Основной целью государственной политики Удмуртской Республики в области доходов населения и трудовых отношений в соответствии с Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы является недопущение снижения достигнутого уровня жизни и создание условий для улучшения социального благополучия и качества жизни, повышение уровня оплаты труда работников социальной сферы, в том числе повышение привлекательности работы в учреждениях социальной сферы для молодых сотрудников, совершенствование механизма оплаты труда в бюджетном секторе.
Из 525,2 тыс. человек, работающих в организациях, расположенных на территории Удмуртской Республики, более 140,0 тыс. человек заняты в организациях бюджетной сферы, как в муниципальных, так и в государственных учреждениях Удмуртской Республики. Поэтому от уровня оплаты работников бюджетной системы, эффективности системы оплаты труда работников учреждений социальной сферы напрямую зависит социальное благополучие и качество жизни жителей Удмуртской Республики.
Несмотря на то, что в последние годы в республике системно принимаются меры по повышению уровня оплаты труда работников бюджетной сферы, существуют проблемы в данном направлении.
Так, в последние годы наблюдается снижение ранга Удмуртии в рейтинге среди 14 областей и республик ПФО по показателю среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений Удмуртской Республики. Уровень оплаты труда работников организаций бюджетной сферы в Удмуртской Республике и его динамика за 2007 - 2011 годы характеризуются следующими данными:
Таблица 2
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников государственных (муниципальных) учреждений Удмуртской Республики
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | ||||||
В | Ранг | В | Ранг | В | Ранг в | В | Ранг в | В | Ранг в | |
Здравоохра- | 7742,3 | 3 | 9503,4 | 6 | 10737 | 7 | 10959,9 | 7 | 12107,3 | 7 |
Образование | 5971,1 | 4 | 7526,3 | 5 | 8416,7 | 6 | 8364,8 | 8 | 9401,3 | 9 |
Социальная защита населения | 4681,7 | 5 | 6087,5 | 5 | 6978,9 | 8 | 7235,1 | 8 | 7951,9 | 7 |
Физическая культура и спорт | 7387,1 | 2 | 9235,2 | 4 | 10316,3 | 6 | 10598,0 | 7 | 12031,5 | 7 |
Культура и искусство | 5682,6 | 3 | 7147,2 | 3 | 7998,8 | 3 | 8131,9 | 4 | 8988,8 | 6 |
За 2012-2013 г. статистическая информация отсутствует
Остается недостаточно высоким уровень оплаты труда и по отношению к уровню оплаты труда работников всех организаций Удмуртской Республики, что отрицательно сказывается на обеспеченности государственных и муниципальных учреждений кадровыми ресурсами. Это, в свою очередь, влияет на качество услуг, оказываемых учреждениями.
Отношение среднемесячной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений к номинальной начисленной средней заработной плате одного работника представлено в таблице 3.
Таблица 3
Отношение среднемесячной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных)
учреждений к номинальной начисленной средней заработной плате одного работника
2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | |
Учреждения здравоохранения | 78,2 | 82,0 | 76,7 | 76,4 |
Учреждения образования | 61,9 | 64,3 | 58,5 | 59,3 |
Учреждения социальной защиты населения | 50,1 | 53,3 | 50,6 | 50,2 |
Учреждения физической культуры и спорта | 76,0 | 78,8 | 74,2 | 75,9 |
Учреждения культуры и искусства | 58,8 | 61,1 | 56,9 | 56,7 |
За 2012-2013 г. статистическая информация отсутствует
Система оплаты труда работников государственных учреждений Удмуртской Республики установлена в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 сентября 2009 года № 283 «О введении новых систем оплаты труда работников бюджетных, казенных учреждений Удмуртской Республики».
Новые системы оплаты труда, введенные с учетом норм, установленных этим постановлением, в государственных учреждениях Удмуртской Республики и муниципальных учреждениях в Удмуртской Республике, позволили реализовать более гибкие подходы к регулированию оплаты труда в зависимости от квалификации работников и сложности труда, существенно расширить самостоятельность учреждений в решении вопросов оплаты труда работников с одновременным повышением ответственности руководителей учреждения, повысить роль стимулирующих выплат.
Практика применения новых условий оплаты труда показала, что в полной мере решить задачу стимулирования работников с учетом результатов их труда удалось не для всех учреждений.
Во многих случаях показатели и критерии эффективности деятельности работников учреждений проработаны недостаточно, а их применение носит формальный характер. В системах оплаты труда работников учреждений во многих случаях сохранились ранее применявшиеся выплаты стимулирующего характера, имеющие низкую эффективность в современных условиях (например, добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность труда, качество труда и другие, без указания конкретных измеримых параметров).
В ряде учреждений стимулирующие выплаты применяются в качестве гарантированной части заработка, которая не увязана с результатами труда. Основной причиной этого является низкий размер тарифной части заработной платы, а также низкая конкурентоспособность учреждений на рынке труда Удмуртской Республики. В результате учреждение вынуждено премировать персонал вне зависимости от результатов труда в связи с необходимостью удержания имеющихся работников.
Еще одна проблема, которую предстоит решить в ближайшие годы, - справедливое распределение средств государственных учреждений Удмуртской Республики, направляемых на оплату труда работников учреждения.
С целью недопущения необоснованно высокой дифференциации в заработной плате работников учреждений и руководителей учреждений в республике установлено нормативное регулирование данных правоотношений. Так, при определении размеров и условий осуществления стимулирующих выплат руководителям учреждений определено устанавливать справедливую заработную плату исходя из принципа оптимального соотношения в уровнях заработной платы руководителей учреждений и работников учреждений, руководство которым осуществляют данные руководители. Для руководителей учреждений соотношение уровня заработной платы составляет не более чем 5 раз к уровню заработной платы работников возглавляемого учреждения и определяется с учетом масштаба руководства учреждением учредителем, не допуская опережающего роста уровня заработной платы руководителей учреждений по отношению к уровню заработной платы работников учреждения, при этом предельный уровень соотношения может быть увеличен правовыми актами Правительства Удмуртской Республики.
В целях реализации данной нормы Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 3 мая 2011 года № 137 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Удмуртской Республики», в котором даны соответствующие поручения исполнительным органам государственной власти Удмуртской Республики, имеющим подведомственные учреждения, по установлению соотношения уровня заработной платы руководителей учреждений к уровню заработной платы работников учреждения, возглавляемого данным руководителем, и по согласованию трудовых договоров в части оплаты труда с Министерством труда Удмуртской Республики.
Министерством труда Удмуртской Республики проведена работа по контролю за выполнением исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики вышеуказанных поручений Правительства Удмуртской Республики. Так, в 2012 году согласованы 16 решений исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики об установлении критериев масштаба руководства государственными учреждениями Удмуртской Республики и соотношения уровня заработной платы руководителей учреждений к уровню заработной платы работников учреждений. За 2013 год Министерством труда Удмуртской Республики согласованы 265 трудовых договоров, включая дополнительные соглашения к трудовым договорам, заключаемым с руководителями казенных, бюджетных, автономных учреждений Удмуртской Республики, по трудовым договорам подготовлены 44 заключения.
Все вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования систем оплаты труда работников государственных учреждений Удмуртской Республики, работников муниципальных учреждений в Удмуртской Республике в следующих направлениях: