В настоящее время в городе Ульяновске функционирует и успешно развивается система дополнительного образования детей в сфере искусства и культуры, включающая в себя 12 муниципальных бюджетных и 1 муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее - муниципальные детские школы искусств). Муниципальные детские школы искусств полностью обеспечивают потребности муниципального образования "город Ульяновск" в подготовке любителей художественного творчества и абитуриентов для средних специальных и высших учебных заведений в сфере искусства и культуры.
При имеющихся общих положительных тенденциях развития муниципальных детских школ искусств в муниципальном образовании "город Ульяновск", а именно: росте числа обучающихся, повышении качества подготовки выпускников, увеличении количества выпускников муниципальных детских школ искусств, поступающих в средние специальные и высшие учебные заведения в сфере искусства и культуры, активизации творческой деятельности преподавателей, выражающейся в увеличении количества лауреатов международных, всероссийских, региональных и других конкурсов, фестивалей, выставок, в организации системы муниципальных детских школ искусств выявляются следующие противоречия:
- между требованиями повышения уровня дополнительного художественного образования детей и юношества, отраженными в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 1244-р, и уровнем развития материально-технической базы муниципальных детских школ искусств, необходимым для реализации этих требований;
- между желаниями родителей и учащихся по внедрению новых форм дополнительного художественного образования в образовательный процесс муниципальных детских школ искусств и недостаточностью организационных и материально-технических условий для осуществления этих требований;
- между необходимостью выявления талантливых к художественной деятельности обучающихся, обоснования педагогических условий их развития и недостаточной разработанностью современных обоснованных форм диагностирования таких обучающихся и технологий их развития;
- между необходимостью модернизации отечественной системы дополнительного образования детей в сфере искусства и культуры и недостаточным научным, а вследствие этого и методическим обеспечением осуществления этого процесса;
- между требованием создания качественной и эффективной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных детских школ искусств и недостаточной удовлетворенностью кадров возможностью выбора форм, содержания и направлений данной деятельности;
- между необходимостью материальной поддержки педагогического состава муниципальных детских школ искусств и недостаточностью финансовых возможностей.
Системой программных мероприятий учтена необходимость продолжения модернизации содержания образования муниципальных детских школ искусств, повышения качества образования, системной поддержки одаренных обучающихся, пополнения учебно-методического и музыкального фонда, компьютеризации, повышения квалификации педагогических работников.
Реализация Программы позволит повысить конкурентоспособность, социальную значимость и инвестиционную привлекательность муниципальных детских школ искусств.