах и в городе Ижевске, 37 участков загрязнения подземных вод выявлены по наблюдательным скважинам и родникам, расположенным на территории техногенных объектов.
На состояние подземных вод негативно влияют бесхозные скважины и скважины, пробуренные в процессе геологоразведочных работ и не ликвидированные за ненадобностью.
Одной из причин неудовлетворительного качества воды является низкое санитарно-техническое состояние водопроводных сетей и сооружений. В целом по сельским районам не отвечают требованиям по техническому состоянию более 37% протяженности водопроводных сетей.
В 5 из 6 городов республики имеются общегородские очистные сооружения канализации (в Можге отсутствуют).
Из 25 сельских районных центров только 3 имеют общепоселковые очистные сооружения, в остальных сточные воды сбрасываются в накопители и на рельеф местности. Сточные воды из переполненных накопителей являются источником загрязнения водных объектов и прилегающих к ним территорий.
В Ижевском, Воткинском и Камбарском водохранилищах наряду с указанными загрязняющими веществами дополнительное негативное влияние на качество воды оказывает «цветение» сине-зелёных водорослей.
Из 46 муниципальных очистных сооружений канализации 12 работают неэффективно из-за несоответствия современным требованиям принятой технологии очистки сточных вод. Уровень износа основных фондов очистных сооружений составляет 60%.
В городах и районных центрах отсутствуют системы ливневой канализации с очистными сооружениями.
В настоящее время остро стоит проблема рационального использования воды в жилом секторе. По данным научно-исследовательского института коммунального водоснабжения и очистки воды утечки в жилищном фонде в среднем по стране оцениваются в размере 20 - 30% от суммарного отпуска воды населению. Ликвидация утечек, ремонт внутренних водопроводных сетей и применение более совершенной запорной арматуры, установка средств измерений, снижение избыточных напоров у потребителей позволяют, как показывает практика, снизить объемы водопотребления в жилищном фонде на 15 -25 %. Утечки и неучтенные потери питьевой воды в Удмуртской Республике составляют 38 млн.м(3) или 15 % от общего объема потребления воды.
Степень охвата услугами водоснабжения и канализации потребителей
Население Удмуртской Республики на начало 2010 года составляет 1526 тыс. человек. В городах республики проживают 952 тыс. человек, что составляет 63 % от общего населения республики.
Население столицы Удмуртской Республики - города Ижевска составляет 611 тыс. человек, что соответствует 64 % от городского населения.
В сельской местности проживают 574 тыс. человек, что соответствует 38 % от общего населения республики.
Охват услугами централизованной канализации ниже, чем услугами централизованного водоснабжения, и составляет 61 %. Всего централизованной канализацией пользуются 927 тыс. человек, в том числе: городское население - 578 тыс. чел; сельское население - 349 тыс. человек.
Общее количество сетей и их характеристика
Общая протяженность водопроводных сетей всех форм собственности составляет 6550 км, в том числе ветхие сети составляют 2630 км (40 %).
Водозаборные сооружения составляют всего 1974 комплекса. Из общего количества подземные водозаборы из артезианских скважин составляют 1960 комплексов. Водозаборов из поверхностных источников - 14 комплексов, в т.ч. реки Кама и Чепца, Ижевский, Воткинский, Камбарский пруды, а также пруды в п. Чепца и Желтопи Кезского района. Сооружения по очистке воды из поверхностных источников составляют 7 комплексов.
Водозаборы из подземных источников водоснабжения составляют 3831 единицу.
Общая протяженность канализационных сетей всех форм собственности составляет 1562 км, в том числе ветхие сети составляют 672 км (43 %). Общий износ систем водоснабжения и канализации достигает 70 %.
Всего в республике имеется 68 комплексов очистных сооружений канализации.
Ливневые очистные сооружения канализации на территории Удмуртской Республики отсутствуют.
Канализация сельских населенных пунктов Удмуртии находится в значительно худшем состоянии, чем водоснабжение.
Анализ работы сооружений показывает необходимость их модернизации. Минимизация экологического ущерба достигается и за счет уменьшения утечек из сети коллекторов сбора сточных вод.
Балансовая стоимость водопроводного хозяйства республики, по неуточненным данным Минстроя УР, составляет 2424 млн. руб. Балансовая стоимость канализационного хозяйства республики составляет 1868 млн. руб. В ряде сельских населенных пунктов имеются объекты водоснабжения, которые можно отнести к бесхозяйным, т.к. собственники - бывшие колхозы и совхозы - не существуют, а передача их в собственность муниципальных образований по тем или иным причинам не произошла.
Проблема в настоящий период состоит в том, что существующие водопроводно-канализационные системы республики не в состоянии обеспечить нормальное водоснабжение и водоотведение потребителей из-за недостаточной их мощности и конструктивного несовершенства, а также значительного физического износа. Технологические схемы станций подготовки воды и очистки стоков имеют ряд существенных недостатков, влияющих на надежность систем водоснабжения и водоотведения.
К этому следует добавить загрязнения самих источников водоснабжения, которые происходят в результате сброса неочищенных сточных вод и отсутствия ливневой канализации.
По данным Камского бассейнового водного управления общее количество сбрасываемых неочищенных сточных вод в открытые водоемы составляет 12900 тыс.м(3)/год, а недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых стоков - 9800 тыс.м(3)/год. В результате сброса неочищенных сточных вод наблюдается неудовлетворительное состояние источников питьевого водоснабжения и загрязнение почв.
Основными проблемами отрасли водопроводно-канализационного хозяйства остаются неудовлетворительное состояние водоисточников питьевого водоснабжения.
Обеспечение населения Удмуртии чистой питьевой водой остается одной из главных проблем в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Проведенный анализ состояния питьевого водоснабжения по Удмуртской Республике показал низкий уровень качества питьевого водоснабжения в целом, а в ряде районов - неудовлетворительный.
Техническое состояние муниципальных систем
Неудовлетворительное качество услуг водоснабжения и канализации, оказываемых населению Удмуртии, вызвано тем, что сооружения по очистке воды и распределительные сети не в состоянии очищать и доставлять воду того качества, которое отвечало бы государственному стандарту. Более 58 процентов сетей изношены до такой степени, что не подлежат ремонту, должны быть полностью переложены или санированы.
Очистные сооружения водопровода утратили способность очищать воду в достаточной степени из-за сильно загрязненной сырой воды источников, на которую они не были рассчитаны конструктивно. Насосные станции имеют устаревшее оборудование. Станции очистки канализационных стоков требуют проведения реконструкции, так как многие из них работают с постоянной перегрузкой (Ижевск, Воткинск, Глазов).
Не решаются задачи резервирования источников водоснабжения и возможностей очистных сооружений для обеспечения питьевого водоснабжения населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
Техническое состояние систем водоснабжения и водоотведения сельских населенных пунктов находится в неудовлетворительном состоянии.
Текущая институционная ситуация, основные участники процесса водоснабжения и канализации
Вопросами водоснабжения и канализации в соответствии с полномочиями, функциями и задачами занимаются Правительство Российской Федерации, Правительство Удмуртской Республики, муниципальные органы власти, предприятия водоснабжения и канализации, потребители услуг. Объекты водоснабжения, как жизнеобеспечивающие, в половине случаев отнесены к муниципальной собственности.