Недействующий

Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие социально-трудовой сферы Удмуртской Республики (2013-2015 годы)» (с изменениями на 16 апреля 2014 года)

2.2.1. Характеристика состояния сферы социально-экономического развития в рамках которой
реализуется подпрограмма, в том числе основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития


Основной целью государственной политики Удмуртской Республики в области доходов населения и трудовых отношений в соответствии с Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы является недопущение снижения достигнутого уровня жизни и создание условий для улучшения социального благополучия и качества жизни, повышение уровня оплаты труда работников социальной сферы, в том числе повышение привлекательности работы в учреждениях социальной сферы для молодых сотрудников, совершенствование механизма оплаты труда в бюджетном секторе.

Из 525,2 тыс. человек, работающих в организациях, расположенных на территории Удмуртской Республики, более 140,0 тыс. человек заняты в организациях бюджетной сферы, как в муниципальных, так и в государственных учреждениях Удмуртской Республики. Поэтому от уровня оплаты работников бюджетной системы, эффективности системы оплаты труда работников учреждений социальной сферы напрямую зависит социальное благополучие и качество жизни жителей Удмуртской Республики.

Несмотря на то, что  в последние годы в республике системно принимаются меры по повышению уровня оплаты труда работников бюджетной сферы, существуют проблемы в данном направлении.

Так, в последние годы наблюдается снижение ранга Удмуртии в рейтинге среди 14 областей и республик ПФО по показателю среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений Удмуртской Республики. Уровень оплаты труда работников организаций бюджетной сферы в Удмуртской Республике и его динамика за 2007 - 2011 годы  характеризуются следующими данными:

Таблица 2

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных (муниципальных) учреждений Удмуртской Республики

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

В
рублях

Ранг
в
ПФО

В
рублях

Ранг
в
ПФО

В
рублях

Ранг в
ПФО

В
рублях

Ранг в
ПФО

В
рублях

Ранг в
ПФО

Здравоохра-
     нение   

7742,3

3

9503,4

6

10737

7

10959,9

7

12107,3

7

Образование       

5971,1

4

7526,3

5

8416,7

6

8364,8

8

9401,3

9

Социальная

защита

населения

4681,7

5

6087,5

5

6978,9

8

7235,1

8

7951,9

7

Физическая

культура  и спорт   

7387,1

2

9235,2

4

10316,3

6

10598,0

7

12031,5

7

Культура  и         

искусство

5682,6

3

7147,2

3

7998,8

3

8131,9

4

8988,8

6


За 2012-2013 г. статистическая информация отсутствует

Остается недостаточно высоким уровень оплаты труда и по отношению к уровню оплаты труда работников всех организаций Удмуртской Республики, что отрицательно сказывается на обеспеченности государственных и муниципальных учреждений кадровыми ресурсами. Это, в свою очередь, влияет на качество услуг, оказываемых учреждениями.

Отношение среднемесячной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений к номинальной начисленной средней заработной плате одного работника представлено в таблице 3.

Таблица 3

Отношение среднемесячной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных)
 учреждений к номинальной
начисленной средней заработной плате одного работника

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Учреждения здравоохранения

78,2

82,0

76,7

76,4

Учреждения образования

61,9

64,3

58,5

59,3

Учреждения социальной защиты населения

50,1

53,3

50,6

50,2

Учреждения физической культуры и спорта

76,0

78,8

74,2

75,9

Учреждения культуры и искусства

58,8

61,1

56,9

56,7


За 2012-2013 г. статистическая информация отсутствует

Система оплаты труда работников государственных учреждений Удмуртской Республики установлена в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 сентября 2009 года № 283 «О введении новых систем оплаты труда работников бюджетных, казенных учреждений Удмуртской Республики».

Новые системы оплаты труда, введенные с учетом норм, установленных этим постановлением, в государственных учреждениях Удмуртской Республики и муниципальных учреждениях в Удмуртской Республике, позволили реализовать более гибкие подходы к регулированию оплаты труда в зависимости от квалификации работников и сложности труда, существенно расширить самостоятельность учреждений в решении вопросов оплаты труда работников с одновременным повышением ответственности руководителей учреждения, повысить роль стимулирующих выплат.

Практика применения новых условий оплаты труда показала, что в полной мере решить задачу стимулирования работников с учетом результатов их труда удалось не для всех учреждений.

Во многих случаях показатели и критерии эффективности деятельности работников учреждений проработаны недостаточно, а их применение носит формальный характер. В системах оплаты труда работников учреждений во многих случаях сохранились ранее применявшиеся выплаты стимулирующего характера, имеющие низкую эффективность в современных условиях (например, добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность труда, качество труда и другие, без указания конкретных измеримых параметров).

В ряде учреждений стимулирующие выплаты применяются в качестве гарантированной части заработка, которая не увязана с результатами труда. Основной причиной этого является низкий размер тарифной части заработной платы, а также низкая конкурентоспособность учреждений на рынке труда Удмуртской Республики. В результате учреждение вынуждено премировать персонал вне зависимости от результатов труда в связи с необходимостью удержания имеющихся работников.

Еще одна проблема, которую предстоит решить в ближайшие годы, - справедливое распределение средств государственных учреждений Удмуртской Республики, направляемых на оплату труда работников учреждения.

С целью недопущения необоснованно высокой дифференциации в заработной плате работников учреждений и руководителей учреждений в республике установлено нормативное регулирование данных правоотношений. Так, при определении размеров и условий осуществления стимулирующих выплат руководителям учреждений определено устанавливать справедливую заработную плату исходя из принципа оптимального соотношения в уровнях заработной платы руководителей учреждений и работников учреждений, руководство которым осуществляют данные руководители. Для руководителей учреждений соотношение уровня заработной платы составляет не более чем 5 раз к уровню заработной платы работников возглавляемого учреждения и определяется с учетом масштаба руководства учреждением учредителем, не допуская опережающего роста уровня заработной платы руководителей учреждений по отношению к уровню заработной платы работников учреждения, при этом предельный уровень соотношения может быть увеличен правовыми актами Правительства Удмуртской Республики.

В целях реализации данной нормы Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 3 мая 2011 года № 137 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Удмуртской Республики», в котором даны соответствующие поручения исполнительным органам государственной власти Удмуртской Республики, имеющим подведомственные учреждения, по установлению соотношения уровня заработной платы руководителей учреждений к уровню заработной платы работников учреждения, возглавляемого данным руководителем, и по согласованию трудовых договоров в части оплаты труда с Министерством труда Удмуртской Республики.

Министерством труда Удмуртской Республики проведена работа по контролю за выполнением исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики вышеуказанных поручений Правительства Удмуртской Республики. Так, в 2012 году согласованы 16 решений исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики об установлении критериев масштаба руководства государственными учреждениями Удмуртской Республики и соотношения уровня заработной платы руководителей учреждений к уровню заработной платы работников учреждений. За 2013 год Министерством труда Удмуртской Республики согласованы 265 трудовых договоров, включая дополнительные соглашения к трудовым договорам, заключаемым с руководителями казенных, бюджетных, автономных учреждений Удмуртской Республики, по  трудовым договорам подготовлены 44 заключения.

Все вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования систем оплаты труда работников государственных учреждений Удмуртской Республики, работников муниципальных учреждений в Удмуртской Республике в следующих направлениях: