Правительство Республики Башкортостан
постановляет:
Внести изменения в Среднесрочную комплексную программу социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 ноября 2011 года N 395, изложив ее в новой редакции (прилагается).
Исполняющий обязанности
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.Марданов
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 9 ноября 2011 г. N 395
(в редакции
Постановления Правительства
Республики Башкортостан
от 7 апреля 2014 г. N 152)
Среднесрочная комплексная программа
социально-экономического развития северо-восточных районов
Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы | Среднесрочная комплексная программа социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы <1> |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Президента Республики Башкортостан от 24 декабря 2010 года N РП-208 |
Основной разработчик Программы | Рабочая группа по разработке Среднесрочной комплексной программы социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан; |
Цель и задачи Программы | Цель: |
Задачи: | |
Приоритетные направления развития северо-восточного субрегиона | Комплексная диверсификация и повышение конкурентоспособности экономики; |
Основные исполнители и соисполнители Программы | Республиканские органы исполнительной власти; |
Срок реализации Программы | 2011 - 2015 годы |
Предметные области, охватываемые Программой | Сельское и лесное хозяйство, обрабатывающие производства, строительство и инвестиции, социальная сфера, жилищно-коммунальное хозяйство, туристско-рекреационная деятельность, сфера экологии муниципальных образований северо-восточных районов Республики Башкортостан |
Финансовое обеспечение Программы | На реализацию программных мероприятий планируется направить 29530,43 млн. рублей, |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (по сравнению с уровнем 2010 года) <2> | Производственно-экономическая эффективность, в том числе обеспечение роста: |
Социальная эффективность: | |
Бюджетная эффективность, в том числе: |
--------------------------------
<1> Программа является среднесрочным документом стратегического планирования, определяющим развитие северо-восточного субрегиона республики, разработанным с учетом Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370, государственных программ, ведомственных целевых программ, а также комплексных программ социально-экономического развития соответствующих муниципальных районов Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы.
<2> При условии полноценного финансирования и реализации программных мероприятий.
1. Анализ социально-эконмического развития северо-восточных
районов Республики Башкортостан
1.1. Общая характеристика северо-восточного субрегиона
Республики Башкортостан
К северо-восточным районам Башкортостана в рамках Среднесрочной комплексной программы социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) отнесены муниципальные районы Аскинский, Белокатайский, Дуванский, Караидельский, Кигинский, Мечетлинский, Нуримановский и Салаватский районы Республики Башкортостан. Они занимают более 14,38% территории республики, здесь проживает 4,7% населения республики (191,3 тыс. человек).
По отношению к другим муниципальным образованиям Республики Башкортостан северо-восточные районы занимают обособленное положение, значительно отличаясь по природно-климатическим условиям, сложившимся инженерной и транспортной инфраструктурам, производственной специализации экономики (преимущественно сельскохозяйственной направленности).
Население проживает в 474 сельских населенных пунктах, расположенных на расстоянии от 180 до 400 км от столицы республики - г. Уфы, в 30 - 120 км от ближайших железнодорожных станций.
Северо-восточные районы как по уровню развития промышленности, так и в целом по уровню социально-экономического развития являются самыми отстающими среди муниципальных районов Башкортостана. В них сосредоточено лишь 0,4% промышленно-производственных основных фондов и вырабатывается 0,5% валовой продукции всей промышленности республики. Концентрация промышленно-производственных основных фондов в расчете на 1 тыс. кв. км площади в северо-восточных районах в 30 раз ниже, чем в среднем по республике.
В северо-восточном субрегионе в наибольшей степени развиты виды экономической деятельности сырьевого характера: ресурсы (лес, зерно, мясо, кожа, шерсть и др.) вывозятся в другие регионы республики или в соседние Свердловскую, Челябинскую и другие области. Слабое развитие и узкая отраслевая структура промышленности северо-восточных районов создают недостаток рабочих мест, низкий уровень занятости трудоспособного населения, особенно женской рабочей силы, и интенсивный отток жителей в другие регионы.
Отток населения из северо-восточных районов Башкортостана особенно усилился в последнее время. Чрезмерная интенсивность выбытия молодежи приводит к ухудшению демографической структуры населения. По сравнению с другими районами Башкортостана здесь высок удельный вес пенсионеров.
Северо-восточные районы Башкортостана - это территории наиболее острых и требующих неотложного решения экономических, социальных и демографических проблем. Отсутствие необходимого внимания к комплексному социально-экономическому развитию экономики этих районов привело к диспропорциям в развитии производственного потенциала, строительстве объектов социально-культурного назначения и инфраструктуры.
Ускорение социально-экономического развития северо-восточных районов Башкортостана возможно только на основе совершенствования структуры их экономики, повышения уровня развития промышленного производства, использования сложившегося и развития природного, трудового и промышленно-производственного потенциалов на основе размещения неметаллоемких, но трудоемких малых предприятий обрабатывающих производств: машин и оборудования, обработки древесины и производства изделий из дерева, пищевых продуктов, одежды, кожи и изделий из нее, прочих неметаллических минеральных продуктов.
