N п/п | Помещение | Длина, м |
1 | Залы драматических театров, аудиторий и конференц-залы | 24 - 25 |
2 | Залы театров оперетты | 28 - 29 |
3 | Залы театров оперы и балета | 30 - 32 |
4 | Концертные залы камерной музыки | 20 - 22 |
5 | Концертные залы симфонической музыки, хоровых и органных концертов | 42 - 46 |
6 | Многоцелевые залы, не имеющие сценической коробки | 27 - 28 |
7 | Многоцелевые залы со сценической коробкой (от задней стены до занавеса) | 24 - 26 |
8 | Концертные залы современной эстрадной музыки | 48 - 50 |
Возможные отклонения от приведенных выше значений удельного акустического объема и максимальной длины залов должны быть обоснованы акустическими расчетами.
Для получения достаточной диффузности звукового поля следует правильно выбрать форму и пропорцию зала.
Основные размеры и пропорции зала должны выбираться с учетом следующих условий:
L - длина зала по его центральной оси, м;
- предельно допустимая длина зала, м;
B и H - соответственно средние ширина и высота зала, м;
V - общий воздушный объем зала,
- площадь пола зала,
Окончательный выбор размеров и пропорций залов может корректироваться на основании результатов акустического расчета.
В залах вместимостью более 600 слушателей целесообразно устройство одного или нескольких балконов. Этим достигаются снижение объема зала, уменьшение его длины и расчленение стен, что способствует хорошей акустике.
Отношение выноса балкона к средней высоте подбалконной пазухи h (рис. 13.1 - не приводится) должно быть не более 1,5. Такое же отношение должно соблюдаться и в ложах. Для пазухи над балконом (если над ним нет другого балкона) отношение может быть увеличено до 2.
Предельная глубина подбалконного пространства не должна превышать 4... 5 рядов мест для зрителей. Высота нижней грани передней части балкона над соответствующим рядом мест для зрителей партера должна быть не менее 5 м, а над последним рядом не менее 3,5 - 4 м.
При соблюдении указанных условий достигаются хорошая слышимость и разборчивость в глубине этих пазух.
Наклон потолка пазух над и под балконом (рис. 13.1) также улучшает слышимость в пазухах.
Если задняя стена зала примыкает к потолку под углом 90°, может возникнуть так называемое "театральное эхо" - отражение звука от потолка и стены в направлении к источнику звука, приходящее с большим запаздыванием. Для устранения такого эха следует выполнить часть потолка наклонным в сторону задней стены (рис. 13.5 - не приводится).