Недействующий

Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие социально-трудовой сферы Удмуртской Республики (2013-2015 годы)» (с изменениями на 16 апреля 2014 года)

2.5.1. Характеристика состояния сферы социально-экономического развития, в рамках которой
реализуется подпрограмма, в том числе основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития

Государственная политика в сфере регулирования кадровой обеспеченности экономики Удмуртской Республики реализуется в соответствии с основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Удмуртской Республики, определенными Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 7 февраля 2011 года № 165-р  и распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 26 декабря 2011 года № 1179-р «О Плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года в Удмуртской Республике».

На современном этапе развития Удмуртии особую актуальность приобретает задача обеспечения экономики республики квалифицированными кадрами. Несоответствие уровня профессионально-квалификационных знаний и умений человека потребностям рынка труда приводит к снижению эффективности использования человеческого капитала республики, что на фоне продолжающейся депопуляции населения республики может привести к сдерживанию экономического роста.

С 2007 года в Удмуртской Республике происходит снижение численности населения республики. Несмотря на увеличение уровня рождаемости и некоторой стабилизации уровня смертности, население республики в среднесрочной прогнозной перспективе к 2015 году уменьшится до 1518,1 тыс. человек, в долгосрочной перспективе к 2025 году - до 1493,1 тыс. человек. Также ежегодно на 2-3 % продолжает снижаться и численность трудовых ресурсов в Удмуртской Республике.

Изменение структуры населения в сторону старения населения приводит к дефициту рабочей силы на рынке труда не столько в абсолютном сокращении численности людей в рабочих возрастах, поскольку решением может стать развитие трудозамещающих технологий, а в старении рабочей силы, способности рабочей силы воспринимать новые технологии.

Сегодня наблюдается недостаток обучающихся в учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования, которые смогли бы через несколько лет пополнить ряды наиболее востребованных квалифицированных рабочих, специалистов. Общая демографическая ситуация в республике связана со снижением численности выпускников в среднесрочном периоде: 9-х классов с 20,05 тыс. человек (2006 год) до 17,3 тыс. человек (2020 год), 11-х классов с 13,9 тыс. человек (2006 год) до 8,8 тыс. человек (2020 год).

В таких условиях возрастает актуальность рационального использования имеющихся трудовых ресурсов. Однако, несмотря на проводимую в республике работу по модернизации системы профессионального образования и сближению ее с реальными потребностями рынка труда, по-прежнему наблюдается несоответствие в структуре воспроизводства трудовых ресурсов по уровням образования, а также несбалансированность подготовки кадров по различным профессиям и специальностям.

По одним и тем же специальностям и профессиям одновременно имеются неудовлетворенный спрос и избыточное предложение рабочей силы, так как, с одной стороны, квалификация претендентов на рабочие места не удовлетворяет требованиям работодателей, а с другой - уровень предлагаемой работникам оплаты труда иногда не удовлетворяет их потребности.

Представленная ниже таблица 4 «Распределение количества заявленных работодателями вакансий и количество поставленных на учет в органах службы занятости республики молодых специалистов, имеющих начальное, среднее, высшее профессиональное образование, в период 2008-2012 годов по видам экономической деятельности» характеризует имеющийся дисбаланс рынка труда республики. Из таблицы видно, что по отдельным видам деятельности численность стоящих на учете молодых специалистов достигала в определенные периоды 45 % заявленной работодателями потребности по этим же видам деятельности.

Таблица 4


Распределение количества заявленных работодателями вакансий и количества поставленных на учет в органах службы
занятости республики молодых специалистов, имеющих начальное, среднее, высшее профессиональное образование,
 в период 2008-2012 годов по видам экономической деятельности

Вид экономической деятельности

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Заяв-
лено вакан-
сий, чел.

Поста-
влено
на учет моло-
дых специа-
листов, имею-
щих про-
фессио-
нальное образо-
вание, чел.

%

Заяв-
лено вакан-
сий, чел.

Поста-
влено на учет моло-
дых специа-
листов, имею-
щих про-
фессио-
нальное образо-
вание, чел.

%

Заяв-
лено вакан-
сий,
чел.

Поста-
влено на учет моло-
дых специа-
листов, имею-
щих про-
фессио-
нальное образо-
вание, чел.

%

Заяв-
лено вакан-
сий, чел.

Поста-
влено на учет моло-
дых специа-
листов, имею-
щих про-
фессио-
нальное образо-
вание, чел.

%

Заяв-
лено вакан-
сий, чел.

Поста-
влено на учет моло-
дых специа-
листов, имею-
щих про-
фесси-
ональ-
ное обра-
зование, чел.

