ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 мая 2012 года N 132

Об утверждении Концепции Стратегии совершенствования
и развития автомобильных дорог общего пользования
Республики Башкортостан регионального и межмуниципального
значения до 2030 года


В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря 2010 года N 517 "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Республики Башкортостан, их формирования и реализации" Правительство Республики Башкортостан

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию Стратегии совершенствования и развития автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения до 2030 года.

2. Определить заказчиком-координатором Стратегии совершенствования и развития автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения до 2030 года Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан Афонина С.И.

Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
А.Ф.Илимбетов





Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 5 мая 2012 г. N 132

     
Концепция
Стратегии совершенствования и развития автомобильных дорог
общего пользования Республики Башкортостан регионального
и межмуниципального значения до 2030 года

     
Содержание

     
1. Общие положения

2. Обоснование  соответствия проблемы, решаемой Стратегией, целям и задачам
   социально-экономического развития Республики Башкортостан

3. Характеристика  и  прогноз  развития  сложившейся  проблемной ситуации в
   рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

4. Возможные   варианты   решения   проблем   дорожного  хозяйства,  оценка
   возникающих при их реализации преимуществ и рисков

5. Цели  и  задачи  Стратегии, целевые индикаторы и показатели, позволяющие
   оценивать ход ее реализации

6. Сроки и этапы реализации Стратегии

7. Перечень мероприятий Стратегии

8. Источники финансирования Стратегии

9. Механизм реализации Стратегии и ее исполнители

10. Перечень показателей эффективности реализации Стратегии


1. Общие положения

Полноценное и эффективное развитие экономики невозможно обеспечить без опережающего сбалансированного развития транспортной инфраструктуры.

Автомобильные дороги являются уникальным видом транспортных коммуникаций, обеспечивающим не только территориальную целостность страны и единство экономического пространства всех субъектов Российской Федерации, но и внешнеэкономические связи государства и его интеграцию в мировую транспортно-экономическую систему.

Экспертные оценки подтверждают существенное влияние, оказываемое автомобильными дорогами на показатели развития экономики регионов Российской Федерации. Увеличение финансирования дорожного хозяйства за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на 1% позволяет в среднем достичь роста объема ВРП субъектов Российской Федерации на 0,83%, оборота розничной торговли - на 0,88%.

Республика Башкортостан занимает выгодное географическое положение, позволяющее получать доходы, связанные с экспортом транспортных услуг, за счет предоставления автомобильных дорог для осуществления транзитных автотранспортных перевозок и обеспечения участников дорожного движения сопутствующими сервисными услугами по их обслуживанию.

Состояние и уровень развития сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан влияют на обеспечение возможности беспрепятственного перемещения населения республики для удовлетворения его социальных и производственных потребностей, а также определяют эффективность функционирования существующих и динамику развития перспективных производств.

Осуществляемые автомобильным транспортом пассажирские перевозки имеют самую низкую стоимость из всех видов транспорта, что в сочетании с разветвленностью сети автомобильных дорог делает их наиболее востребованными среди всех слоев населения, при этом скорость осуществления перевозок оказывает существенное влияние на уровень подвижности населения.

Автодорожная отрасль является одним из основных системообразующих звеньев, обеспечивающих транспортные связи между элементами производства и социальной сферы Республики Башкортостан, без планомерного развития которых невозможно ускорение темпов развития экономики не только республики, но и соседних (граничащих) с ней субъектов Российской Федерации.

Формирование долгосрочных стратегических направлений развития и совершенствования состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан должно осуществляться исходя из целей социально-экономического развития республики на основе результатов комплексного анализа современного состояния и существующих проблем дорожного хозяйства региона с оценкой преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах их решения.

Эту задачу призвана решить Стратегия совершенствования и развития автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения до 2030 года (далее - Стратегия).

2. Обоснование соответствия проблемы, решаемой стратегией,
целям и задачам социально-экономического развития
Республики Башкортостан


Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории Республики Башкортостан, по состоянию на начало 2011 года составила 25670 км, из которых 787 км - автомобильные дороги федерального значения, 13889 км - регионального и межмуниципального значения и 10994 км - местного значения. Плотность автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения в Республике Башкортостан по состоянию на начало 2011 года составляла 182,1 км на 1000 кв. км.

