________________
* Рисунок 13.3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Примечания:
1. В специализированных музыкальных залах, предназначенных преимущественно для органной музыки, а также в культовых помещениях с органами допускается принимать значения времени реверберации выше значений кривой 1 при обосновании этого на основании акустических расчетов.
2. В крытых спортивных залах объемом более независимо от их объема время реверберации на средних частотах (500 - 1000 Гц) не должно превосходить 2 сек.
3. В концертных залах современной эстрадной музыки, предназначенных для эксплуатации исключительно со звукоусилением, форма частотной характеристики времени реверберации должна быть близкой к горизонтальной (без подъема в области низких частот).
4. Требования ко времени реверберации кинотеатров и видеозалов следует принимать согласно ОСТ 19-238-01.
5. Требования ко времени реверберации зданий, сооружений и комплексов православных храмов следует принимать согласно СП31-103-99 "Здания, сооружения и комплексы православных храмов".
6. Время реверберации в помещениях общеобразовательных учреждений для теоретических занятий, мастерских, в спортивном зале, столовой не должно превышать 1 сек. Частотная характеристика времени реверберации в диапазоне 250 - 400 Гц должна быть ровной, а на частоте 125 Гц спад времени реверберации должен быть не более 15% от среднего времени реверберации.
Если время реверберации зала по крайней мере в одной из частотных полос отличается от то следует внести некоторые изменения в конструктивные решения, чтобы приблизить к
При результат, полученный для октавной полосы 125 Гц, следует считать ориентировочным.
Для проверки допустимости применения в расчетах характеристик исследуемого зала методов статистической акустики в нормируемом диапазоне частот 125 - 4000 Гц следует рассчитать критическую частоту (Гц), выше которой наблюдается достаточное количество собственных мод (частот) воздушного объема, по формуле:
Если расчет показал, что то время реверберации в зале следует определить в шести октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 125, 250, 500, 1000, 2000 и 4000 Гц:
а) в диапазоне 125 - 1000 Гц по формуле:
б) в диапазоне 2000 - 4000 Гц по формуле:
V - объем зала,
S - общая площадь ограждающих конструкций в зале,
n - коэффициент, учитывающий поглощение звука в воздухе (в октаве 2000 Гц n = 0,009; в октаве 4000 Гц n = 0,022);
- средний коэффициент звукопоглощения в зале, определяемый по формуле:
- суммарная площадь ограждающих поверхностей помещения,
A - эквивалентная площадь звукопоглощения, определяемая по формуле:
- коэффициент звукопоглощения i-й поверхности;
- площадь i-й поверхности,
- эквивалентная площадь звукопоглощения j-ого штучного поглотителя,
- количество j-ых штучных поглотителей, шт.;
- средний коэффициент добавочного звукопоглощения, учитывающий звукопоглотители, фактически существующие в залах (осветительная арматура, воздушные полости, соединенные с основным объемом зала, щели и трещины, вентиляционные решетки и др.).
Средний коэффициент добавочного звукопоглощения может быть принят равным 0,08... 0,09 на частоте 125 Гц и 0,04... 0,05 на частотах 500... 2000 Гц. Для залов, в которых указанные условия, вызывающие добавочное звукопоглощение, сильно выражены, следует эти значения увеличить примерно на 30%; в залах, где эти условия выражены слабо, примерно на 30% уменьшить.
При определении суммарной величины эквивалентной площади звукопоглощения по формуле (13.5) следует считать заполнение зрительских мест на 70%.
Оптимальные значения времени реверберации в области средних частот 500 - 1000 Гц для залов различного назначения в зависимости от их объема приведены на рисунке 13.3. Допустимое отклонение от приведенных величин Кроме того, в октавных полосах частот 125 - 250 Гц допускается превышение времени реверберации, но не более чем на 20%, а в диапазоне частот 2000 - 4000 Гц допускается спад, но не более чем на 10%. В любом случае как точность определения по рисунку 13.3, так и погрешность расчетов времени реверберации не должны превышать