ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2013 года N 150-па
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО И ОТВЕТСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТОВ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании постановления Администрации Курской области от 30.10.2014 N 688-па.
____________________________________________________________________
(в ред. постановлений Администрации Курской области от 13.05.2013 N 299-па, от 02.10.2013 N 693-па, от 25.12.2013 N 1010-па, от 03.04.2014 N 208-па, от 11.04.2014 N 244-па, от 06.06.2014 N 363-па, от 31.07.2014 N 477-па, от 29.12.2014 N 901-па)
В соответствии с постановлением Администрации Курской области от 11.10.2012 N 843-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Курской области, их формировании, реализации и проведения оценки эффективности реализации" и распоряжением Администрации Курской области от 24.10.2012 N 931-ра "Об утверждении перечня государственных программ Курской области" Администрация Курской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Курской области "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, государственным долгом и повышения устойчивости бюджетов Курской области".
(в ред. постановления Администрации Курской области от 02.10.2013 N 693-па)
2. Признать утратившими силу:
постановление Администрации Курской области от 20.07.2012 N 608-па "О внесении изменений в ведомственную целевую программу "Повышение эффективности предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям Курской области на 2012 - 2014 годы";
3. Постановление вступает в силу со дня вступления в силу изменений, внесенных в Закон Курской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в части включения расходов на реализацию государственной программы Курской области "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, государственным долгом и повышения устойчивости бюджетов Курской области".
Губернатор
Курской области
А.Н.МИХАЙЛОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО И ОТВЕТСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТОВ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. постановлений Администрации Курской области
от 13.05.2013 N 299-па, от 02.10.2013 N 693-па,
от 25.12.2013 N 1010-па, от 03.04.2014 N 208-па,
от 11.04.2014 N 244-па, от 06.06.2014 N 363-па,
от 31.07.2014 N 477-па, от 29.12.2014 N 901-па)
(далее - Программа)
(в ред. постановления Администрации Курской области
от 02.10.2013 N 693-па)
Ответственный исполнитель Программы | - | комитет финансов Курской области |
Соисполнители Программы | - | отсутствуют |
Участники Программы | - | отсутствуют |
Подпрограммы Программы | - | подпрограмма 1 "Осуществление бюджетного процесса на территории Курской области"; подпрограмма 2 "Управление государственным долгом Курской области"; подпрограмма 3 "Эффективная система межбюджетных отношений в Курской области"; подпрограмма 4 "Обеспечение реализации государственной программы Курской области "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, государственным долгом и повышения устойчивости бюджетов Курской области" |
Программно-целевые инструменты Программы | - | отсутствуют |
Цели Программы | - | обеспечение исполнения расходных обязательств Курской области на основе долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Курской области, оптимальной налоговой и долговой нагрузки и повышения эффективности использования бюджетных средств; содействие муниципальным образованиям Курской области в решении вопросов местного значения |
Задачи Программы | - | совершенствование в соответствии с бюджетным законодательством бюджетного процесса на территории Курской области; повышение эффективности управления государственным долгом Курской области; совершенствование системы межбюджетных отношений в Курской области |
Целевые индикаторы и показатели Программы | - | охват бюджетных ассигнований областного бюджета показателями, характеризующими цели и результаты их использования, % |
Этапы и сроки реализации Программы | - | один этап, 2013 - 2016 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | - | общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы за счет средств областного бюджета составляет 4505040,121 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 1628810,900 тыс. рублей; 2014 год - 1300459,934 тыс. рублей; 2015 год - 868795,915 тыс. рублей; 2016 год - 706973,372 тыс. рублей; объем бюджетных ассигнований областного бюджета на реализацию подпрограмм составит: по подпрограмме 1 "Осуществление бюджетного процесса на территории Курской области" - 0,000 тыс. рублей; по подпрограмме 2 "Управление государственным долгом Курской области" - 586342,683 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 79768,000 тыс. рублей; 2014 год - 152050,202 тыс. рублей; 2015 год - 189585,284 тыс. рублей; 2016 год - 164939,197 тыс. рублей; по подпрограмме 3 "Эффективная система межбюджетных отношений в Курской области" - 3560099,647 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 1460110,000 тыс. рублей; 2014 год - 1059618,812 тыс. рублей; 2015 год - 588170,763 тыс. рублей; 2016 год - 452200,072 тыс. рублей; по подпрограмме 4 "Обеспечение реализации государственной программы Курской области "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, государственным долгом и повышения устойчивости бюджетов Курской области" - 358597,791 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 88932,900 тыс. рублей; 2014 год - 88790,920 тыс. рублей; 2015 год - 91039,868 тыс. рублей; 2016 год - 89834,103 тыс. рублей |
(в ред. постановлений Администрации Курской области от 13.05.2013 N 299-па, от 02.10.2013 N 693-па, от 25.12.2013 N 1010-па, от 06.06.2014 N 363-па, от 31.07.2014 N 477-па, от 29.12.2014 N 901-па) | ||
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | создание финансовых условий для устойчивого экономического роста и поступления доходов в консолидированный бюджет Курской области, повышения уровня и качества жизни населения Курской области; повышение эффективности финансового управления; перевод большей части средств областного бюджета на принципы программно-целевого планирования, контроля и последующей оценки эффективности их использования; сохранение объема государственного долга Курской области в пределах не выше 50% утвержденного общего годового объема доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений; укрепление финансовых возможностей органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и повышение прозрачности процедур предоставления финансовой помощи местным бюджетам |
(в ред. постановления Администрации Курской области от 29.12.2014 N 901-па) |
Результатом проведенных в 2010 - 2012 годах преобразований стало формирование целостной системы управления государственными финансами Курской области путем:
остановки роста объема государственного внутреннего долга областного бюджета и нацеленности на его планомерное снижение;
организации бюджетного планирования исходя из принципа безусловного исполнения действующих обязательств, оценки объемов принимаемых обязательств с учетом ресурсных возможностей областного бюджета;
инвентаризации социальных и публичных нормативных обязательств;
ликвидации просроченной кредиторской задолженности областного бюджета;
оценки эффективности и сокращения наименее эффективных налоговых льгот;
сокращения дефицита областного бюджета;
расширения горизонта финансового планирования: переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по принципу "скользящей трехлетки";
поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (докладов о результатах и основных направлениях деятельности ведомственных и долгосрочных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований, государственных заданий);
создания нормативной базы развития новых форм финансового обеспечения государственных услуг;
создания системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета и муниципальными образованиями;
введения формализованных методик распределения межбюджетных трансфертов бюджетам муниципалитетов.
