Коррупция - всепроникающее негативное общественное явление, способное затормозить и даже обратить вспять развитие государства и его административно-территориальных единиц.
Коррупция в социально-экономической сфере приводит к ограничению конкуренции и монополизации целых отраслей деятельности, формированию теневого бизнеса, нецелевому и неэффективному расходованию бюджетных средств; коррупция сказывается на инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, объеме налоговых поступлений в их бюджет, приводит к выборочности при распределении ресурсов, злоупотреблению должностным положением и т.п. Коррупция в политической сфере ведет к узурпации власти политико-олигархическими группами, что неизбежно проявляется в вымывании и (или) игнорировании демократических принципов и институтов в практике государственного управления, снижении правовой защищенности личности, бесцеремонном вторжении в права и свободы человека и гражданина. Коррупция в социокультурной сфере воздействует на менталитет граждан, искажая в сознании людей традиционное понимание общечеловеческих ценностей чести, честности, долга, справедливости, равноправия, подменяя их такой псевдоценностью, как умение "договориться". Следствием этого становятся укрепление в обществе правового нигилизма и снижение роли права как универсального общественного регулятора общественных отношений, ухудшение социального самочувствия людей, стагнация в социально-экономическом развитии.
Коррупция в качестве глобальной проблемы стала осознаваться мировым сообществом в связи с подписанием группой государств Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Российская Федерация, ратифицировав в 2006 году эти соглашения, взяла на себя обязательства принимать меры по снижению уровня коррупции. С 2008 года в России активно развивается отрасль антикоррупционного законодательства, определяющего соответствующие меры на федеральном, региональном и местном уровнях.
Согласно российскому законодательству противодействие коррупции состоит из предупреждения коррупции, включая выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции); выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Если борьба с коррупцией является исключительной прерогативой правоохранительных органов, то профилактика коррупции допускает участие государственных органов субъектов Российской Федерации, институтов гражданского общества, граждан и организаций.
Известно, что борьба с коррупцией в форме уголовного преследования виновных лиц (репрессивные методы) - это борьба не с причинами, а с последствиями коррупции. Поэтому для эффективного противодействия этому явлению необходимо активнее использовать предупредительные (профилактические) меры.
В целях обеспечения реализации этих мер в Ульяновской области постановлением Правительства Ульяновской области от 22.07.2008 N 14/329-П была утверждена областная целевая программа "Противодействие коррупции в Ульяновской области" на 2008 - 2012 годы.
Важным и принципиально новым направлением в реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области стало учреждение в 2009 году института Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области, основной задачей которого является профилактика коррупции в государственных органах Ульяновской области и подведомственных им государственных учреждениях, оказание содействия организации работы по профилактике коррупции в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и подведомственных им муниципальных учреждениях, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью и консолидация деятельности институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией, а также контроль за исполнением областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ульяновской области" на 2008 - 2012 годы. При этом Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области осуществляет свои полномочия независимо от действий и решений государственных и муниципальных органов власти.
До 2012 года Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области и его аппарат являлись отдельным государственным органом, с 01.01.2012 Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области входит в Палату справедливости с сохранением всех своих функций и независимым их исполнением.
В рамках областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ульяновской области" на 2008 - 2012 годы завершено формирование организационной структуры по противодействию коррупции в каждом исполнительном органе государственной власти Ульяновской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, что позволило ввести вопросы профилактики коррупции в число обязательно выполняемых действий, а также обеспечить на практике исполнение требований федеральных, областных и муниципальных нормативных правовых актов.
Сформирована система мониторинга эффективности реализации областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ульяновской области" на 2008 - 2012 годы, ведомственных и муниципальных целевых программ по противодействию коррупции, а также функционирования элементов организационной структуры по противодействию коррупции.
Внедрена рейтинговая система оценки антикоррупционной деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по более чем 300 показателям.
Данная работа в полном объеме проводится Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области, обеспечивающим периодичность, открытость и доступность результатов такой оценки деятельности органов власти.
В 2012 году произведен переход на комплексное измерение уровня коррупции в регионе по методике многофакторной программы с применением данных социологических опросов, статистических данных правоохранительных органов и данных мониторинга, проводимого Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области.
Одним из важнейших направлений антикоррупционной политики стала организация систематического, многоуровневого антикоррупционного анализа нормативных правовых актов и их проектов.
В 2012 году антикоррупционный анализ проводился в отношении 90 процентов проектов муниципальных нормативных правовых актов (включая акты муниципальных поселений) и проектов, подготовленных исполнительными органами государственной власти Ульяновской области.
Доля проектов нормативных правовых актов с коррупциогенными факторами с 2009 года снизилась с 26 процентов до 13 процентов.
В рамках областной целевой программы "Противодействие коррупции в Ульяновской области" на 2008 - 2012 годы созданы условия и система обеспечения участия институтов гражданского общества в работе по противодействию коррупции, которая включает в себя:
работу Координационного совета по реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области и общественных советов по профилактике коррупции во всех муниципальных образованиях Ульяновской области, основной задачей которых стало обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области с институтами гражданского общества в процессе реализации антикоррупционных мер, открытого и публичного обсуждения важнейших проблемных вопросов;
деятельность общественного антикоррупционного центра при Уполномоченном по противодействию коррупции в Ульяновской области, в котором приняли активное участие представители региональных отделений общероссийских общественных организаций;
привлечение общественных организаций средств массовой информации к работе по противодействию коррупции, в том числе путем материального стимулирования инициативной деятельности таких организаций в этой сфере.
Существенное значение имеют проводимые мероприятия по внедрению системы антикоррупционного воспитания и обучения в образовательных учреждениях, находящихся на территории Ульяновской области.
В соответствии со специально подготовленными учебными пособиями под руководством Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области организована система внедрения и использования элементов антикоррупционного воспитания на уроках по предметам "История", "Обществознание", "Экономика", "Правоведение" в старших классах общеобразовательных учреждений, находящихся на территории Ульяновской области.
Для сохранения и развития базовых направлений работы по противодействию коррупции был принят Закон Ульяновской области от 20.07.2012 N 89-ЗО "О противодействии коррупции в Ульяновской области", который в полном объеме отвечает как требованиям действующего российского законодательства, так и основным принципам международного права, предусматривает ряд мер, положительно зарекомендовавших себя в антикоррупционной практике зарубежных стран, а по некоторым существенным аспектам имеет и ряд преимуществ.
Настоящая Программа предусматривает комплекс принципиально новых антикоррупционных мер по профилактике коррупции в нашем регионе.
Методической и целеполагающей основой для разработки Программы стала прикладная многофакторная программа проведения ежегодного мониторинга уровня коррупции в Ульяновской области с использованием данных правоохранительных органов, уполномоченных в сфере официального статистического учета, результатов социологических исследований.
Согласно результатам социологического исследования мнения жителей Ульяновской области с опросом около 5300 человек, проведенного областным государственным казенным учреждением "Аналитика" в декабре 2011 года - апреле 2012 года, основными проблемами в сфере противодействия коррупции являются:
недостаточное информирование населения о предпринимаемых мерах по противодействию коррупции в регионе;
недостаточность опыта обращения в правоохранительные органы с имеющейся информацией о фактах коррупции;