Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 апреля 2014 года N 9/138-П

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 11.09.2013 N 37/420-П

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 11.02.2020 N 53-П
____________________________________________________________________


Правительство Ульяновской области постановляет:

1. Внести в государственную программу Ульяновской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/420-П "Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области" на 2014 - 2020 годы", следующие изменения:

1) паспорт изложить в следующей редакции:

"Паспорт
государственной программы

Наименование государственной программы

-

государственная программа Ульяновской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области" на 2014 - 2020 годы (далее - государственная программа).

Государственный заказчик государственной программы (государственный заказчик - координатор государственной программы)

-

Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

Соисполнители государственной программы

-

Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

Подпрограммы государственной программы

-

"Развитие сельского хозяйства";
"Устойчивое развитие сельских территорий";
"Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения".

Цели и задачи государственной программы

-

цели:
обеспечение продовольственной безопасности Ульяновской области с учетом положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";
повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей;
воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства;
создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе на территории Ульяновской области (далее - АПК Ульяновской области) путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;
повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации;
повышение продукционного потенциала мелиорируемых земель и эффективного использования природных ресурсов.
Задачи:
стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и производства пищевых продуктов;
поддержка развития инфраструктуры, повышение эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
поддержка малых форм хозяйствования;
увеличение уровня рентабельности сельскохозяйственного производства;
стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития АПК Ульяновской области;
создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;
повышение уровня комплексного обустройства сельских населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры и удовлетворение потребностей граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенных жилых помещениях;
создание благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сельской местности;
создание условий для восстановления мелиоративного фонда (мелиорируемые земли и мелиоративные системы), включая реализацию мер по орошению и осушению земель;
введение в оборот ранее не используемых сельскохозяйственных угодий в результате проведения культуртехнических мероприятий;
создание условий для увеличения объема производства основных видов продукции растениеводства за счет гарантированного обеспечения урожайности сельскохозяйственных культур вне зависимости от природных условий;
повышение водообеспеченности земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение процессов подтопления, затопления и опустынивания территорий для гарантированного обеспечения продуктивности сельскохозяйственных угодий.

Целевые индикаторы государственной программы

-

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);
индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);
индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах);
индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах);
индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;
уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий);
размер среднемесячной номинальной заработной платы работников сельского хозяйства (сельскохозяйственных организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства);
объем производства зерновых и зернобобовых, сахарной свеклы и картофеля в хозяйствах всех категорий;
площадь закладки многолетних насаждений;
объем производства муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них;
объем производства крупы;
объем производства масла подсолнечного нерафинированного и его фракций;
объем производства сахара белого свекловичного в твердом состоянии;
объем производства плодоовощных консервов;
объем производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе);
прирост производственных мощностей по убою скота и его первичной переработке;
объем производства молока в хозяйствах всех категорий;
объем производства сыров и сырных продуктов;
объем производства масла сливочного;
количество маточного поголовья овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей;
количество поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами, в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей;
количество крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки;
количество построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм;
площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;
доля применяемых биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве в общем объеме применяемых средств защиты и удобрений;
удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами биотехнологии, в общем объеме отходов сельскохозяйственного производства;
площадь земель, для которых проведено преобразование материалов комплексного разномасштабного кадрирования плодородия почв на основе геоинформационных систем - технологий для проведения мониторинга;
общее количество граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, улучшивших жилищные условия;
объем ввода жилых помещений в эксплуатацию (приобретение жилых помещений) для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов;
протяженность введенных в эксплуатацию распределительных газовых сетей;
протяженность введенных в эксплуатацию локальных водопроводов;
площадь мелиорируемых земель за счет строительства новых и реконструкции имеющихся оросительных систем, а также технического перевооружения оросительных систем;
объем производства продукции растениеводства на мелиорируемых землях (картофеля, овощей, кукурузы и сои);
площадь введенных в оборот ранее не используемых сельскохозяйственных угодий в результате проведения культуртехнических мероприятий;
площадь земель, защищенных от водной эрозии затопления и подтопления;
площадь земель, защищенных от ветровой эрозии и опустынивания.

