Государственная политика в сфере регулирования кадровой обеспеченности экономики Удмуртской Республики реализуется в соответствии с основными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Удмуртской Республики, определенными Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 7 февраля 2011 года № 165-р и распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 26 декабря 2011 года № 1179-р «О Плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года в Удмуртской Республике».
На современном этапе развития Удмуртии особую актуальность приобретает задача обеспечения экономики республики квалифицированными кадрами. Несоответствие уровня профессионально-квалификационных знаний и умений человека потребностям рынка труда приводит к снижению эффективности использования человеческого капитала республики, что на фоне продолжающейся депопуляции населения республики может привести к сдерживанию экономического роста.
С 2007 года в Удмуртской Республике происходит снижение численности населения республики. Несмотря на увеличение уровня рождаемости и некоторой стабилизации уровня смертности, население республики в среднесрочной прогнозной перспективе к 2015 году уменьшится до 1518,1 тыс. человек, в долгосрочной перспективе к 2025 году - до 1493,1 тыс. человек. Также ежегодно на 2-3 % продолжает снижаться и численность трудовых ресурсов в Удмуртской Республике.
Изменение структуры населения в сторону старения населения приводит к дефициту рабочей силы на рынке труда не столько в абсолютном сокращении численности людей в рабочих возрастах, поскольку решением может стать развитие трудозамещающих технологий, а в старении рабочей силы, способности рабочей силы воспринимать новые технологии.
Сегодня наблюдается недостаток обучающихся в учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования, которые смогли бы через несколько лет пополнить ряды наиболее востребованных квалифицированных рабочих, специалистов. Общая демографическая ситуация в республике связана со снижением численности выпускников в среднесрочном периоде: 9-х классов с 20,05 тыс. человек (2006 год) до 17,3 тыс. человек (2020 год), 11-х классов с 13,9 тыс. человек (2006 год) до 8,8 тыс. человек (2020 год).
В таких условиях возрастает актуальность рационального использования имеющихся трудовых ресурсов. Однако, несмотря на проводимую в республике работу по модернизации системы профессионального образования и сближению ее с реальными потребностями рынка труда, по-прежнему наблюдается несоответствие в структуре воспроизводства трудовых ресурсов по уровням образования, а также несбалансированность подготовки кадров по различным профессиям и специальностям.
По одним и тем же специальностям и профессиям одновременно имеются неудовлетворенный спрос и избыточное предложение рабочей силы, так как, с одной стороны, квалификация претендентов на рабочие места не удовлетворяет требованиям работодателей, а с другой - уровень предлагаемой работникам оплаты труда иногда не удовлетворяет их потребности.
Представленная ниже таблица 4 «Распределение количества заявленных работодателями вакансий и количество поставленных на учет в органах службы занятости республики молодых специалистов, имеющих начальное, среднее, высшее профессиональное образование, в период 2008-2012 годов по видам экономической деятельности» характеризует имеющийся дисбаланс рынка труда республики. Из таблицы видно, что по отдельным видам деятельности численность стоящих на учете молодых специалистов достигала в определенные периоды 45 % заявленной работодателями потребности по этим же видам деятельности.
Таблица 4
Распределение количества заявленных работодателями вакансий и количества поставленных на учет в органах службы
занятости республики молодых специалистов, имеющих начальное, среднее, высшее профессиональное образование,
в период 2008-2012 годов по видам экономической деятельности
Вид экономической деятельности | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | ||||||||||
Заяв- | Поста- | % | Заяв- | Поста- | % | Заяв- | Поста- | % | Заяв- | Поста- | % | Заяв- | Поста- | % | |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 12150 | 375 | 3 | 11684 | 1158 | 10 | 12226 | 859 | 7,0 | 9833 | 617 | 6,3 | 8799 | 392 | 4,5 |
Добыча полезных ископаемых | 2465 | 57 | 2,3 | 2373 | 246 | 10,4 | 302 | 136 | 45,0 | 325 | 90 | 27,7 | 401 | 73 | 18,2 |
Обрабатывающие производства | 32733 | 1089 | 3,3 | 31501 | 3754 | 12,0 | 23158 | 2704 | 11,7 | 24972 | 2208 | 8,8 | 24412 | 1896 | 7,8 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 4426 | 290 | 6,6 | 4259 | 569 | 13,3 | 1743 | 492 | 28,0 | 1672 | 378 | 22,6 | 1652 | 146 | 8,8 |
Строительство | 5984 | 783 | 13,0 | 5759 | 2459 | 43,0 | 14939 | 1661 | 11,1 | 18619 | 1058 | 5,7 | 18410 | 851 | 4,6 |
Оптовая и розничная торговля | 10005 | 594 | 6,0 | 9629 | 3550 | 37,0 | 17987 | 3113 | 17,3 | 18016 | 3211 | 17,8 | 16540 | 2979 | 18,0 |
Гостиницы и рестораны | 1728 | 107 | 6,2 | 1663 | 366 | 22,0 | 3383 | 337 | 10,0 | 3405 | 355 | 10,4 | 3124 | 188 | 6,0 |
