Стратегия развития образования в современной России определена Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р; национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 Пр-271; Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"; Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в системе образования Ульяновской области в ходе реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года и увеличения бюджетных расходов на образование, в настоящее время сохраняются проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс развития и модернизации системы образования в Ульяновской области удовлетворяет общество.
Материальная база образовательных организаций Ульяновской области в целом находится в удовлетворительном состоянии благодаря реализации федеральных и региональных проектов в сфере образования, однако серьезным остается разрыв между ростом требований к современным условиям обучения и темпами обновления инфраструктуры образовательных организаций.
Продолжают оставаться важными социальными проблемами нехватка мест в дошкольных образовательных организациях и организация образовательного процесса в общеобразовательных организациях в одну смену. Необходимы конкретные мероприятия по созданию дополнительных мест для детей дошкольного возраста и по обеспечению условий обучения в соответствии с требованиями ФГОС.
В Ульяновской области реализуются системные мероприятия по реализации инновационного потенциала молодежи, патриотическому воспитанию, формированию толерантности, поддержке молодежных инициатив, включению молодежи в социальную практику, поддержке молодых семей, инициативной и талантливой молодежи, но вовлеченность молодежи остается все еще достаточно низкой.
Важной социальной проблемой является недостаточное обеспечение доступности получения общего образования, среднего профессионального образования для детей с ОВЗ.
Одной из существенных проблем, отражающихся на качестве профессионального образования, является несоответствие материально-технической базы профессиональных образовательных организаций современным требованиям экономики Ульяновской области.
В Ульяновской области наблюдается стабильная динамика роста заработной платы педагогических работников: средний размер заработной платы педагогических работников к концу 2012 года достиг уровня средней заработной платы по экономике Ульяновской области. Однако это не решает проблемы привлечения молодых специалистов в сферу образования - их доля составляет 5 - 6 процентов. Требуются особые меры по повышению престижа и социального статуса педагогического работника.
В Ульяновской области накоплен многолетний опыт осуществления инновационной работы, приносящей существенные результаты по повышению качества общего образования: школы международного бакалавриата, "базовые школы - ресурсные центры", "кадетские школы" и другие, но нуждаются в совершенствовании механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности.
В ходе реализации государственной программы будет обеспечено решение следующих проблем:
неполное соответствие ресурсного (кадрового, финансового, материально-технического) обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития Ульяновской области;
несоответствие инфраструктуры образовательных организаций всех уровней образования принципу доступности образовательной услуги в соответствии с современными требованиями и стандартами для различных категорий детей и молодежи, в том числе с ОВЗ;
недостаточно эффективное использование новых форм и технологий образовательного процесса, включая использование информационных, сетевых, дистанционных, коммуникационных и других технологий;
организация образовательного процесса в одну смену и обеспечение условий обучения в соответствии с требованиями ФГОС;
несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям страны;
несоответствие кадрового состава и материально-технической базы работающих с молодежью организаций современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей;
отсутствие целостной системы оценки качества образования, позволяющей отследить социальные эффекты образовательной деятельности;
низкие темпы повышения компетентностей педагогических работников и управленческих кадров и обновления их состава, в том числе притока молодых специалистов в сферу образования.
Несвоевременность или отсутствие комплексности в решении перечисленных проблем в системе образования в Ульяновской области потенциально создает условия для спонтанного и неконтролируемого развития неблагоприятных социальных и экономических последствий для Ульяновской области, в том числе таких, решение которых становится невозможным.