Обеспечивая полноценную жизнедеятельность всех городов и населенных пунктов, автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения решают большинство транспортных задач и во многом определяют возможности развития административных районов.

Благодаря развитой сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, необходимому уровню их технического состояния обеспечиваются мобильность населения, его доступ к местам приложения труда и объектам социальной сферы, снижаются транспортные издержки и временные затраты на грузовые и пассажирские перевозки и, как следствие, существенно улучшается социально-экономическое положение Республики Башкортостан.

В настоящее время основными проблемами в совершенствовании и развитии автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан на региональном уровне являются следующие факторы:

1) отсутствие сети автомагистралей и скоростных дорог регионального значения, обеспечивающих скоростной режим движения транспортных средств. Основные объемы автомобильных перевозок осуществляются по дорогам федерального значения, доля которых составляет 5,4% от общей протяженности дорожной сети федерального, регионального и межмуниципального значения республики;

2) недостаточная обеспеченность сельских населенных пунктов республики постоянной, круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования. Более 350 сельских населенных пунктов, расположенных на территории республики, не имеют постоянной (круглогодичной) связи по автомобильным дорогам с твердыми покрытиями;

3) недостаточный уровень технического развития сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Из 13889 км данных автомобильных дорог только 3407 км (24,5%) являются автомобильными дорогами II (82 км) и III (3325 км) технических категорий; участки многополосных автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения I технической категории на территории республики отсутствуют;

4) высокая доля автомобильных дорог с покрытием переходного типа, так как из общей протяженности сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения 37% (5142 км) имеют покрытия из щебня или гравия, не обработанных вяжущими материалами;

5) наличие локальных "узких" мест, накладывающих ограничения на полноценное функционирование автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а именно:

грунтовых участков дорог, протяженность которых составляет 186 км;

участков автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения, проходящих в границах населенных пунктов, общей протяженностью 1584,1 км;

мостов, имеющих деревянные или каменные конструкции, количество которых составляет 42 единицы, общая протяженность - 450 пм;

железнодорожных переездов в одном уровне в количестве 36 единиц;

6) наличие на сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения участков, работающих на пределе пропускной способности: протяженность участков, имеющих коэффициент уровня загрузки более 1,0, составляет 395,4 км;

7) доля дорог регионального и межмуниципального значения, не соответствующих по транспортно-эксплуатационным показателям нормативным требованиям, установленным действующими нормативными документами, составляет 78,6% от общей протяженности этих автомобильных дорог; аналогичный показатель на сети автомобильных дорог федерального значения, расположенных на территории Республики Башкортостан, составляет 37,9%, на сети автомобильных дорог местного значения - 89%;

8) наличие на сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения дорожно-транспортных происшествий с сопутствующими дорожными условиями (по итогам 2010 года - 0,25 единицы на 1000 автотранспортных средств);

9) накопленный в предшествующий период объем "недоремонта" автомобильных дорог регионального значения;

10) отсутствие полноценной интеллектуальной транспортной системы, обеспечивающей сбор информации о состоянии участков автомобильных дорог общего пользования, необходимой для планирования и проведения работ по ремонту и содержанию сети автомобильных дорог общего пользования;

11) существующий уровень вредного воздействия автотранспорта и объектов автодорожной инфраструктуры на окружающую природную среду, в том числе обусловленный тем, что на сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения отсутствуют участки, оснащенные шумозащитными сооружениями;

12) недостаточные объемы финансирования строительства, реконструкции и приведения в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог республики;

13) длительность процедуры проведения торгов и заключения контрактов с подрядчиками, вызванная действующими в настоящее время положениями законодательных и нормативных правовых документов;

14) нехватка квалифицированных кадров, отсутствие долгосрочного стратегического плана повышения квалификации специалистов, занятых в дорожной отрасли.

Учитывая существующие и прогнозируемые финансовые возможности Республики Башкортостан, решить обозначенные проблемы дорожного хозяйства регионального уровня невозможно в краткосрочной перспективе, в связи с чем требуется организация планомерной целенаправленной работы по развитию и совершенствованию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения республики, увязанной с прогнозируемыми процессами ее социально-экономического развития.

