АДМИНИСТРАЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2013 года N 774-па


Об утверждении государственной программы Курской области "Развитие экономики и внешних связей Курской области"

(с изменениями на 9 июля 2024 года)

(в ред. постановлений Администрации Курской области от 31.10.2013 N 792-па, от 08.04.2014 N 226-па, от 04.07.2014 N 405-па, от 30.10.2014 N 686-па, от 09.12.2014 N 810-па, от 06.03.2015 N 118-па, от 18.05.2015 N 284-па, от 03.09.2015 N 577-па, от 12.11.2015 N 791-па, от 31.12.2015 N 970-па, от 06.04.2016 N 192-па, от 30.06.2016 N 469-па, от 27.09.2016 N 731-па, от 01.11.2016 N 831-па, от 06.12.2016 N 925-па, от 26.12.2016 N 1005-па, от 31.01.2017 N 48-па, от 28.03.2017 N 253-па, от 27.06.2017 N 515-па, от 31.08.2017 N 685-па, от 09.11.2017 N 889-па, от 25.12.2017 N 1084-па, от 29.03.2018 N 261-па, от 04.05.2018 N 369-па, от 10.09.2018 N 724-па, от 30.11.2018 N 945-па, от 25.12.2018 N 1072-па, от 19.02.2019 N 97-па, от 22.05.2019 N 455-па, от 05.09.2019 N 852-па, от 10.12.2019 N 1240-па, от 25.12.2019 N 1349-па, от 12.03.2020 N 225-па, от 16.06.2020 N 610-па, от 26.06.2020 N 634-па, от 25.09.2020 N 971-па, от 27.11.2020 N 1196-па, от 30.12.2020 N 1437-па, от 17.03.2021 N 228-па, от 29.04.2021 N 448-па, от 09.08.2021 N 819-па, от 07.10.2021 N 1063-па, от 29.12.2021 N 1521-па, от 16.03.2022 N 242-па, от 24.05.2022 N 581-па, от 06.10.2022 N 1102-па, от 31.10.2022 N 1205-па, от 30.12.2022 N 1661-па, постановлений Правительства Курской области от 28.02.2023 N 240-пп, от 18.05.2023 N 560-пп, от 13.12.2023 N 1300-пп, от 29.12.2023 N 1475-пп, от 01.03.2024 N 167-пп, от 09.07.2024 N 530-пп)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Администрация Курской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Курской области "Развитие экономики и внешних связей Курской области".


2. Комитету по экономике и развитию Курской области (Ю.А. Типикина):


разместить утвержденную государственную программу Курской области "Развитие экономики и внешних связей Курской области" на своем официальном сайте, а также на официальном сайте Администрации Курской области (подраздел "Государственные программы Курской области" раздела "Документы") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;


в случае отклонения объемов финансирования за счет средств областного бюджета, определенных утвержденной государственной программой Курской области, от объемов финансирования государственной программы, утвержденных Законом Курской области "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - закон о бюджете), не позднее двух месяцев со дня вступления в силу указанного закона о бюджете представить в Администрацию Курской области предложения о приведении утвержденной государственной программы Курской области в соответствие с законом о бюджете в установленном порядке.


3. Признать утратившими силу постановления Администрации Курской области по перечню согласно приложению.


4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3, который вступает в силу с 1 января 2014 года.



Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ



Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 24 октября 2013 г. N 774-па



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ И ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)

(в ред. постановлений Правительства Курской области от 01.03.2024 N 167-пп, от 09.07.2024 N 530-пп)




I. Стратегические приоритеты государственной программы



1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы


Экономическое развитие оказывает прямое влияние на экономический рост, повышение производительности труда, повышение качества и уровня жизни населения и на достижение стратегических целей социально-экономического развития Курской области.


Основой дальнейшего социально-экономического развития Курской области является стабильный рост инвестиций в создание новых высокоэффективных производств инновационной направленности, прежде всего, в обрабатывающих отраслях, а также модернизацию действующих производств.


