ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2012 г. N 39/466-П
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 06.04.2011 N 13/143-П
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/407-П
____________________________________________________________________
Правительство Ульяновской области постановляет:
1. Внести в областную целевую программу "Развитие и модернизация образования в Ульяновской области" на 2011 - 2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 06.04.2011 N 13/143-П "Об утверждении областной целевой программы "Развитие и модернизация образования в Ульяновской области" на 2011 - 2015 годы", следующие изменения:
1) в паспорте:
а) в строке "Цели Программы":
в абзаце третьем слово "общеобразовательных" заменить словом "образовательных";
абзац пятый изложить в следующей редакции:
"создание условий для развития научно-технического творчества воспитанников и обучающихся образовательных учреждений, включая новые формы образовательного процесса;";
в абзаце шестом слово "общеобразовательных" заменить словом "образовательных";
б) в строке "Сроки и этапы реализации Программы" слово "общеобразовательными" заменить словом "образовательными", слово "общеобразовательных" заменить словом "образовательных";
в) строку "Объемы и источники финансирования с разбивкой по этапам реализации Программы" изложить в следующей редакции:
"Объемы и источники - общий объем финансирования Программы -
финансирования с 3804378,232 тыс. рублей, в том числе из
разбивкой по этапам областного бюджета Ульяновской области (далее -
реализации Программы областной бюджет) 2840619,640 тыс. рублей, из
федерального бюджета - 311308,332 тыс. рублей,
из иных источников - 652450,260 тыс. рублей, в
том числе по этапам и годам реализации:
первый этап:
2011 год: всего - 747862,656 тыс. рублей, в том
числе из областного бюджета - 280472,600 тыс.
рублей, из федерального бюджета - 142302,066
тыс. рублей, из иных источников - 325087,990
тыс. рублей;
2012 год: всего - 913903,626 тыс. рублей, в том
числе из областного бюджета - 417535,090 тыс.
рублей, из федерального бюджета - 169006,266
тыс. рублей, из иных источников - 327362,270
тыс. рублей;
2013 год: всего - 575533,050 тыс. рублей, в том
числе из областного бюджета - 575533,050 тыс.
рублей;
второй этап:
2014 год: всего - 910421,800 тыс. рублей, в том
числе из областного бюджета - 910421,800 тыс.
рублей;
2015 год: всего - 656657,100 тыс. рублей, в том
числе из областного бюджета - 656657,100 тыс.
рублей.
Ежегодный объем бюджетных ассигнований,
выделяемых из областного бюджета на реализацию
Программы, подлежит уточнению при разработке
закона Ульяновской области об областном бюджете
Ульяновской области на соответствующий
финансовый год и плановый период.
Объем бюджетных ассигнований, выделяемых из
областного бюджета на реализацию Программы,
устанавливается законом Ульяновской области об
областном бюджете Ульяновской области на
очередной финансовый год и плановый период.";
г) строку "Показатели оценки эффективности Программы" изложить в следующей редакции:
"Показатели оценки - в результате выполнения Программы в системе
эффективности образования будут обеспечены:
Программы удовлетворение населения качественными услугами
дошкольного образования к концу 2015 года на 100
процентов от потребности;
создание и внедрение новых досуговых и
образовательных программ на региональном уровне
системы образования;
внедрение и эффективное использование новых
информационных сервисов, систем и технологий
обучения, электронных образовательных ресурсов
нового поколения;
предоставление в электронной форме гражданам и
организациям значительной части государственных
услуг в сфере образования;
внедрение процедур независимой оценки
деятельности общеобразовательных учреждений и
процессов;
создание ресурсов и программ для одаренных
детей;
инновационное развитие образования.
При выполнении Программы особое внимание будет
уделено следующим вопросам повышения
эффективности экономики образования:
внедрение и поддержка механизмов государственно-
частного партнерства, обеспечивающих эффективное
финансирование образования;
внедрение и поддержка механизмов и моделей
хозяйственной самостоятельности
общеобразовательных учреждений.
По аналогии с основным индикатором ФЦПРО
планируется увеличение доли образовательных
услуг в валовом региональном продукте не менее
чем на 7 процентов (по отношению к текущему
уровню).";
2) раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. Введение. Характеристика проблем,
на решение которых направлена Программа
До 2006 года ситуация в системе образования была парадоксальной: несмотря на то, что сеть образовательных учреждений в целом соответствовала потребностям Ульяновской области, она не могла реально обеспечить доступность образовательных услуг.