Транспорт и связь | 9748 | 239 | 2,5 | 9381 | 822 | 8,8 | 3568 | 591 | 16,6 | 4159 | 573 | 13,8 | 4409 | 355 | 8,1 |
Финансовая деятельность | 1757 | 93 | 5,3 | 1691 | 356 | 21,0 | 1547 | 225 | 14,5 | 801 | 242 | 30,2 | 849 | 254 | 30,0 |
Образование | 17173 | 468 | 2,7 | 16528 | 1294 | 7,8 | 16528 | 1212 | 7,3 | 8112 | 1115 | 13,7 | 7775 | 701 | 9,0 |
Здравоохранение | 11973 | 228 | 2,0 | 11523 | 464 | 4,0 | 11523 | 533 | 4,6 | 6519 | 500 | 7,7 | 7324 | 373 | 5,1 |
В общественном мнении в течение нескольких лет сформировался перечень престижных профессий, определяющий спрос на образовательные услуги, однако, входящие в этот перечень профессии, в силу перепроизводства кадров, оказываются невостребованными на рынке труда, о чем не информированы абитуриенты и их родители. Рынок труда и рынок образовательных услуг не имеют постоянных информационных взаимосвязей.
Кроме того, в республике недостаточно действуют механизмы социального партнерства в области развития кадрового потенциала. Слабо взаимодействуют исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики и органы местного самоуправления в Удмуртской Республике с организациями и образовательными учреждениями профессионального образования по вопросам прогнозирования потребности в квалифицированных кадрах, сохранения и развития персонала организаций. Несмотря на то, что работодатели не удовлетворены номенклатурой и качеством подготовки выпускников образовательных учреждений, они не проявляют активности как заказчики образовательных услуг, не всегда охотно идут на диалог с системой образования.
При сохранении существующих тенденций на рынке труда республики к 2020 году потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием будет в 2 раза ниже их прогнозируемого выпуска, тогда как дефицит специалистов по профессиям и специальностям среднего профессионального образования будет в 5 раз выше выпуска.
Развитие промышленности, реализация инвестиционных проектов в регионе требуют поиска новых подходов к проблеме обеспечения трудовыми ресурсами. Исходя из этого, подпрограмма предусматривает создание и развитие новых организационно-экономических механизмов управления в деле сохранения, воспроизводства и развития кадрового потенциала экономики республики.
В связи с этим требует дальнейшего развития и применения система прогнозирования потребности рынка труда в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов всеми видами образовательных учреждений профессионального образования.
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости комплексного решения обозначенных проблем в области обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и требует системного подхода в решении поставленных задач программными методами.
Вместе с тем подпрограмма продолжит реализацию существующего комплекса мер, направленных на обеспечение потребностей экономики республики в квалифицированных кадрах, что является базовым условием успешного и устойчивого развития экономики и социальной сферы республики.
Работа Министерства труда Удмуртской Республики в данном направлении основывается на следующей нормативной правовой базе:
На основании Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2013 года № 800 «Об утверждении Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу», Указа Президента Удмуртской Республики от 22 февраля 2007 года № 20 «Об уполномоченном органе по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Удмуртской Республике» Министерство труда Удмуртской Республики осуществляет деятельность по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Удмуртской Республике.
Привлечение иностранных граждан с целью осуществления трудовой деятельности осуществляется по тем профессиям, по которым в настоящее время образовательные учреждения в Удмуртской Республике не ведут прием и подготовку учащихся, а на рынке труда Удмуртской Республики специалисты по данным профессиям либо отсутствуют, либо их крайне недостаточно.
Распределение иностранных рабочих по отраслям экономики весьма дифференцировано. Прибывающие трудовые мигранты направляются, прежде всего, в основные сектора материального производства - строительство, промышленность и сельское хозяйство. Каждый пятый занят в сфере торговли. Основные зарубежные государства-экспортеры строительных рабочих - Узбекистан, Турция, Таджикистан.
С целью защиты республиканского рынка труда совместно с соответствующими министерствами и ведомствами ежегодно проводится работа по формированию потребности в привлечении иностранной рабочей силы в соответствии с заявками работодателей на текущий и предстоящий годы. Определение потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Удмуртской Республики.
Потребность в привлечении иностранных работников определяется с учетом видов экономической деятельности, профессий, специальностей и квалификации, а также страны происхождения (государства гражданской принадлежности) иностранных работников.