(с изменениями на 15 декабря 2014 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 27.12.2019 N 777-П
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 15.12.2014 N 30/569-П
____________________________________________________________________
Правительство Ульяновской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/414-П "Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Культура в Ульяновской области" на 2014 - 2018 годы" следующие изменения:
1) в наименовании слово "Культура" заменить словами "Развитие культуры и сохранение объектов культурного наследия";
2) в пункте 1 слово "Культура" заменить словами "Развитие культуры и сохранение объектов культурного наследия".
2. Утвердить прилагаемые изменения в государственную программу Ульяновской области "Культура в Ульяновской области" на 2014 - 2018 годы, утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/414-П "Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Культура в Ульяновской области" на 2014 - 2018 годы".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.
Губернатор - Председатель
Правительства
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ
ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "КУЛЬТУРА В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2018 ГОДЫ
1. В наименовании слово "Культура" заменить словами "Развитие культуры и сохранение объектов культурного наследия".
2. В паспорте:
1) в строке "Наименование государственной программы" слово "Культура" заменить словами "Развитие культуры и сохранение объектов культурного наследия";
2) строку "Соисполнители государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Соисполнители государственной программы | - | Правительство Ульяновской области; |
3) в строке "Подпрограммы государственной программы" слова "не предусмотрены" заменить словами "Обеспечение реализации государственной программы Ульяновской области "Развитие культуры и сохранение объектов культурного наследия в Ульяновской области" на 2014 - 2018 годы";
4) строку "Цели и задачи государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Цели и задачи государственной программы | - | цели: |
5) строку "Целевые индикаторы государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Целевые индикаторы государственной программы | - | количество отреставрированных и отремонтированных зданий учреждений культуры, единиц; |
6) строку "Ресурсное обеспечение государственной программы с разбивкой по этапам и годам реализации" изложить в следующей редакции:
"Ресурсное обеспечение государственной программы с разбивкой по этапам и годам реализации | - | общий объем бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области на финансовое обеспечение реализации государственной программы в течение 2014 - 2018 годов составит 3012686,5 тыс. рублей, в том числе по годам: |
7) строку "Ожидаемый эффект от реализации государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Ожидаемый эффект от реализации государственной программы | - | уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставляемых учреждениями культуры государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры - 100,0 процента; |
3. Раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. Введение. Характеристика проблем, на решение которых направлена государственная программа
В государственной программе используются термины, установленные в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Законом Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
Реализация государственной культурной политики в Ульяновской области - приоритетное направление социально-экономического развития Ульяновской области. Культура рассматривается как один из решающих факторов, определяющих качество "человеческого капитала", а значит, и развитие в любой сфере деятельности.
Ключевой фактор развития современной инновационной экономики -"человеческий капитал". Эффективными являются инвестиции в формирование нового поколения людей, причастных к интеллектуальному творчеству, науке, образованию, экономике. Инновационная экономика базируется на новейших научных разработках, развитых информационных системах. В настоящее время Россия - это крупнейший поставщик сырья на мировой рынок, но для будущего развития страны необходима другая стратегия - стратегия производства инноваций, в том числе в гуманитарной сфере.
Формой участия Ульяновской области в реализации государственной культурной политики должна стать долгосрочная и последовательно реализуемая исполнительными органами государственной власти Ульяновской области во взаимодействии с институтами гражданского общества государственная программа, конечной целью которой является создание необходимых условий для обеспечения доступа самых широких слоев населения к культурным ценностям.
В основе государственной программы лежит признание специфики культуры одним из базовых факторов развития территории, представление о культуре как ресурсе общественного и экономического развития. Государственная программа соответствует долгосрочной задаче, которая состоит в формировании нового мышления всех субъектов культурной деятельности в условиях рыночной экономики, предусматривает переход от отраслевого принципа управления деятельностью в сфере культуры к межведомственному и межотраслевому социально-культурному программированию.
В государственной программе выделяются два уровня проблем в сфере развития культуры в Ульяновской области: инфраструктурные (износ материальной базы, отсутствие технологий, нахождение объектов культурного наследия в неудовлетворительном состоянии) и идеологические (разобщенность творческих союзов и иных общественных объединений творческой направленности, недостаточное количество гастролей, отсутствие грантовой поддержки в сфере культуры и другие).
В Ульяновской области развита достаточно обширная сеть учреждений культуры, которые предоставляют населению Ульяновской области широкий спектр услуг. Эти услуги направлены на удовлетворение эстетических потребностей людей и призваны способствовать созданию более высокого уровня жизни. Они являются фундаментом формирования "человеческого капитала", необходимого для любой сферы жизнедеятельности.
