УЛЬЯНОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2020 года N 34
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕШЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 08.09.2015 N 102 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД УЛЬЯНОВСК" ДО 2030 ГОДА"
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Указами Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р, Законом Ульяновской области от 20.04.2018 N 28-ЗО "О стратегическом планировании в Ульяновской области", указом Губернатора Ульяновской области от 17.08.2018 N 85 "О некоторых мерах по реализации национальных проектов и региональных инициатив Ульяновской области", постановлением Правительства Ульяновской области от 13.07.2015 N 16/319-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года", руководствуясь Уставом муниципального образования "город Ульяновск", рассмотрев обращение Главы города Ульяновска от 12.03.2020 N 2802-01, Ульяновская Городская Дума решила:
1. Внести в решение Ульяновской Городской Думы от 08.09.2015 N 102 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "город Ульяновск" до 2030 года" следующие изменения:
1) пункты 2 и 3 признать утратившими силу;
2) в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "город Ульяновск" до 2030 года:
а) в разделе 2 "Стратегическая диагностика конкурентоспособности муниципального образования "город Ульяновск":
подраздел 2.2.4 "Ключевые конкурентные преимущества муниципального образования "город Ульяновск" для инвесторов и предпринимателей" подраздела 2.2 "Инвестиционная привлекательность и качество предпринимательского климата в муниципальном образовании "город Ульяновск" дополнить абзацами седьмым и восьмым следующего содержания:
"С целью повышения уровня инвестиционной привлекательности муниципального образования "город Ульяновск" планируется создание двух промышленно-производственных особых экономических зон - площадка промышленной зоны "Заволжье", ориентировочной площадью 410 га, расположенной в кадастровом квартале 73:21:060101 Заволжского района города Ульяновска и территории по ул. Мостостроителей в кадастровых кварталах 73:24:050101, 73:24:020501, 73:24:020405 (бывшая база Мостостроителей).
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116 "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" решение о создании названных промышленно-производственных особых экономических зон принимается Правительством Российской Федерации на основании заявки, поданной Правительством Ульяновской области совместно с муниципальным образованием "город Ульяновск".";
подраздел 2.3 "Ключевые инструменты Стратегического управления муниципальным образованием "город Ульяновск" и целевая модель управления развития Ульяновско-Димитровградской агломерацией" дополнить подразделом 2.3.6 следующего содержания:
"2.3.6. Развитие инноваций и внедрение цифровой экономики
Цифровая экономика предполагает внедрение в различные сферы жизни информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), способных ускорить экономическое развитие территорий и повысить качество жизни граждан. Развитие цифровой экономики - это производство и использование инноваций в рамках городской специализации, подразумевающей создание необходимой для этого инфраструктуры и культивирование компетенций, востребованных в информационном обществе.
Основными направлениями современной мировой цифровизации и развития информационных технологий (цифровых технологий) можно назвать технологии облачного вычисления/хранения данных, методы обработки больших данных, разработку искусственного интеллекта и его производных.
На сегодняшний день и в прогнозируемом будущем развитие цифровых технологий будет специализироваться главным образом в сфере промышленности. Такая ориентация процессов обусловлена новой волной цифровой революции (а именно - четвертая промышленная революция), это выражается в развитии Интернета вещей, робототехники, ожидаемом переходе к кибер-физическим системам.
Продолжающаяся синергия информационных, телекоммуникационных и других технологий, при которой информационные технологии становятся катализатором развития отдельных кластеров, а также приводят к появлению технологий, объединяющих в себе несколько кластеров в единое информационное, коммуникационное и производственное пространство (искусственный интеллект, кибер-физические системы и так далее), что обуславливает появление "умного предприятия", "умного дома", "умного города", "цифровой" экономики.
Развитие цифровых технологий будет определяться продвижением как уже существующих ИТ-компаний с компетенцией в области традиционных информационных технологий на новые рынки и разработкой новых возможностей, так и появлением новых компаний с уже диверсифицированной технологической практикой, объединяющей в себе новый и предшествующий технологический уклад. Обеспечение своевременного внедрения новых соответствующих текущему времени технологий обеспечит прорыв в цифровизации городского хозяйства и приведет к сопутствующим социально-экономическим преобразованиям.
Целями внедрения цифровых технологий и цифровой трансформации экономики и муниципального управления являются:
повышение качества жизни населения за счет получения доступа к новым цифровым услугам, сервисам и продуктам;
повышение конкурентоспособности экономики за счет вывода на рынок новых продуктов, снижения издержек и расширения рынков сбыта продукции в результате использования производителями цифровых технологий;
повышение эффективности системы муниципального управления за счет использования цифровых технологий для принятия решений и взаимодействия с органами власти, гражданами и организациями;
повышение безопасности проживания и осуществления экономической деятельности за счет обеспечения информационной безопасности и использования цифровых технологий в сфере общественной безопасности.
Для успешного достижения целей цифровой трансформации экономики муниципального образования "город Ульяновск" потребуется решение следующих задач:
формирование условий для расширения охвата цифровизацией всех отраслей экономики, социальной сферы и муниципального управления;
формирование условий для развития безопасной информационной инфраструктуры, а также предоставления доступа к ней для граждан, организаций и органов власти;
формирование условий для появления новых, основанных на цифровых технологиях, моделей ведения бизнеса и взаимодействия между гражданами, организациями и государством;
формирование условий для появления новых услуг и сервисов для граждан и организаций в цифровом виде;
освоение организациями, органами местного самоуправления новых и перспективных цифровых технологий путем повышения образовательной активности в сфере цифровых технологий;
формирование менталитета открытости к новым технологиям у населения.