Для создания промышленного потенциала как основной предпосылки совершенствования структуры экономики северо-восточных районов необходимо решение ряда проблем:
организация комплексного использования минерально-сырьевых, лесных, сельскохозяйственных и других ресурсов, создание новых предприятий, ориентированных на высокую степень переработки сырья и выпуск конечной продукции с высокой долей добавленной стоимости;
создание новых хозяйственных структур, объединяющих в единый технологический комплекс различные виды производств - от подготовки сырья до полной переработки и реализации продукции (объединения предприятий, холдинговые компании и т.п.);
создание благоприятных условий для притока отечественного и иностранного капиталов, широкого использования инновационных технологий.
1.2. Вклад северо-восточных районов в экономику
Республики Башкортостан
Объем валового муниципального продукта (далее - ВМП) в северо-восточных районах Республики Башкортостан в 2008 году составил 16,75 млрд. рублей, или 7,4% ВМП сельских муниципальных районов республики. Районы северо-востока республики расположены во второй половине рейтинговой шкалы, занимая 27 - 51 места среди 54-х сельских районов. Среди них: Дуванский район, занимающий 27-е место с объемом ВМП в 2,85 млрд. рублей; Салаватский район - 35-е место (2,42 млрд. рублей); Мечетлинский район - 38-е место (2,18 млрд. рублей); Караидельский район - 39-е место (2,12 млрд. рублей); Нуримановский район - 42-е место (2,0 млрд. рублей); Аскинский - 44-е место (1,94 млрд. рублей); Белокатайский - 49-е место (1,69 млрд. рублей); Кигинский - 51-е место (1,56 млрд. рублей). Асимметрия ВМП (отношение max и min значений ВМП) по этим районам незначительна и составляет 1,83 раза при практически 14-кратном расхождении по сельским районам Республики Башкортостан и более чем 260-кратной разнице по всем территориальным образованиям республики <3>.
--------------------------------
<3> Для справки: в рейтинговой шкале крайние позиции занимают г. Уфа (в 2008 году объем ВМП - 367,0 млрд. рублей) и Бурзянский район (1,4 млрд. рублей).
Абсолютные значения ВМП определяются масштабом экономики районов. Поэтому оценка статических и динамических параметров развития северо-восточных районов проводилась также по удельным значениям (в расчете на душу населения) и в 2006 - 2008 годах выявила следующие доминирующие характеристики и тенденции развития:
а) по важнейшему интегральному показателю, характеризующему уровень развития территории, - ВМП в расчете на душу населения - Нуримановский район занимает 18-е место, Дуванский район - 21-е, Салаватский район - 27-е, Аскинский район - 33-е, Мечетлинский район - 34-е, Кигинский район - 37-е, Белокатайский район - 43-е и Караидельский район - 47-е среди 54 муниципальных образований Республики Башкортостан. Средний уровень данного показателя по сельским муниципальным районам составляет 103,2 тыс. рублей;
б) индекс роста физического объема ВМП (в сопоставимой оценке) в 2008 году был ниже значения среднего показателя по муниципальным районам Башкортостана (рис. 1.2.1).
125 ┬════════┬════════┬════════┬════════┬════════┬════════┬════════‰
│ | | | | | u │
│ | | | | | | │
│ | | | | | | │
│ | | | | | | │
120 │-----------------┼--------┼--------┼--------┼-----u--┼--u-----│
│ | | | | | | │
│ | | | | | | │
│ 2008 г. | | | | | │
│ | | | | | | │
115 ┼-----------------┼--------┼--------┼--------┼--u-----------u--│
x x РБ - 2007| | | | x
│ | | | x u | u │
│ | | | | | | │
│ | | | | | | u│
110 │--------------------------------------------------------------│
z z uz u z z z z z
│ | | | | u x x │
n n n n n n n n
u x u | u РБ - 2008 г. │
105 ┼--------┼--------┼--------┼-----u--┼--------┼--------┼--------│
│ | u | 2007 г. | | | │
│ | | | | | | │
│ u | | | | | | │
│ | | | | | | │
100 ┼--------┼-u------------------------┼--------┼--------┼--------│
│ | | | | | | │
│ u| | | | | | │
│ | | | | | | │
│ | | | | | | │
95 ┼════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼════════┼════════┤
Аскин- Белока- Дуван- Кара- Кигин- Мечет- Нурима- Сала-
ский тайский ский идель- ский линский новский ват-
ский ский
Рис. 1.2.1. Индекс роста физического объема ВМП
по северо-восточным районам Республики Башкортостан
в 2007 - 2008 годах, %
Если рассматривать приведенные темпы роста физического объема ВМП в сравнении со средними по сельским районам и Республике Башкортостан в целом, то их величина в значительной степени формируется под влиянием "эффекта масштаба" (низкого объема ВМП предыдущих лет). Именно по этой причине темпы роста ВМП как в 2007 году, так и в кризисном 2008 году находились на относительно высоком уровне, например, в Дуванском районе - 105,9%, в Салаватском районе - 113,3%. С учетом среднего индекса роста физического объема валового регионального продукта по Республике Башкортостан в 2007 - 2008 годах соответственно в 109,5% и 107,7% и низких абсолютных значений ВМП районов северо-востока республики данные темпы свидетельствуют о возможности наращивания объемов результирующих показателей развития муниципальных образований северо-восточных районов Республики Башкортостан;
в) в качестве факторов роста ВМП традиционно выступают объемы инвестиций, численность населения, занятого в экономике, денежные доходы домохозяйств как источник инвестиционного и потребительского спроса, бюджетные доходы и т.д. Рассмотрение этих факторов в привязке к удельному уровню ВМП позволяет сгруппировать районы северо-востока Республики Башкортостан в четыре группы:
1) с низким уровнем ВМП (в удельном измерении) и незначительными объемами ресурсов, задействованных в экономике;
2) с высоким уровнем ВМП и незначительными объемами ресурсов;
3) с высоким уровнем ВМП и значительными объемами привлеченных ресурсов;
4) с низким уровнем ВМП (в удельном измерении) и значительными объемами привлеченных ресурсов.