В настоящее время программным документом, обеспечивающим целостность системы управления социально-экономическими процессами в Республике Башкортостан на основе взаимодополняющих методов долгосрочного и среднесрочного прогнозирования, является Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, одобренная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370.

Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года разработана в целях устойчивого функционирования и развития хозяйственного комплекса республики, направлена на повышение качества жизни населения республики до уровня наиболее развитых стран и обеспечение позиционирования региона как опорного субъекта России. Система приоритетов и ориентиров социально-экономического развития сформирована на основе предложений органов исполнительной власти всех уровней и учитывает прогнозируемые возможности для устойчивого и поступательного развития реального сектора экономики и социальной сферы республики.

Стратегия должна обеспечить максимальный вклад автомобильных дорог в развитие экономики Башкортостана и оптимизацию бюджетных расходов, связанных с функционированием транспортного комплекса республики, за счет сбалансированного развития дорожного хозяйства с другими видами транспортной инфраструктуры.

Комплекс стратегических мероприятий развития и совершенствования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения республики должен полностью соответствовать задачам и приоритетам, обозначенным в Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, с учетом следующего:

1) для решения задачи эффективного использования природно-ресурсного потенциала должны быть обеспечены стабильные автодорожные связи между зонами добычи и разработки природных ресурсов, зонами их переработки (обработки или обогащения) и зонами их потребления или отправки потребителям;

2) формированию инновационной модели экономики Башкортостана должно способствовать внедрение и использование при выполнении всего комплекса дорожных работ результатов разработок наиболее инновационно-активных предприятий республики, представляющих машиностроительный комплекс, химическое производство и нефтепереработку; инновационное развитие дорожного хозяйства невозможно обеспечить без привлечения в отрасль высокопрофессиональных специалистов - рабочих, механизаторов и инженерно-технических работников;

3) ускорение развития приоритетных видов экономической деятельности республики за счет формирования новых и улучшения состояния существующих автомобильных дорог как коммуникаций, позволяющих наиболее оперативно обеспечивать транспортные потребности химической и нефтехимической промышленности, агропромышленного комплекса, машиностроения и металлообработки, цветной металлургии, строительства;

4) для повышения эффективности межрегионального сотрудничества и кооперации необходима реализация мероприятий по развитию и (или) модернизации автодорожных связей с соседними субъектами России, особенно автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения республики, проходящих в направлениях международных транспортных коридоров;

5) на повышение качества жизни населения оказывают влияние мероприятия по совершенствованию состояния и развитию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения республики, так как их реализация направлена на:

улучшение уровня транспортной доступности и территориальной целостности Башкортостана;

повышение конкурентоспособности социально направленных секторов экономики, особенно для отдаленных от центра республики территорий;

экономию времени при выполнении грузо-, а главное - пассажироперевозок;

сокращение доли транспортных затрат в стоимости конечной продукции предприятий за счет повышения эффективности и оптимизации транспортных расходов;

повышение уровня безопасности и комфортности дорожного движения, которые оказывают влияние на общественное мнение об экономическом развитии республики, что стимулирует инвестиционную привлекательность ее территорий;

снижение уровня вредного воздействия на окружающую природную среду.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода


Существующие проблемы дорожного хозяйства Республики Башкортостан носят комплексный характер, поэтому их решение требует использования плановых, широкомасштабных, целевых подходов, обеспечивающих максимальные эффекты и рациональное использование ресурсов.

Неудовлетворительная ситуация, сложившаяся в сфере дорожного хозяйства, прежде всего вызвана недостаточными объемами финансирования дорожных работ в предшествующий период, причиной которых в том числе являются последствия мирового финансового кризиса, потребовавшие корректировок подходов к расходованию средств бюджета Республики Башкортостан, являющегося основным источником финансирования дорожной деятельности. Недофинансирование дорожных работ привело не только к снижению темпов развития сети автомобильных дорог регионального значения, но и к ухудшению их транспортно-эксплуатационных показателей, вызванному несоблюдением межремонтных сроков и необеспеченностью выполнения полного комплекса работ по содержанию автомобильных дорог.

Существующий низкий уровень соответствия транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети регионального и межмуниципального значения республики нормативным требованиям является причиной существенных экономических издержек, приводит к отрицательным социальным последствиям и формирует негативное общественное мнение в целом о сфере дорожного хозяйства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»