Материально-техническая база образовательных учреждений устарела в связи с отсутствием (в течение десятков лет) капитальных вложений в инфраструктуру образовательных учреждений. На протяжении 15 лет в детские сады и школы не поставлялось необходимое учебно-наглядное, технологическое оборудование, не было современных компьютеров и доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет). В связи с сокращением числа обучающихся и закрытием ряда школ остро стояла проблема с перевозкой обучающихся из удаленных сельских поселений к месту учебы.
В период с 2000 по 2006 год в области были закрыты 109 дошкольных образовательных учреждений. В данный период на фоне сокращения сети дошкольных образовательных учреждений наблюдалось увеличение численности детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования.
Низкая заработная плата, отсутствие дополнительных мер материального стимулирования и ряд других факторов привели к резкому снижению уровня профессионализма педагогических работников.
Кроме того, ситуация усугублялась огромными долгами перед гражданами и организациями по различным социальным выплатам, которые на начало 2006 года составляли более 1,2 млрд рублей.
Начиная с 2006 года управление системой образования в России и в Ульяновской области перешло из режима "латания дыр" в режим развития.
В Ульяновской области программно-целевым методом создано дополнительно 10932 места за счет следующих мероприятий:
на территории Ульяновской области возвращено в действующую сеть 37 детских садов, ранее используемых не по назначению;
закончено строительство зданий 2 детских садов "под ключ";
отремонтировано 2 детских сада, находившихся в аварийном состоянии;
открыто 348 дополнительных групп в действующих дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) и дошкольных групп при общеобразовательных учреждениях.
Мощным импульсом для перехода в инновационный режим стал приоритетный национальный проект "Образование" (далее - ПНПО). Реализация данного проекта позволила начать модернизацию практически всех образовательных программ системы образования. Именно поэтому Ульяновская область активно включилась в реализацию данного проекта.
С 2006 года в рамках ПНПО в систему образования инвестировано порядка 2 млрд рублей.
Дополнительно в 2009 году в рамках федеральных и областных целевых программ привлечено субсидий из федерального бюджета на сумму 316,5 млн рублей.
С 2009 года Ульяновская область участвует в проекте по развитию дистанционного образования детей с ограниченными возможностями, который позволит до 2012 года 504 детям с ограниченными возможностями (100 процентов от потребности), имеющим показания к обучению в дистанционной форме, обучаться с использованием информационных дистанционных технологий.
Объем ассигнований, предусмотренных в консолидированном бюджете Ульяновской области на развитие дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в 2010 году составил 53 млн рублей. В 2010/11 учебном году 150 детей с ограниченными возможностями обучались с использованием информационных дистанционных технологий.
Основные результаты реализации ПНПО на территории Ульяновской области:
с 2006 по 2010 год закуплено 222 школьных автобуса, что позволило 5432 обучающимся из 356 населенных пунктов обучаться в базовых школах, расположенных на территории Ульяновской области;
в общеобразовательные учреждения, расположенные на территории Ульяновской области, закуплено 759 комплектов оборудования для школьных кабинетов;
количество компьютеров в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Ульяновской области, с 2006 года увеличилось с 4450 до 8233;
количество обучающихся на 1 компьютер снизилось с 28,5 до 12 человек;
всем расположенным на территории Ульяновской области общеобразовательным учреждениям обеспечен доступ к сети Интернет;
в расположенные на территории Ульяновской области общеобразовательные учреждения поставлено 257 новейших интерактивных досок;
стабильно растет качество знаний по итогам единого государственного экзамена.
Тем не менее в системе образования накопился ряд нерешенных проблем.
В Ульяновской области, как и в целом по России, остро стоит проблема очередности приема детей в ДОУ. По состоянию на 1 июля 2012 года в очереди на получение услуг дошкольного образования стояли 13575 детей. В период планового комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на места детей, завершивших обучение в указанных образовательных учреждениях, ежегодно принимается порядка 8 тыс. воспитанников. Таким образом, примерно 5 тыс. детей, стоящих в очереди на получение услуг дошкольного образования, в указанные образовательные учреждения принято быть не может.
В связи с возрастающей потребностью в услугах дошкольного образования увеличивается количество ДОУ, в которых численность воспитанников превышает число мест.