Сроки и этапы реализации государственной программы

-

2014 - 2020 годы, выделение этапов реализации государственной программы не предусматривается.

Ресурсное обеспечение государственной программы с разбивкой по этапам и годам реализации государственной программы

-

объем бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области на финансовое обеспечение реализации государственной программы составляет 8348690,55661 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 396286,35661 тыс. рублей;
2015 год - 398084,6 тыс. рублей;
2016 год - 398084,6 тыс. рублей;
2017 год - 1695473,0 тыс. рублей;
2018 год - 1748041,0 тыс. рублей;
2019 год - 1834467,0 тыс. рублей;
2020 год - 1875254,0 тыс. рублей.

Ожидаемый эффект от реализации государственной программы

-

по окончании срока реализации государственной программы ожидается достижение следующих результатов:
удельный вес сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории Ульяновской области, составит в общих ресурсах продовольственных товаров (с учетом структуры переходящих запасов):
зерна - 99,7 процента;
сахара - 93,2 процента;
растительного масла - 87,7 процента;
картофеля - 98,7 процента;
мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - 91 процент;
молока и молочных продуктов - 90,2 процента;
картофеля - 98 процентов;
прирост инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составит более 4 процентов ежегодно;
увеличение уровня рентабельности сельскохозяйственного производства составит более 6,6 процента;
улучшение жилищных условий 1410 граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
повышение обеспеченности сельских населенных пунктов природным газом - до 70 процентов;
повышение обеспеченности сельских населенных пунктов водой - до 71,2 процента;
увеличение площади мелиорируемых земель за счет строительства новых и реконструкции имеющихся оросительных систем, а также технического перевооружения оросительных систем на 11,3 тыс. гектаров;
введение в оборот 43 тыс. гектаров ранее не используемых сельскохозяйственных угодий в результате проведения культуртехнических мероприятий на этих сельскохозяйственных угодьях;
увеличение объемов производства картофеля на 42,0 тыс. тонн, овощей на 25,7 тыс. тонн, кукурузы и сои на 4,3 тыс. тонн за счет увеличения площадей мелиорируемых земель;
обеспечение защиты от водной эрозии, затопления и подтопления 3,5 тыс. гектаров земель;
обеспечение защиты от ветровой эрозии и опустынивания 1,55 тыс. гектаров земель.";


2) разделы 1 и 2 изложить в следующей редакции:

"1. Введение. Характеристика проблем, на решение
которых направлена государственная программа


В АПК Ульяновской области за период с 2008 по 2013 год были достигнуты следующие результаты:

индекс физического объема продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) составил 132,6 процента к уровню 2007 года, при этом в растениеводстве рост индекса составил 34,9 процента, в животноводстве - 15,7 процента;

валовой продукции сельского хозяйства в 2013 году произведено на сумму 32029,6 млн. рублей (в 2007 году валовой продукции сельского хозяйства было произведено на сумму 19540 млн. рублей);

за счет роста продуктивности скота и за счет увеличения численности поголовья возросло производство продукции животноводства:

- начиная с 2011 года в Ульяновской области отмечается тенденция увеличения производства молока. По итогам 2013 года Ульяновская область входит в число 26 субъектов Российской Федерации, которые сумели сохранить производство молока на уровне не ниже 2012 года;

- по итогам 2013 года в хозяйствах всех категорий Ульяновской области реализовано на убой скота и птицы (в живом весе) 82,1 тыс. тонн, или 153 процента к уровню 2007 года, это наивысший показатель для Ульяновской области начиная с 1995 года;

- производство яиц в 2013 году составило 404 млн. штук, или 109 процентов к уровню 2007 года;

стабильно развивается растениеводство:

