ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2013 года № 304
г. Ижевск
Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики
«Развитие социально-трудовой сферы Удмуртской Республики (2013-2020 годы)»
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства УР от 31.03.2015 N 126, вступившего в силу не ранее чем через 10 дней после официального опубликования (опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru - 07.04.2015).
____________________________________________________________________
(с изменениями на 16 апреля 2014 года)
______________________________________________________________
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 16 апреля 2014 года № 136
______________________________________________________________
Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить прилагаемую государственную программу Удмуртской Республики «Развитие социально-трудовой сферы Удмуртской Республики (2013-2020 годы)».(в ред. постановления Правительства УР от 16 апреля 2014 года № 136)
Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С.Питкевич
Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 15 июля 2013 года № 304
(в ред. постановления Правительства УР
от 16 апреля 2014 года № 136)
Наименование государственной программы | Развитие социально-трудовой сферы Удмуртской Республики (2013-2020 годы) (далее - государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство труда Удмуртской Республики |
Соисполнители государственной программы | Исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики |
Срок реализации государственной программы | 2013-2020 годы |
Этапы государственной программы | Не предусмотрены |
Цели государственной программы | Повышение уровня жизни населения Удмуртской Республики; повышение эффективности государственного управления |
Задачи государственной программы | Создание условий для повышения уровня жизни населения республики, обеспечение роста доходов населения; сохранение и развитие кадрового потенциала республики и его эффективное использование; обеспечение развития и совершенствования государственной гражданской службы Удмуртской Республики и муниципальной службы в Удмуртской Республике; улучшение условий и охраны труда |
Подпрограммы государственной программы | Регулирование уровня минимальных социальных стандартов в области денежных доходов населения Удмуртской Республики; осуществление нормативного регулирования оплаты труда работников организаций бюджетной сферы в Удмуртской Республике; обеспечение развития государственной гражданской службы Удмуртской Республики и муниципальной службы в Удмуртской Республике; развитие системы социального партнерства в Удмуртской Республике; регулирование кадровой обеспеченности экономики Удмуртской Республики; улучшение условий и охраны труда в Удмуртской Республике; создание условий для реализации государственной программы |
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы | Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах; номинальная начисленная средняя заработная плата одного работника (в среднем за период), рублей; численность застрахованных, пострадавших при несчастных случаях на производстве, в расчете на 1000 застрахованных, человек |
Ресурсное обеспечение государственной программы | Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики составит 262 171,6 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 29 222,0 тыс. рублей; в 2014 году - 30 028,4 тыс. рублей; в 2015 году - 31 096,0 тыс. рублей; в 2016 году - 31 096,0 тыс. рублей; в 2017 году - 32 650,7 тыс. рублей; в 2018 году - 34 283,4 тыс. рублей; в 2019 году - 35 997,6 тыс. рублей; в 2020 году - 37 797,5 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы и показатели эффективности | В результате реализации государственной программы ожидается: рост среднемесячных денежных доходов населения в 2,6 раза по отношению к 2011 году; ежегодный рост на 3%-5% реальных располагаемых денежных доходов населения; рост номинальной начисленной средней заработной платы одного работника не менее, чем в 2 раза; отсутствие системной задолженности по заработной плате перед работниками организаций Удмуртской Республики; снижение численности пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих на 3,0 %; создание условий для достижения стратегической цели, определенной Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года и Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы |
Цели и задачи государственной программы Удмуртской Республики соответствуют приоритетам государственной политики Удмуртской Республики и вносят вклад в достижение стратегических целей и задач, определённых Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года № 40-РЗ «О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года» (далее - Стратегия социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года), и Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года № 68-РЗ «О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы» (далее - Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы).