%

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

12150

375

3

11684

1158

10

12226

859

7,0

9833

617

6,3

8799

392

4,5

Добыча полезных ископаемых

2465

57

2,3

2373

246

10,4

302

136

45,0

325

90

27,7

401

73

18,2

Обрабатывающие производства

32733

1089

3,3

31501

3754

12,0

23158

2704

11,7

24972

2208

8,8

24412

1896

7,8

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

4426

290

6,6

4259

569

13,3

1743

492

28,0

1672

378

22,6

1652

146

8,8

Строительство

5984

783

13,0

5759

2459

43,0

14939

1661

11,1

18619

1058

5,7

18410

851

4,6

Оптовая и розничная торговля

10005

594

6,0

9629

3550

37,0

17987

3113

17,3

18016

3211

17,8

16540

2979

18,0

Гостиницы и рестораны

1728

107

6,2

1663

366

22,0

3383

337

10,0

3405

355

10,4

3124

188

6,0

Транспорт и связь

9748

239

2,5

9381

822

8,8

3568

591

16,6

4159

573

13,8

4409

355

8,1

Финансовая деятельность

1757

93

5,3

1691

356

21,0

1547

225

14,5

801

242

30,2

849

254

30,0

Образование

17173

468

2,7

16528

1294

7,8

16528

1212

7,3

8112

1115

13,7

7775

701

9,0

Здравоохранение

11973

228

2,0

11523

464

4,0

11523

533

4,6

6519

500

7,7

7324

373

5,1


В общественном мнении в течение нескольких лет сформировался перечень престижных профессий, определяющий спрос на образовательные услуги, однако, входящие в этот перечень профессии, в силу перепроизводства кадров, оказываются невостребованными на рынке труда, о чем не информированы абитуриенты и их родители. Рынок труда и рынок образовательных услуг не имеют постоянных информационных взаимосвязей.

Кроме того, в республике недостаточно действуют механизмы социального партнерства в области развития кадрового потенциала. Слабо взаимодействуют исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики и органы местного самоуправления в Удмуртской Республике с организациями и образовательными учреждениями профессионального образования по вопросам прогнозирования потребности в квалифицированных кадрах, сохранения и развития персонала организаций. Несмотря на то, что работодатели не удовлетворены номенклатурой и качеством подготовки выпускников образовательных учреждений, они не проявляют активности как заказчики образовательных услуг, не всегда охотно идут на диалог с системой образования.

При сохранении существующих тенденций на рынке труда республики к 2020 году потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием будет в 2 раза ниже их прогнозируемого выпуска, тогда как дефицит специалистов по профессиям и специальностям среднего профессионального образования будет в 5 раз выше выпуска.

Развитие промышленности, реализация инвестиционных проектов в регионе требуют поиска новых подходов к проблеме обеспечения трудовыми ресурсами. Исходя из этого, подпрограмма предусматривает создание и развитие новых организационно-экономических механизмов управления в деле сохранения, воспроизводства и развития кадрового потенциала экономики республики.

В связи с этим требует дальнейшего развития и применения система прогнозирования потребности рынка труда в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов всеми видами образовательных учреждений профессионального образования.

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости комплексного решения обозначенных проблем в области обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и требует системного подхода в решении поставленных задач программными методами.

Вместе с тем подпрограмма продолжит реализацию существующего комплекса мер, направленных на обеспечение потребностей экономики республики в квалифицированных кадрах, что является базовым условием успешного и устойчивого развития экономики и социальной сферы республики.

Работа Министерства труда Удмуртской Республики в данном направлении основывается на следующей нормативной правовой базе:

постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 года № 440 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов»;

постановление Правительства Удмуртской Республики от 23 декабря 2013 года № 591 «О Порядке формирования объемов контрольных цифр приема на подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена за счет бюджетных ассигнований бюджета Удмуртской Республики и формирования потребности в специалистах с высшим образованием по направлениям подготовки (специальностям) высшего образования»;

распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 31 декабря 2003 года № 1251-р «О проведении мониторинга социально-трудовой сферы в Удмуртской Республике».

На основании Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2013 года № 800 «Об утверждении Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу», Указа Президента Удмуртской Республики от 22 февраля 2007 года № 20 «Об уполномоченном органе по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Удмуртской Республике» Министерство труда Удмуртской Республики осуществляет деятельность по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Удмуртской Республике.

Привлечение иностранных граждан с целью осуществления трудовой деятельности осуществляется по тем профессиям, по которым в настоящее время образовательные учреждения в Удмуртской Республике не ведут прием и подготовку учащихся, а на рынке труда Удмуртской Республики специалисты по данным профессиям либо отсутствуют, либо их крайне недостаточно.   

Распределение иностранных рабочих по отраслям экономики весьма дифференцировано. Прибывающие трудовые мигранты направляются, прежде всего, в основные сектора материального производства - строительство, промышленность и сельское хозяйство. Каждый пятый занят в сфере торговли. Основные зарубежные государства-экспортеры строительных рабочих - Узбекистан, Турция, Таджикистан.

С целью защиты республиканского рынка труда совместно с соответствующими министерствами и ведомствами ежегодно проводится работа по формированию потребности в привлечении иностранной рабочей силы в соответствии с заявками работодателей на текущий и предстоящий годы. Определение потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Удмуртской Республики.

Потребность в привлечении иностранных работников определяется с учетом видов экономической деятельности, профессий, специальностей и квалификации, а также страны происхождения (государства гражданской принадлежности) иностранных работников.