При достижении целей и решении вышеуказанных задач необходимо руководствоваться следующими принципами:
согласование интересов и действий органов местного самоуправления и бизнеса в вопросах цифровой трансформации муниципального управления и экономики;
использование дата-центричного подхода к деятельности органов местного самоуправления и организаций, при котором данные являются первичным материалом для обработки и принятия решений, постоянно доступны и готовы к использованию;
использование принципов проектного управления при осуществлении цифровой трансформации в муниципальном управлении;
этапность цифровой трансформации, выражающаяся в переходе от первоначальной цифровизации и пилотного внедрения цифровых решений к полномасштабному использованию цифровых решений;
учет связи цифровой трансформации органов местного самоуправления и организаций с процессной оптимизацией и изменением роли человека в производственных процессах и процессах управления;
формирование цифровой грамотности и готовности к цифровым изменениям в первую очередь у органов местного самоуправления и в последующем у населения.
Достижение поставленных целей в муниципальном образовании "город Ульяновск" осуществляется посредством реализации:
Концепции внедрения интеллектуальных цифровых технологий в Ульяновской области "Умный регион" на 2017 - 2030 годы, утвержденной распоряжением Губернатора Ульяновской области от 19.07.2017 N 653-р.;
Дорожной карты пилотного проекта по цифровизации городского хозяйства муниципального образования "город Ульяновск", утвержденной Главой города Ульяновска шестого марта 2019 года;
муниципальных программ, направленных на достижение соответствующих результатов региональных проектов в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации до 2024 года";
б) в разделе 3 "Стратегическое видение развития муниципального образования "город Ульяновск" до 2030 года":
подраздел 3.1.1 "Ключевые параметры, обеспечивающие достижение стратегического видения муниципального образования "город Ульяновск" на 2030 год, включая промежуточные этапы (2018, 2023 годы)" подраздела 3.1 "Стратегическое видение и стратегические цели развития муниципального образования "город Ульяновск" на 2030 год" изложить в следующей редакции:
"3.1.1. Ключевые параметры, обеспечивающие достижение стратегического видения муниципального образования "город Ульяновск" на 2030 год, включая промежуточные этапы (2018, 2023 годы).
Стратегическая концепция включает пять основных блоков, включающих все ключевые аспекты стратегии:
1. Видение будущего - взгляд в будущее города на перспективу, отвечающий на вопрос, каким Ульяновск станет после реализации стратегии?
2. Позиционирование города - чем город отличается от других? В чем состоят привлекательные особенности города?
3. Цели стратегии - на достижение каких основных целей направлена стратегия?
4. Стратегические проекты - Реализация каких ключевых проектов (мероприятий) позволит обеспечить выполнение стратегии.
5. Механизмы реализации - Какие основные инструменты могут быть использованы и какие институты необходимо создать для реализации стратегии?
Концепция стратегии развития Ульяновска предполагает модель трех горизонтов, включающую все ключевые стратегические действия.
Рисунок 223 - Модель трех горизонтов: принципы реализации
Рисунок 224 - Модель трех горизонтов: приоритетные секторы и ключевые направления
На первом этапе "Город умной эффективности" в 2015 - 2018 годах будут одержаны первые победы, приняты наиболее подготовленные решения при минимальных затратах, заложен фундамент для последующих этапов и проведена подготовка к созданию конкурентных преимуществ.
Приоритетными секторами экономики станут:
высококачественные деревянные строительные материалы и мебель;
пищевая промышленность;
общественный транспорт;
строительство;
управление жилой и коммерческой недвижимостью.
Ключевыми направлениями на данном горизонте являются:
доступное жилье;
высокое качество ЖКУ;
эффективное стратегическое управление городом (ЦСУ, АГИ, ДГР);
высокое качество городской среды;
комплексное развитие МСБ ("акселераторы");
качественное школьное образование (система профориентации).
На второй этап "Город здоровых и уверенных людей" в 2018 - 2023 годах приходится "основной стратегический удар" - ключевые стратегические преобразования, реализация мероприятий, которые потребуют значительных финансовых ресурсов и управленческих компетенций. В результате будут созданы и закреплены конкурентные преимущества.
Приоритетными секторами экономики станут:
дизайн и производство одежды;
информационные технологии;
медицинские услуги;
общественное питание и другие городские услуги ("городское фермерство", новые форматы торговли, бытовые услуги);
спорт и фитнес.
Ключевыми направлениями на данном горизонте являются:
здоровое население;
качественное школьное образование;
развитие культуры;
высокое качество городской среды;
комплексное развитие МСБ.
Третий этап "Город будущего" в 2023 - 2030 годах включает в себя наиболее амбициозные и сложные мероприятия, направленные на долгосрочное развитие, форсайт и создание конкурентных преимуществ будущего. Будет предпринята попытка снизить неопределенность, а также будут реализованы возможности, созданные на первом и втором горизонтах.
Приоритетными секторами экономики станут:
производство автокомпонентов;