Сведения о соответствии целей и задач государственной программы приоритетам и целям государственной политики Удмуртской Республики, их вкладе в достижение целей государственной политики Удмуртской Республики, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сведения о соответствии целей и задач государственной программы приоритетам и целям государственной политики Удмуртской Республики,
их вкладе в достижение целей государственной политики Удмуртской Республики
Цели и задачи государственной программы | Сведения о соответствии целей и задач государственной программы приоритетам и целям государственной политики Удмуртской Республики, их вкладе в достижение целей государственной политики Удмуртской Республики |
Цели: повышение уровня жизни населения Удмуртской Республики; повышение эффективности государственного управления | Вносит вклад в достижение целей: 1) Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года (улучшение качества жизни населения Удмуртской Республики); 2) Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы (сохранение социальной стабильности, повышение уровня и качества жизни населения республики; совершенствование системы государственного управления) |
Задача 1 Создание условий для повышения уровня жизни населения республики, обеспечение роста доходов населения | Направлена на решение задач, определенных: 1) Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года (повышение продолжительности и качества жизни населения республики); 2) Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы (создание условий для повышения уровня и качества жизни населения республики, рост доходов населения). Позволяет реализовать приоритет Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, направленный на формирование нового качества и уровня жизни населения республики, создание условий для стабилизации демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни населения республики. Вносит вклад за счёт анализа, прогнозирования показателей социально-трудовой сферы республики и разработки мер государственного регулирования |
Задача 2 Сохранение и развитие кадрового потенциала республики и его эффективное использование | Направлена на решение задач, определенных: 1) Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года (сохранение высокого качества человеческого потенциала республики; формирование условий для привлечения новых человеческих ресурсов); 2) Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы (сохранение и развитие кадрового потенциала республики и его эффективное использование). Позволяет реализовать приоритет Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, направленный на минимизацию негативного воздействия мирового финансового кризиса на республиканскую экономику и разработку механизмов устранения неблагоприятных последствий после его завершения. Вносит вклад за счёт разработки и реализации мер государственного регулирования, направленных на обеспечение экономики республики квалифицированными рабочими кадрами и специалистами |
Задача 3 Обеспечение развития и совершенствования государственной гражданской службы Удмуртской Республики и муниципальной службы в Удмуртской Республике | Направлена на решение задачи, определенной Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы (повышение качества и конкурентоспособности государственного управления). Вносит вклад за счёт разработки и применения современных механизмов стимулирования и мотивации труда государственных гражданских и муниципальных служащих к исполнению обязанностей на высоком профессиональном уровне, а также за счет развития системы государственных гарантий гражданским и муниципальным служащим |
Задача 4 Улучшение условий и охраны труда | Направлена на решение задач, определенных: 1) Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года (снижение уровня общей смертности населения и увеличение средней продолжительности жизни; снижение смертности в трудоспособном возрасте от предотвратимых причин; укрепление здоровья населения); 2) Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы (снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; повышение качества условий труда; совершенствование системы обучения руководителей и специалистов по вопросам охраны труда; снижение смертности от предотвратимых производственных причин). Позволяет реализовать приоритет Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, направленный на формирование нового качества и уровня жизни населения республики, создание условий для стабилизации демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни населения республики. Вносит вклад в развитие социальной сферы, развитие системы охраны труда, повышение культуры производства на предприятиях, развитие современных систем управления человеческими ресурсами, обеспечение профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
Целями государственной программы являются:
повышение уровня жизни населения Удмуртской Республики;
повышение эффективности государственного управления.
Задачами государственной программы определены:
создание условий для повышения уровня жизни населения республики, обеспечение роста доходов населения;
сохранение и развитие кадрового потенциала республики и его эффективное использование;
обеспечение развития и совершенствования государственной гражданской службы Удмуртской Республики и муниципальной службы в Удмуртской Республике;
улучшение условий и охраны труда.
Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года определена цель: улучшение качества жизни населения Удмуртской Республики. В числе задач, которые необходимо решить для достижения цели - создание условий для повышения уровня жизни населения республики, обеспечение роста доходов населения.
Модернизация системы государственного управления в Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года рассматривается в качестве элемента механизма реализации Стратегии.
Согласно Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы достижение основной цели по сохранению социальной стабильности, повышению уровня и качества жизни населения республики предполагает, в частности, решение следующих задач:
создание условий для повышения уровня жизни населения республики, обеспечение роста доходов населения;
сохранение и развитие кадрового потенциала и его эффективное использование;
повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в Удмуртской Республике;
улучшение условий и охраны труда.
Достижение основной цели, определенной Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, по совершенствованию системы государственного управления предполагает решение следующих задач - повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в Удмуртской Республике.