Современное состояние дошкольного образования в Ульяновской области характеризуется определенными диспропорциями развития: переукомплектованность ДОУ, расположенных в городских поселениях, наличие очереди для приема в них детей и, с одной стороны, недоукомплектованность ДОУ, расположенных в сельских поселениях, а с другой - отсутствие в отдельных сельских населенных пунктах возможности приема в ДОУ детей дошкольного возраста.
Сложившаяся ситуация в сфере дошкольного образования стимулирует не только развитие традиционных форм дошкольного образования, но и вариативных: открытие дошкольных групп полного и кратковременного пребывания при общеобразовательных учреждениях, центров развития, частных детских садов.
Материально-техническая база образовательных учреждений требует постоянного обновления. Существующая система образования по своему содержанию устарела и не вполне соответствует потребностям современного общества. Очевидным является факт, что для обучения и воспитания ребенка в новом рыночном обществе, развивающемся на основе конкуренции, необходимы новые стандарты обучения, новая система оценки качества знаний и педагогические работники, использующие инновационные подходы к обучению. Для полноценного формирования высококлассных конкурентоспособных специалистов для всех отраслей экономики России и Ульяновской области необходима модернизированная система поиска и поддержки талантливых детей. На федеральном уровне эти проблемы решают Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" и ФЦПРО, которые являются преемниками ПНПО с 2010 года. Аналогичную систему необходимо создать в Ульяновской области. Кроме того, главным условием получения субсидий из федерального бюджета в рамках ФЦПРО является наличие в регионе утвержденной программы развития образования, аналогичной по целям и целевым индикаторам федеральной.
Эффективное развитие системы образования и повышение качества образования не могут быть обеспечены только в рамках основной деятельности органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Реализация областных целевых программ "Развитие дошкольного образования Ульяновской области" на 2007 - 2010 годы, "Развитие дошкольного образования в Ульяновской области" на 2011 - 2012 годы дала положительную динамику по вводу новых мест в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Вместе с тем не достигнут показатель 100 процентов удовлетворения населения услугами дошкольного образования.
Решение данной социальной проблемы может быть достигнуто через:
строительство зданий детских садов "под ключ";
реконструкцию зданий либо частей зданий под размещение дошкольных учреждений или дошкольных групп с устройством внутридомовых сооружений, благоустройством территории, приобретением и установкой оборудования;
капитальный ремонт зданий и сооружений ДОУ, ранее использовавшихся не по назначению, с устройством внутридомовых сооружений, благоустройством территории, приобретением и установкой оборудования;
капитальный ремонт зданий и сооружений ДОУ, находящихся в аварийном состоянии, с устройством внутридомовых сооружений, благоустройством территории, приобретением и установкой оборудования;
открытие дополнительных групп в действующих ДОУ;
открытие групп кратковременного пребывания.
Несмотря на активную деятельность органов управления образованием Ульяновской области по оптимизации сети муниципальных общеобразовательных учреждений и развитию системы образования, возникает ряд комплексных системных проблем, требующих решения:
создание в общеобразовательных учреждениях новой образовательной среды в соответствии с компетентностным, системно-деятельностным подходом;
совершенствование системы воспитания, дополнительного образования с целью создания условий для формирования высоких образовательных результатов обучающихся;
перестройка системы подготовки и переподготовки педагогических работников в связи с переходом к уровневой системе высшего профессионального образования и внедрением федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 (далее - ФГОС);
развитие региональной системы оценки качества образования в соответствии с ФГОС;
научное, научно-методическое, психологическое, информационное обеспечение и сопровождение системы образования в условиях реализации федеральной и областной целевых программ развития образования.
Решение вышеуказанных проблем системы образования требует концентрации управленческих, научных, кадровых, материальных и финансовых ресурсов и не представляется возможным без применения программно-целевого метода.
При применении программно-целевого метода будут осуществляться:
развитие и использование научного потенциала в исследовании причин неэффективности расходов областного бюджета в отрасли образования;
информационная поддержка и ситуационный анализ рисков, возникающих при оптимизации сети общеобразовательных учреждений и закрытии малокомплектных общеобразовательных учреждений;
формирование единой системы обучения и воспитания, основанной на принципах открытости, доступности, личностного ориентирования, устойчивой потребности обучающегося в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих;
обеспечение целевого расходования средств и достижения индикативных показателей развития системы образования.
Процесс оптимизации сети общеобразовательных учреждений и повышения качества образования возможен при наличии единой информационно-управляющей системы, деятельность которой подкреплена наличием необходимых нормативных документов.