По состоянию на 01.07.2014 на территории Ульяновской области расположены 1980 объектов культурного наследия, из них 85 объектов культурного наследия федерального значения, 358 объектов культурного наследия регионального значения, 32 объекта культурного наследия местного (муниципального) значения и 1505 выявленных объектов культурного наследия. В Единый государственный реестр объектов культурного наследия (далее - Реестр) включены 395 объектов культурного наследия. Из общего числа объектов культурного наследия 49 процентов находятся в неудовлетворительном состоянии.
Оперативного решения требуют вопросы обеспечения материально-технической базы учреждений культуры, так как сети инженерно-технического обеспечения и специализированное оборудование большинства учреждений культуры не соответствуют современным требованиям предоставления услуг в сфере культуры.
Большая часть зданий и помещений учреждений культуры требует капитального или текущего ремонта. В основном это образовательные организации Ульяновской области, реализующие дополнительные общеобразовательные программы в сфере искусств для детей, профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств (далее - образовательные организации в сфере культуры), культурно-досуговые учреждения, библиотеки. В учреждениях культуры отсутствует качественная звуковая и осветительная аппаратура, в образовательных организациях в сфере культуры не ведется обновление музыкальных инструментов (износ инструментов составляет 90 процентов). Три областных музея и два областных архива не имеют возможности установить новые системы охраны, оповещения и слежения с целью сохранения музейных и архивных фондов. Проблемы библиотечного обслуживания напрямую связаны с недостаточным оснащением современной вычислительной техникой, специальным технологическим оборудованием, необходимым для улучшения качества обслуживания посетителей и внедрения передовых технологий (автоматизированных каталогов, интернет-классов, медиатек и других).
Обеспечение доступности услуг в сфере культуры и улучшение их качества напрямую зависят от технического оснащения учреждений культуры, сопровождаемого внедрением и развитием новой практики организации культурной деятельности. Широкое внедрение инновационных технологий в деятельность учреждений культуры позволит повысить доступность услуг в сфере культуры, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества.
Проблема доступности услуг учреждений культуры для всех категорий и групп населения Ульяновской области требует повышенного внимания со стороны государства. Значительная часть населения Ульяновской области ограничена в возможностях доступа к качественному культурному продукту в силу территориальной удаленности проживания от исторического центра города Ульяновска, где сосредоточено большинство учреждений культуры. Серьезными препятствиями могут являться нехватка информации, материальные проблемы, недостатки в организации транспортного обслуживания населения, отсутствие комфорта и удобств для детей, пенсионеров, инвалидов. Практически во всех учреждениях культуры отсутствуют современные системы обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья.
Несмотря на положительную динамику в экономике и промышленности, в Ульяновской области сложилась "застойная ситуация" в развитии социокультурных процессов. В муниципальных образованиях Ульяновской области наблюдается тотальное отставание сферы культуры от других сфер социально-экономической деятельности. Это связано с высокими показателями миграции молодежи по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, отсутствием креативных творческих индустрий, неразвитостью коммерческих организаций в сфере культуры и досуга.
Ульяновская область испытывает серьезную конкуренцию со стороны других субъектов Российской Федерации, активно использующих отрасль культуры для повышения своей привлекательности. В Ульяновской области идет характерная для общества с рыночной экономикой конкурентная борьба за потребителя между учреждениями культуры и коммерческими организациями, предоставляющими альтернативные формы услуг в сфере культуры и досуга. Недостаточно активно ведется представление культурных ценностей, созданных на территории Ульяновской области, в других субъектах Российской Федерации и за рубежом, а также выездная гастрольная деятельность. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства.
Проблема повышения статуса и уровня профессионализма работников культуры также приобретает актуальность. В настоящее время наблюдается снижение престижа профессии работника культуры. Основным сдерживающим фактором развития реформирования отрасли является проблема профессиональной компетенции работников. По всем видам учреждений культуры наблюдается "старение" кадров: средний возраст работников учреждений культуры колеблется от 45 до 55 лет и выше. Не хватает работников, являющихся специалистами узкого профиля и имеющих высшее образование. Без поддержки и развития кадрового потенциала деятельность в сфере культуры не может считаться успешной.