В рамках реализации Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы выделены, в частности, следующие приоритеты социально-экономического развития Удмуртской Республики:
формирование нового качества и уровня жизни населения республики, создание условий для стабилизации демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни населения республики;
минимизация негативного воздействия мирового финансового кризиса на республиканскую экономику и разработка механизмов устранения неблагоприятных последствий после его завершения (в том числе в целях предотвращения рецессии валового регионального продукта), оптимизация бюджетных расходов.
Цели и задачи государственной программы согласуются с целевыми ориентирами программных документов Российской Федерации.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, определены стратегические целевые ориентиры долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации: высокие стандарты благосостояния человека, социальное благополучие и согласие.
Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 года, установлены следующие приоритетные задачи:
обеспечение устойчивого и динамичного повышения качества жизни, создание благоприятных условий для роста располагаемых доходов населения в 1,3 - 1,4 раза с 2013 по 2018 год;
развитие профессионального образования и рынка квалифицированного труда, создание к 2020 году не менее 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» определены целевые ориентиры повышения заработной платы работников бюджетного сектора экономики; увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза.
Наименование подпрограммы | Регулирование уровня минимальных социальных стандартов в области денежных доходов населения Удмуртской Республики |
Ответственный исполнитель подпрограммы | Министерство труда Удмуртской Республики |
Соисполнители подпрограммы | Не предусмотрены |
Срок реализации подпрограммы | 2013-2020 годы |
Этапы подпрограммы | Не предусматриваются |
Цель подпрограммы | Оценка уровня жизни населения Удмуртской Республики |
Задачи подпрограммы | Анализ и прогнозирование ситуации в области доходов и уровня жизни населения Удмуртской Республики; совершенствование нормативной базы, устанавливающей правовую основу для реализации мер социальной защиты граждан Удмуртской Республики, зависящих от величины прожиточного минимума |
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы | Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения Удмуртской Республики, в процентах |
Ресурсное обеспечение подпрограммы | Ресурсным обеспечением подпрограммы являются расходы на реализацию установленных полномочий (функций) Министерством труда Удмуртской Республики, отраженные в составе подпрограммы «Создание условий для реализации государственной программы» |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели эффективности | Поэтапное повышение размеров минимальных гарантий денежных доходов населения Удмуртской Республики; доля населения Удмуртской Республики с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума не превышает 10,0 % от общей численности населения республики к концу 2020 года |
Обеспечение благоприятных условий жизни и труда населения - это составная часть социальной политики государства.
Одним из важных социальных индикаторов, применяемым для объективной характеристики уровня жизни, является доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения.
Этот показатель отражает уровень благосостояния населения, в том числе уровень бедности.
В 2012 году по отношению к 2011 году доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, снизилась на 2,4 процентных пункта и составила 11,6%, что указывает на улучшение благосостояния населения республики. Среди субъектов Приволжского федерального округа (далее - ПФО) Удмуртская Республика по уровню бедности в 2012 году занимала 4 место (1 место соответствует наименьшему показателю по численности населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума).
По прогнозу, к 2020 году соответствующая доля населения составит 10 %, что в 1,2 раза ниже уровня 2012 года.
Основой для расчета вышеуказанного показателя служит величина прожиточного минимума, которая характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Для определения черты бедности в республике и оказания органами социальной помощи малообеспеченным категориям граждан Правительством Удмуртской Республики ежеквартально утверждается величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения.
В 2013 году величина прожиточного минимума в расчете на душу населения составила 6 281 рубль и возросла на 13,2 % против уровня предыдущего года.
В прогнозируемом периоде также ожидается рост величины прожиточного минимума как в расчете на душу населения, так и по каждой социально-демографической группе населения (трудоспособное население, пенсионеры и дети). К 2020 году ожидаемый рост величины прожиточного минимума составит 1,97 раза по сравнению с уровнем 2012 года.
Приближение минимальных социальных гарантий к величине прожиточного минимума является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
Малоимущие семьи и одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, имеют право на государственную социальную помощь.
В этой связи особую важность приобретает работа по актуализации потребительской корзины, необходимой для установления величины прожиточного минимума.
Актуализация потребительской корзины обусловлена фактическими изменениями в потреблении малоимущего населения, связанными с расширением платности в отраслях социальной сферы, осуществлением мер по отмене льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатному проезду на транспорте.