- ежегодно увеличиваются посевные площади. По итогам 2013 года посевные площади сельскохозяйственных культур в растениеводстве достигли максимального размера за последние 12 лет - 1013,4 тыс. гектаров;

- стабильно возрастает урожайность сельскохозяйственных культур: в 2011 году урожайность зерновых составила 22,8 ц/га, это второй результат за всю историю Ульяновской области; средняя урожайность сахарной свеклы по Ульяновской области превысила уровень в 300 ц/га, а в отдельных хозяйствах она доходила до 500 - 600 ц/га;

- производство подсолнечника и сахарной свеклы в 2011 - 2013 годах достигло рекордного уровня за всю историю Ульяновской области.

Кроме того, за период с 2008 по 2013 год были достигнуты следующие финансовые результаты:

сумма прибыли (до налогообложения), полученная хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере сельского хозяйства в Ульяновской области, составила в 2013 году 834,2 млн. рублей (в 2007 году - 208,8 млн. рублей);

уровень рентабельности производства сельскохозяйственной продукции в Ульяновской области составил 9,7 процента в 2013 году (в 2007 году - 3,7 процента);

на протяжении последних пяти лет размер средней заработной платы работников, занятых в сельскохозяйственном производстве в Ульяновской области, к размеру средней заработной платы работников, занятых в остальных отраслях экономики Ульяновской области, увеличился с 44 процентов в 2007 году до 68 процентов в 2013 году.

Перечисленных выше результатов удалось достичь благодаря реализации областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области" на 2008 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 22.01.2008 N 2/8-П "Об утверждении областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области" на 2008 - 2013 годы".

Вместе с тем проблемы обеспечения поступательного экономического развития АПК Ульяновской области сохраняются. Мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 году, а также засуха в 2010 году, охватившая всю территорию Ульяновской области, негативно отразились на инвестиционном климате в АПК Ульяновской области, динамике развития сельскохозяйственного производства.

В числе проблем отрасли сельского хозяйства в Ульяновской области следует выделить:

медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости жителей сельских населенных пунктов при недостаточном развитии альтернативных видов деятельности, низкую общественную оценку сельскохозяйственного труда, недостаточное ресурсное обеспечение;

технологическое отставание сельскохозяйственных товаропроизводителей из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию, при этом ряд отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности характеризуется неэффективным использованием имеющегося производственного потенциала, высокой ресурсоемкостью выпускаемой продукции, недостаточной глубиной и комплексностью переработки сырья, значительными потерями сырья и готовой продукции при транспортировке, переработке и хранении, низким уровнем механизации и автоматизации производства;

ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей и иных хозяйствующих субъектов, занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции, к рынку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации со стороны торговых сетей, недостаточного развития кооперации в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;

ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей и иных хозяйствующих субъектов, занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции, к объектам инженерной инфраструктуры:

доля сельских населенных пунктов, обеспеченных доброкачественной питьевой водой, составляет 35,7 процента от общего количества сельских населенных пунктов;

доля сельских населенных пунктов, обеспеченных сетевым природным газом, составляет 46,2 процента от общего количества сельских населенных пунктов.

Указанные проблемы сдерживают развитие АПК Ульяновской области, снижают конкурентоспособность выпускаемой продукции. Колебания цен на сельскохозяйственную продукцию в совокупности с отсутствием возможности получения дешевых заемных средств ведут к изъятию оборотных средств, предусмотренных для создания запасов, что, в свою очередь, негативно отражается на деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Проблематичность долгосрочного кредитования лишает сельскохозяйственных товаропроизводителей возможности планировать и реализовывать проекты перспективного развития.