На укрепление кадрового потенциала отрасли культуры необходимо направить, в первую очередь, эстетическое воспитание детей и молодежи, развитие у них творческих способностей, сохранение и развитие системы художественного образования; подготовку квалифицированных работников со средним профессиональным и высшим образованием в области музыкального и художественного искусства, социально-культурной деятельности и народного художественного творчества; развитие, координацию, поддержку и методическое обеспечение образовательных организации в сфере культуры; внедрение новых педагогических технологий и моделей образования; обеспечение образовательных организаций в сфере культуры современной специальной методической и учебной литературой; реализацию образовательных, научных, культурно-просветительных проектов.
Среди многих составляющих развития культуры приоритетными направлениями остаются реализация творческих проектов, стимулирование процессов творчества в виде финансовой поддержки деятельности в области классического искусства и литературы. Таким образом, необходима государственная поддержка творческих союзов в виде приобретения авторских произведений, организации персональных выставок, финансового обеспечения творческих поездок, присуждения почетных званий и премий.
Необходимо также обратить внимание на низкую общественную и экономическую эффективность функционирования ряда учреждений культуры, обусловленную, в первую очередь, острым дефицитом управленческих кадров, недостаточным внедрением программно-целевого метода бюджетного планирования, несовершенством системы оценки результатов деятельности, неразвитостью "обратной связи" с обществом и государством.
Уровень финансового обеспечения деятельности учреждений культуры в последние годы явился одним из главных факторов нестабильности их развития. Все это в значительной степени затрудняет использование в полном объеме культурного потенциала Ульяновской области.
Целевые индикаторы государственной программы позволят оперативно оценивать эффективность и вносить необходимые коррективы в предусмотренные государственной программой мероприятия. Рассматривая развитие культуры, следует признать, что учреждения культуры способствуют развитию Ульяновской области, позволяя в большей степени учитывать интересы населения в реализации их культурных потребностей.
Исходя из общей характеристики текущего состояния сферы культуры и ее отдельных составляющих, основных проблем развития отрасли следует, что решить вопросы повышения качества услуг в сфере культуры, развития и реализации культурного и духовного потенциала населения Ульяновской области возможно только путем объединения усилий органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений культуры, некоммерческих организаций в сфере культуры, а также привлечения внебюджетных средств. Программно-целевой метод позволит обеспечить эффективное использование бюджетных средств в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Ульяновской области.
При этом важное значение для успешной реализации государственной программы имеют прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением целей и решением задач государственной программы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению.
Правовые риски связаны с изменением законодательства Российской Федерации и законодательства Ульяновской области, длительностью формирования системы нормативных правовых актов, необходимых для эффективной реализации государственной программы. Это может привести к увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий государственной программы.
Для минимизации воздействия данной группы рисков планируется проводить мониторинг изменений законодательства Российской Федерации и законодательства Ульяновской области в сфере культуры.
Финансовые риски связаны с дефицитом областного бюджета Ульяновской области, недостаточным объемом бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области на финансовое обеспечение деятельности в сфере культуры, а также отсутствием стабильного источника финансового обеспечения деятельности соответствующих некоммерческих организаций.
Способами снижения финансовых рисков являются ежегодное уточнение объема бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области на финансовое обеспечение реализации государственной программы, в том числе с учетом достигнутых результатов ее реализации, определение мероприятий, финансовое обеспечение реализации которых будет осуществляться в первоочередном порядке, а также привлечение для финансового обеспечения реализации государственной программы средств из внебюджетных источников.
Риск усиления разрыва между современными требованиями к состоянию материально-технической базы, техническому оснащению и управлению бюджетными учреждениями в сфере культуры и их фактическим состоянием может повлечь существенное снижение качества и доступности предоставляемых учреждениями культуры государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры.
Возникновение риска обусловлено недостаточностью объема финансового обеспечения расходов, связанных с осуществлением модернизации в сфере культуры. Для снижения негативных последствий риска в рамках реализации государственной программы предусматривается проведение мероприятий, направленных на развитие и укрепление материально-технической базы учреждений культуры, а также оптимизацию деятельности учреждений культуры.
Макроэкономические риски связаны с возможностями ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижения темпов роста национальной экономики и уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, а также с кризисом банковской системы и возникновением дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что может вызвать снижение инвестиционной привлекательности сферы культуры, необоснованный рост стоимости услуг, а также существенно снизить объем платных услуг в сфере культуры.
Изменение стоимости предоставляемых учреждениями культуры государственных (муниципальных) услуг (работ) в сфере культуры может негативно сказаться на структуре потребительских предпочтений населения. Эти риски могут отразиться на возможности реализации наиболее затратных мероприятий государственной программы, в том числе связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом зданий учреждений культуры.