Для муниципальных образований Республики Башкортостан является предпочтительным попадание во 2 - 3 группы районов, которые могут рассматриваться как территории, обеспечивающие получение относительно высоких конечных результатов функционирования и развития (ВМП) либо за счет экономической активности в части привлечения ресурсов, либо за счет эффективности их использования.
Следует отметить как наиболее результативно функционирующие Дуванский, Нуримановский и Салаватский районы, которые по сравнению с другими северо-восточными территориями активнее участвуют в задействовании факторов развития и обеспечивают достижение уровня ВМП, адекватного имеющимся ресурсам.
1.3. Анализ основных показателей социально-экономического
развития северо-восточных районов Республики Башкортостан
В докризисный период (2005 - 2008 годы) экономика северо-восточных районов динамично развивалась. Так, в 2008 году по сравнению с 2005 годом инвестиции в основной капитал в фактических ценах возросли в 2,7 раза, оборот розничной торговли - в 1,9 раза, объем платных услуг населению - в 2,0 раза, увеличились объемы производства сельскохозяйственной продукции.
Таблица 1.3.1
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
социально-экономического развития северо-восточных
районов Республики Башкортостан за 2005 - 2010 годы
N п/п | Наименование показателя, единица измерения | Динамика значений показателя по годам | |||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
1 | Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млн. рублей | 1732,30 | 1967,03 | 2817,01 | 5300,08 | 5476,50 | 5456,39 |
в расчете на душу населения, тыс. рублей | 8,63 | 9,83 | 14,11 | 26,53 | 27,52 | 27,47 | |
2 | Инвестиции в основной капитал, млн. рублей | 1716,1 | 2134,3 | 2986,6 | 4708,1 | 3475,13 | 2865,59 |
в расчете на душу населения, тыс. рублей | 14610 | 15771 | 25345 | 29017 | 24683 | 18244 | |
3 | Инвестиции в основной капитал, % от объема инвестиций по республике в целом | 2,0 | 2,0 | 1,9 | 2,3 | 2,3 | 2,1 |
4 | Ввод в действие жилых домов, кв. м на 1000 человек | 421,67 | 383,79 | 372,96 | 429,94 | 482,31 | 405,41 |
5 | Продукция сельского хозяйства (в фактически действующих ценах), млн. рублей, в том числе: | 5193,74 | 5845,71 | 6690,28 | 9056,59 | 9444,28 | 6143,42 |
5.1 | растениеводство, млн. рублей | 1647,56 | 1770,29 | 2126,07 | 3091,38 | 3152,84 | - |
5.2 | животноводство, млн. рублей | 3546,19 | 4075,42 | 4564,22 | 5965,21 | 6291,45 | - |
6 | Валовый сбор сельхозпродукции, в том числе: | ||||||
6.1 | зерновых и зернобобовых культур во всех категориях хозяйств, тыс. ц | 1984,0 | 1886,5 | 1962,6 | 2355,5 | 1942,1 | 829,3 |
6.2 | картофеля во всех категориях хозяйств, тыс. ц | 1271,1 | 2002,8 | 1141,3 | 1124,1 | 1470,9 | 386,7 |
6.3 | овощей открытого грунта во всех категориях хозяйств, тыс. т | 338,3 | 407,0 | 203,1 | 199,6 | 242,1 | 90,4 |
7 | Оборот розничной торговли, млн. рублей | 2297,8 | 3114,5 | 3533,9 | 4343,7 | 4906,1 | 5526,0 |
в расчете на душу населения, тыс. рублей | 11,45 | 15,56 | 17,71 | 21,74 | 24,65 | 27,82 | |
8 | Объем платных услуг населению, млн. рублей | 481,99 | 655,52 | 829,74 | 984,69 | 1491,52 | 1556,06 |
в расчете на душу населения, тыс. рублей | 2,40 | 3,28 | 4,16 | 4,93 | 7,50 | 7,84 | |
9 | Численность населения на конец года, тыс. человек | 200,7 | 200,1 | 199,6 | 199,8 | 199,0 | 193,0 |
10 | Средняя начисленная заработная плата, рубли | 3936,6 | 5177,0 | 6484,6 | 8746,1 | 10126,0 | 11334,9 |