При развитии АПК Ульяновской области необходимо принять меры, направленные на повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных конечных результатов развития и снижение последствий следующих рисков:

макроэкономических, связанных с ростом цен на энергетические ресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможность значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей реализовать инновационные проекты, а также обеспечить реализацию модели экономического развития;

внешних, связанных с изменением конъюнктуры мирового и российского рынка продовольствия и возникающими в связи с этим ценовыми колебаниями;

природных, связанных с размещением большей части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия, что приводит к существенным потерям объемов производства, ухудшению ценовой ситуации и снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также к росту импорта продовольственных товаров.

Очевидно, что необходимо создать институциональную среду инновационного развития АПК Ульяновской области, обеспечивающую его высокую конкурентоспособность и эффективность за счет:

устранения барьеров, сдерживающих увеличение инновационной активности хозяйствующих субъектов и распространение в экономике инноваций;

усиления стимулирования хозяйствующих субъектов к осуществлению постоянной инновационной деятельности, к использованию и разработке новых технологий для обеспечения конкурентоспособности товаров, работ, услуг;

обеспечения благоприятных условий для создания новых высокотехнологичных предприятий и развития новых рынков продукции.

В связи с этим требуется организовать отбор наиболее перспективных инновационных проектов, создающих базу для получения в перспективе глобальных конкурентных преимуществ. Необходимо создать сеть институтов развития, поддерживающих инновационные проекты на всех стадиях реализации.

Одним из основных направлений повышения устойчивости развития сельских территорий является диверсификация АПК Ульяновской области и его технологическое обновление.

Необходимо разработать меры по поэтапному переходу от преимущественно монофункциональной модели сельской экономики к полифункциональной и диверсифицированной. Это предполагает создание в сельской местности максимально возможного набора разнообразных форм хозяйствования и видов деятельности, удовлетворяющих потребности населения в сфере занятости населения.

Приоритетными мерами в области повышения занятости населения и регулирования рынка труда в сельских населенных пунктах являются:

восстановление и поддержание занятости населения, обеспечение перевода агропромышленного производства на модернизированные трудосберегающие инновационные технологии и индустриальные формы ведения хозяйства;

поддержка эффективной занятости в сфере малого и среднего сельскохозяйственного предпринимательства и потребительской кооперации, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и граждан, ведущих личные подсобные хозяйства;

повышение эффективности самозанятости и использования форм семейной занятости в личных подсобных хозяйствах, особенно в селах, где сельскохозяйственные организации прекратили свою деятельность, путем их кооперирования, в том числе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

В Ульяновской области в 2009 и 2010 годах складывались аномальные агрометеорологические условия, обусловленные острым дефицитом осадков, повышенными значениями среднесуточных температур воздуха и суховейными явлениями.

Общая площадь земель, на которых находились погибшие сельскохозяйственные культуры, в 2010 году составила 413 тыс. гектаров, или около 50 процентов всей посевной площади в Ульяновской области. Пострадавшими признаны 564 сельскохозяйственных товаропроизводителя.

Материальный ущерб сельскохозяйственных товаропроизводителей в результате гибели сельскохозяйственных культур составил 3,2 млрд. рублей, фактические прямые затраты - 1,4 млрд. рублей.

В 2011 году общая площадь земель, на которых погибли сельскохозяйственные культуры, составила 122,9 тыс. гектаров. Пострадавшими признаны 187 сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Материальный ущерб сельскохозяйственных товаропроизводителей в результате гибели сельскохозяйственных культур составил 988,8 млн. рублей, фактические прямые затраты - 358,08 млн. рублей.

В целях снижения негативного влияния экономических и природных рисков, сопровождающихся значительным снижением урожайности и объемов сбора сельскохозяйственной продукции, необходимо повысить эффективность использования мелиорируемых земель на территории Ульяновской области.

Наиболее действенным средством обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства в условиях глобального изменения климата, а зачастую и экстремального его проявления является водная мелиорация - орошение земель.

Имеющаяся в настоящее время на территории Ульяновской области площадь мелиорированных земель при невысокой их продуктивности не может оказать решающего влияния на нейтрализацию риска неблагоприятных погодных условий.