Вместе с тем, не все законодательно внедренные принципы и механизмы в полной мере удалось реализовать на практике, некоторые из перспективных мероприятий реализуются с недостаточной результативностью. Сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, на высоком уровне сохраняется доля неэффективных расходов консолидированного бюджета. Бюджетное планирование остается слабо увязанным со стратегическим планированием. Структура и динамика расходов недостаточно учитывают цели социально-экономического развития региона.
Существующие инструменты целеполагания, интегрированные на региональном уровне в бюджетный процесс (областные целевые программы, ведомственные целевые программы, обоснования бюджетных ассигнований, доклады о результатах и основных направлениях деятельности) в недостаточной степени увязаны между собой, стратегией социально-экономического развития Курской области и продолжают рассматриваться некоторыми органами исполнительной власти в качестве декларативных документов, нежели планов реальных действий.
Данная ситуация является следствием сложившейся годами практики сметного финансирования государственных учреждений, органов государственной власти вне зависимости от фактически достигнутых результатов. Кроме того, сложившаяся ситуация вызвана отсутствием механизмов мотивации главных распорядителей бюджетных средств к повышению качества финансово-экономического планирования, а также применения финансовых и иных санкций за некачественное бюджетное планирование, недостижение запланированных показателей бюджетных целевых программ.
В части обоснования конечных результатов бюджетных целевых программ очевидным является недостаток образцов лучшей практики подготовки и реализации областных целевых программ и ведомственных целевых программ.
В значительной степени формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат. Несмотря на определенные позитивные изменения в сфере организации планирования и исполнения бюджета, применение методов бюджетирования, ориентированного на результат, остается в значительной степени формальным и не увязанным с действенной методологией и процессом планирования бюджетных ассигнований.
Так, проведение оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг стандартам качества осуществляется в большей степени без реального взаимодействия с потребителями данных услуг. Аналогичная ситуация складывается с подготовкой докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств. Доклад о результатах оставался в большей степени декларативным документом, нежели действенным инструментом планирования и корректировки деятельности органов исполнительной власти. В 2013 и последующих годах предстоит добиться большей интеграции указанных инструментов с процессами планирования и исполнения областного бюджета, в том числе за счет привлечения независимых экспертов.
Недостаточно прозрачной остается деятельность участников сектора государственного управления, не в полной мере используются возможности общественного контроля за сферой государственных финансов ввиду отсутствия должного контроля и недостаточного технического обеспечения раскрытия органами исполнительной власти Курской области информации о своей деятельности.
Решение задачи обеспечения общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти лишь отчасти может быть обеспечено путем публикации максимально возможного количества материалов на официальных сайтах органов исполнительной власти или официальном сайте Администрации Курской области в сети "Интернет". Формирование устойчивого интереса общества к системе управления государственными финансами требует активного вовлечения представителей общественности в каждый этап бюджетного процесса.
Распределение межбюджетных трансфертов нередко осуществляется без должного учета конечных результатов, достигаемых органами местного самоуправления за счет средств, выделяемых из областного бюджета. Отсутствуют механизмы стимулирования муниципальных образований к достижению высоких показателей социально-экономического развития и управления муниципальными финансами.
(в ред. постановления Администрации Курской области
от 02.10.2013 N 693-па)
Приоритетом государственной политики в сфере реализации государственной программы Курской области "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, государственным долгом и повышения устойчивости бюджетов Курской области" (далее - государственная программа) является создание условий для поддержания устойчивости бюджетной системы, повышения эффективности деятельности публично-правовых образований Курской области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей населения Курской области в государственных и муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Курской области.
(в ред. постановления Администрации Курской области от 02.10.2013 N 693-па)
В период реализации государственной программы необходимо создание механизмов, направленных на:
обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей социально-экономического развития;
создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг;
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
повышение качества управления финансами в общественном секторе;
повышение прозрачности деятельности органов государственной власти, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.
Целями государственной программы являются:
обеспечение исполнения расходных обязательств Курской области на основе долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Курской области, оптимальной налоговой и долговой нагрузки и повышения эффективности использования бюджетных средств;
содействие муниципальным образованиям Курской области в решении вопросов местного значения.
Для достижения поставленных целей в рамках реализации государственной программы планируется решение следующих основных задач:
совершенствование в соответствии с бюджетным законодательством бюджетного процесса на территории Курской области;
повышение эффективности управления государственным долгом Курской области;
совершенствование системы межбюджетных отношений в Курской области.
Показатели (индикаторы) реализации государственной программы оцениваются в целом для государственной программы и по каждой из подпрограмм.