Инвестиционная политика Курской области направлена на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Курской области и формирование благоприятного инвестиционного климата, в том числе путем формирования и развития особой экономической зоны промышленно-производственного типа, индустриальных (промышленных) парков.


В Курской области проводится работа по внедрению лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, в соответствии с утвержденной "дорожной картой", в которой предусмотрены мероприятия по улучшению позиций региона.


Для упрощения работы инвесторов с исполнительными органами Курской области на инвестиционном портале Курской области создан личный кабинет на сайте "Инвестиционный портал Курской области".


Важным направлением является реализация инвестиционных проектов в форме концессий или государственно-частного партнерства. Системная работа Правительства Курской области в части сотрудничества с частными инвесторами по привлечению их средств в социальную и другие сферы позволит решить вопросы финансирования создания социально значимых объектов - детских садов, школ, больниц, спортивных объектов при недостаточности средств в областном бюджете.


В 2022 году в Курской области в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 30.09.2021 N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")" (далее - Приказ N 591) начата реализация Регионального инвестиционного стандарта. В рамках данной работы утверждена Инвестиционная декларация Курской области, создан инвестиционный комитет Курской области, инвестиционная карта Курской области приведена в соответствие с требованиями Приказа N 591, утверждены алгоритмы действий инвестора при получении разрешительной документации, а также при подключении к объектам инфраструктуры и при получении земельных участков.


В перспективе необходимо решать задачи не только по расширению масштабов инвестирования реального сектора экономики, но и по изменению качества инвестиций за счет усиления инновационной направленности инвестиционной деятельности.


С 2020 года Курская область участвует в реализации региональных проектов: "Системные меры по повышению производительности труда" и "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" национального проекта "Производительность труда".


В реализацию национального проекта вошли предприятия Курской области в сфере обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, строительства и торговли. Специалисты предприятий получают возможность повышения квалификации по программе "Акселератор экспортного роста", программе управленческих кадров "Лидеры производительности".


Возрождается движение рационализаторства и наставничества. Ежегодно проводятся региональные этапы конкурса "Лучшие практики наставничества".


С 2021 года на территории Курской области совместно с Госкорпорацией "Росатом" реализуется проект "Эффективный регион", направленный на внедрение принципов и инструментов бережливого производства в деятельность органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований Курской области и иных организаций всех форм собственности.


За этот период открыто более 100 проектов в сфере здравоохранения, образования, культуры, финансов, государственных услуг, сельского хозяйства, безопасности, спорта, социального обеспечения, транспорта, ЖКХ, муниципального управления, труда и занятости.


Совместно с Фондом гуманитарных и просветительских инициатив "Соработничество" организуется и проводится конкурс на предоставление грантов "Бережливая инициатива", направленный на поддержку организаций, реализующих проекты по повышению эффективности деятельности на основе применения принципов и инструментов бережливого производства.


Неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной системы является малое и среднее предпринимательство (далее - МСП). Региональная государственная политика в области развития МСП Курской области является частью государственной социально-экономической политики Российской Федерации и представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию целей, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".


Согласно данным Федеральной налоговой службы по итогам 1-го полугодия 2023 года в Курской области насчитывается порядка 34,5 тыс. субъектов МСП. Данный сектор экономики обеспечивает легальную занятость более 150 тыс. человек, что составляет более четверти от общего числа занятых в экономике региона.


С 1 июля 2020 года в Курской области действует режим самозанятости. Число самозанятых показывает стабильный рост. По итогам 1-го полугодия 2023 года количество самозанятых в Курской области превышает 32 тыс. человек. Сумма налоговых отчислений за 2022 год от сферы самозанятости составила 107,2 млн. рублей.


