Регулярные и нерегулярные пассажирские и грузовые перевозки коммерческой гражданской авиации в Ульяновской области осуществляются через два аэропорта, расположенных рядом с городом Ульяновском.
Аэропорт "Ульяновск-Центральный им. Н.М. Карамзина" (ULV) (далее - "Ульяновск-Центральный") расположен в 9 км юго-западнее центра города, в 3 км южнее села Баратаевка. Оборудован искусственными взлетно-посадочными полосами класса А размерами 3826 60 м (цементобетон, армобетон). Пассажирский терминал реконструирован в 2011 - 2014 годах, пропускная способность составляет 240 пасс./час. Аэропорт сертифицирован для приема воздушных судов Airbus A320-200, Boeing 737-500 и классом ниже. В настоящее время из аэропорта выполняются все регулярные пассажирские перевозки на внутренней воздушной линии (далее - ВВЛ) из ульяновского авиаузла. Эксплуатант - открытое акционерное общество "Аэропорт Ульяновск" (100 процентов акций принадлежат Ульяновской области).
Международный аэропорт Ульяновск-Восточный (ULC) (далее - "Ульяновск-Восточный") расположен на левом берегу р. Волги в 28 км к северо-востоку от центра города. Оборудован искусственной взлетно-посадочной полосой класса А размерами 5100 106 м (армобетон). Способен принимать все типы воздушных судов без ограничения по массе. В настоящее время из аэропорта выполняются все международные авиаперевозки, что связано с наличием пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации. Эксплуатант - обособленное структурное подразделение ЗАО "Авиастар-СП".
Несмотря на формально избыточную систему из двух гражданских аэропортов, их рыночные ниши не пересекаются, что создает условия для устойчивой работы. Из аэропорта "Ульяновск-Центральный" выполняются регулярные внутренние пассажирские рейсы, также он служит базой для учебных полетов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)" (далее - УВАУ ГА). Из аэропорта "Ульяновск-Восточный" выполняются нерегулярные международные пассажирские рейсы, грузоперевозки на специализированных воздушных судах, он является аэродромом экспериментальной авиации (ЗАО "Авиастар-СП") и местом базирования подразделений Военно-воздушных сил Российской Федерации.
Среди направлений перевозки пассажиров доминируют аэропорты Московского авиационного узла, на которые приходится свыше 85 процентов суммарного пассажиропотока, что связано с преобладанием деловых пассажиров (в том числе государственных и муниципальных служащих), а также неразветвленной маршрутной сетью из города Ульяновска (Московский авиационный узел используется как трансфертный пункт), что в целом характерно для многих субъектов Российской Федерации.
В настоящее время из аэропорта "Ульяновск-Центральный" осуществляются регулярные рейсы в Москву (аэропорты Внуково и Домодедово; суммарно 25 рейсов в неделю), в город Екатеринбург (4 рейса в неделю), в город Симферополь (3 рейса в неделю). Все рейсы выполняются на региональных воздушных судах ATR-72 и CRJ-100/200, но в даты с пиковыми пассажиропотоками открытое акционерное общество "Авиакомпания "ЮТэйр" дополнительно привлекает среднемагистральные самолеты Boeing 737-500. В рамках Приволжской программы субсидирования региональных маршрутов выполняются рейсы на маловместительных самолетах Cessna 208B и Pilatus PC-12 в города Нижний Новгород, Уфу, Саратов и Пермь (суммарно 13 вылетов в неделю). Исключая региональную программу, регулярные перевозки выполняют всего две авиационные компании, из которых только открытое акционерное общество "Авиакомпания "ЮТэйр" входит в большую четверку российских авиаперевозчиков.
Из аэропорта "Ульяновск-Восточный" выполняются нерегулярные (чартерные) пассажирские международные рейсы в города Анталья (два перевозчика), Ираклион (один перевозчик) и Салоники (один перевозчик) с суммарной частотой 14 - 18 вылетов в месяц в высокий сезон (около 4 вылетов в неделю). Все рейсы выполняются на среднемагистральных воздушных судах Airbus A320, Airbus A321 и Boeing 737 - 800. Суммарный пассажиропоток ульяновских аэропортов в 2013 году составил около 160 тыс. человек, увеличившись к 2009 году в 2,7 раза. В том числе международный пассажиропоток составил 13,1 тыс. человек. К 2030 году пассажиропоток ульяновских аэропортов может увеличиться до 300 - 500 тыс. человек в зависимости от темпов экономического роста, колебания валютных курсов и действия иных факторов, оказывающих негативное и позитивное влияние на спрос на услуги воздушного транспорта.
Развитие перевозок грузов воздушным транспортом должно быть ускорено с учетом реализации проекта "Универсальный индустриальный парк" в ПОЭЗ, что позволит последовательно развивать отрасль логистики, которая является одним из приоритетов развития экономики Ульяновской области в долгосрочном периоде в соответствии со Стратегией. Несмотря на то, что в Ульяновской области зарегистрирована одна из наиболее крупных компаний в сфере воздушных перевозок грузов (группа компаний "Волга-Днепр"), данное направление в регионе фактически ограничивается лишь деятельностью данной организации либо разовыми перевозками. Выстроенная на современном уровне логистическая инфраструктура фактически отсутствует. Грузооборот аэропорта "Ульяновск-Восточный" в 2013 году составил 3,72 тыс. т, в том числе транзитный - 3,2 тыс. т (86 процентов), что ставит его на 32-е место среди российских аэропортов.
Отметим следующие особенности воздушного транспорта в Ульяновской области:
наличие в городе Ульяновске двух аэропортов, задействованных в коммерческих (пассажирских и грузовых) операциях;
данные аэропорты имеют различную ведомственную принадлежность и занимают непересекающиеся рыночные ниши;
объем проникновения воздушного транспорта в Ульяновской области ниже среднероссийского (0,13 авиаперелета в год на душу населения в сравнении с 0,6);
рейсы в Москву (85 процентов суммарного пассажиропотока) выполняют всего два перевозчика, что приводит к ограничению конкуренции;
также выполняются регулярные рейсы в шесть городов Российской Федерации (из них четыре в ПФО) и нерегулярные рейсы в три пункта за рубежом;