Опыт показывает, что проблема развития АПК Ульяновской области, требующая для своего решения выделения значительных объемов бюджетных ассигнований, не может быть выполнена в течение одного года.

Динамика развития АПК Ульяновской области до 2020 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных векторов. С одной стороны, осуществятся меры по повышению устойчивости сельскохозяйственного производства, с другой стороны, сохранится сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность появления рисков для устойчивого и динамичного развития АПК Ульяновской области.

В случае отказа от использования программного метода в прогнозный период наметятся следующие значимые отрицательные тенденции:

снижение объема инвестиций, вкладываемых в повышение плодородия почв, и прекращение мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, ухудшение использования земельных угодий;

стагнация в подотрасли скотоводства, сокращение производства мяса крупного рогатого скота, молочных продуктов и рост импорта указанных продуктов;

отсутствие условий для технического и технологического обновления сельскохозяйственного производства;

отказ хозяйствующих субъектов от применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве и пищевой промышленности, что приведет к истощению природного потенциала Ульяновской области, ухудшению качества и безопасности пищевых продуктов.

Использование программного метода позволит повысить продуктивность и устойчивость сельскохозяйственного производства независимо от глобальных и региональных изменений климата и природно-ресурсного потенциала.

Возможны два варианта развития АПК Ульяновской области в прогнозируемый период до 2020 года - инерционный и базовый:

1) инерционный вариант предусматривает сохранение текущего уровня сельскохозяйственного производства без развития сельских территорий, рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Сохранение текущего уровня сельскохозяйственного производства осуществляется за счет средств, привлеченных хозяйствующими субъектами, занимающимися сельскохозяйственным производством. Реализация инерционного варианта возможна только при условии высокой технической готовности сельскохозяйственных товаропроизводителей к осуществлению сельскохозяйственного производства, их высокой финансовой устойчивости и кредитоспособности. Учитывая, что в настоящее время износ средств производства составляет более 80 процентов, а финансовая устойчивость и кредитоспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей крайне низкая, выбор указанного варианта нецелесообразен;

2) базовый вариант предусматривает проведение за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области и средств, привлеченных сельскохозяйственными товаропроизводителями, мероприятий по развитию производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и сбыта. В результате будет создана социально-экономическая база для инновационных преобразований в АПК Ульяновской области с учетом его развития в долгосрочной перспективе, поэтому указанный вариант представляется наиболее оптимальным для реализации по сравнению с инерционным вариантом.

Реализация приведенных вариантов развития АПК Ульяновской области сопряжена с рисками, влияющими на достижение значений целевых показателей по объемам производства сельскохозяйственной продукции и других показателей.

К основным рискам относятся:

природные и техногенные риски, обусловленные природными явлениями, в том числе изменением финансового климата, наличием и доступностью природных ресурсов, высокой степенью морального старения и физического износа средств производства;

макроэкономические риски, вызванные снижением темпов экономического развития Ульяновской области и Российской Федерации, кризисом и низкой эффективностью банковской системы, изменением конъюнктуры рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а именно снижением закупочных цен;

операционные риски, обусловленные несоблюдением рекомендованных технологий, авариями и другими явлениями, недостаточным финансированием, материально-техническим и кадровым обеспечением сельскохозяйственного производства;

социальные риски, связанные с недостатком трудовых ресурсов и квалифицированных кадров.

По сравнению с инерционным базовый вариант является наиболее устойчивым к природным, техногенным и социальным рискам.

Государственная программа обеспечивает связь направлений деятельности Правительства Ульяновской области, указанных в пункте 4.5 раздела 4 и в подпункте 7.1.7 пункта 7.1 раздела 7 Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ульяновской области от 09.11.2010 N 41/825-пр "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года", с развитием АПК Ульяновской области.

Эффективность государственной поддержки развития АПК Ульяновской области возможна только при условии использования программного метода.

2. Цели, задачи и целевые индикаторы государственной
программы


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»