Максимальную долю в отраслевой структуре занимают сферы торговли и общественного питания - 40%, однако по сравнению с 2013 годом их составляющая уменьшилась более чем на 15 процентных пунктов. Транспортная деятельность и складское хозяйство - 16%, сфера строительства - 9%, производство - 7%, сфера сельского хозяйства, рыболовства и лесного хозяйства - 5%, услуги по аренде и операций с недвижимостью - 5%. Диверсификация отраслевой структуры связана со снижением доли основных сегментов в пользу прочих секторов экономики. В частности, это является следствием многолетней приоритезации мер государственной поддержки в такие направления как производственная сфера и сфера агропромышленного комплекса. Так, доля производственного сектора МСП только за период 2021 - 2022 годов увеличилась с 4,72% до 7%.


Количество субъектов МСП неравномерно распределено по муниципальным районам и городским округам Курской области. Более половины субъектов МСП Курской области (54,8%) зарегистрированы на территории г. Курска, 8% - на территории г. Железногорска. Данные пропорции в целом коррелируют с долей численности населения в указанных муниципальных образованиях.


Число занятых в сфере МСП имеет положительную динамику роста, в том числе за счет увеличения числа самозанятых граждан. Так, по итогам 2022 года численность занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, составила 145 тыс. человек.


Финансовые меры поддержки представлены льготными кредитами для малого, среднего бизнеса и самозанятых граждан, субсидиями на модернизацию производства для МСП производственной сферы, грантами в сфере АПК, грантами молодым предпринимателям и социальным предприятиям. Также среди финансовых мер поддержки выделяются услуги по содействию в привлечении прямого финансирования, а именно гарантии, предоставляемые региональным гарантийным фондом в обеспечение кредитов в коммерческих банках в случае недостаточности у предпринимателя залогового обеспечения; услуги центра инжиниринга, который содействует в получении предприятием инжиниринговой услуги на условиях софинансирования, при этом доля участия центра инжиниринга может достигать 95% стоимости необходимой бизнесу услуги.


Имущественная поддержка сферы МСП представляет собой передачу государственного и муниципального имущества в аренду субъектам МСП на льготных условиях, а также приоритетное право последующего выкупа арендованного имущества.


Среди налоговых мер сектора МСП наиболее популярными является нулевая ставка по упрощенной системе налогообложения и патенту на 2 отчетных периода для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере социальной, производственной сферах и сфере бытовых услуг, и пониженные ставки по упрощенной системе налогообложения для приоритетных отраслей экономики и социальных предприятий.


Одним из важнейших направлений деятельности является развитие внешнеэкономического сотрудничества. Курская область является приграничным регионом (280 км внешней границы с Сумской областью Украины имеют статус Государственной границы России).


Международные связи Курской области по итогам 2022 года охватывают все страны Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) и более 80 государств дальнего зарубежья.


Внешнеэкономическую деятельность осуществляют около 600 предприятий и организаций области, 306 из них являются экспортерами.


В целом экспорт остается выше годовых значений за ретроспективный период с 2017 года по 2021 год.


Основным документом, способствующим развитию экспорта в регионах России и способствующим решению обозначенных задач, является Региональный экспортный стандарт (далее - Стандарт), разработанный в соответствии с планом национального проекта "Международная кооперация и экспорт". Документ включает 15 инструментов, реализация которых способствует увеличению объема несырьевого неэнергетического экспорта, вовлечению предприятий в экспортную деятельность, повышению эффективности системы поддержки экспорта. Внедрение Стандарта в Курской области осуществляется с 2022 года по 2024 год. Результатом является реализация всех 15 инструментов Стандарта, 13 из которых внедрены в 2023 году.


По итогам 2022 года объем несырьевого неэнергетического экспорта Курской области увеличился на 8% и занимает 59% всего экспорта.


Основу экспорта составляют минеральные продукты, продовольственные товары и сырье, продукция химической промышленности, каучук, текстиль, текстильные изделия и обувь, машиностроительная продукция, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, металлы и изделия из них, прочие товары.


В прошлые периоды лидерами по объемам экспорта для Курской области были Словакия, Беларусь, Китай, Польша, Турция, Румыния, Германия. В современных условиях основными покупателями продукции курских предприятий выступают Беларусь, Китай, Вьетнам, Турция.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»