Действующий

Об утверждении государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Башкортостан" (с изменениями на 17 апреля 2020 года)



6.2.1.6. Обеспечение доступности оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 30.08.2016 N 360)



Основными задачами оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также медицинской эвакуации на современном этапе являются оказание больным и пострадавшим медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма, и доставка этих больных и пострадавших в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной специализированной медицинской помощи. Данная работа осуществляется общепрофильными врачебными, в том числе специализированными, бригадами (кардиологическими, психиатрическими, неврологическими, анестезиологии-реанимации) и общепрофильными фельдшерскими бригадами.


Служба скорой медицинской помощи в Республике Башкортостан представлена 2 станциями и 60 отделениями скорой медицинской помощи, созданными при медицинских организациях, включая 319 бригад скорой медицинской помощи (285 общепрофильных фельдшерских бригад, 20 общепрофильных врачебных бригад, 14 специализированных бригад).


За 2015 год количество машин скорой медицинской помощи со сроком эксплуатации до 3-х лет увеличилось и составило 15,1% всего автопарка; количество автомобилей старше 5 лет составило до 52,3% от всего автопарка скорой медицинской помощи республики. Использование в службе скорой медицинской помощи санитарных машин с большим процентом износа повышает риск аварийности санитарного транспорта, приводит к увеличению затрат медицинских организаций на ремонт изношенной техники, что требует принятия мер по обновлению санитарного автопарка скорой медицинской помощи в республике.


По предварительным подсчетам необходимо приобрести не менее 134 единиц автомобильного транспорта для нужд скорой медицинской помощи. Существенное значение в решении данного вопроса может иметь форма государственно-частного взаимодействия - аутсорсинг.


Особого внимания заслуживают показатели оперативности работы скорой медицинской помощи. Оказание скорой медицинской помощи в муниципальных районах Республики Башкортостан происходит не по принципу вызова наиболее близко расположенной бригады, а по принципу территориальной принадлежности. Отсутствует возможность координировать на муниципальном уровне деятельность скорой медицинской помощи с соседними районами обслуживания, что делает невозможным ее оказание на территории другого района. Скорая медицинская помощь муниципальных районов Республики Башкортостан малоуправляема, неспособна оперативно реагировать в случаях чрезвычайных ситуаций.


В части районов региона служба скорой медицинской помощи представлена только одной круглосуточной бригадой, что не обеспечивает должной оперативности выполнения вызовов. Одномоментное поступление второго вызова не может быть обеспечено своевременным исполнением.


Остро стоит вопрос укрепления материально-технической базы службы скорой помощи. Значительная часть ее зданий и помещений подлежит капитальному ремонту, имеется дефицит площадей. Подстанции скорой медицинской помощи в крупных городах расположены во встроенных помещениях жилых комплексов, что не соответствует санитарным нормам и правилам, и в ряде случаев при выделении помещений для службы скорой медицинской помощи не учитывалось требование 20-минутной транспортной доступности.


Оказание скорой специализированной медицинской помощи (санитарная авиация) организовано в ГБУЗ РКБ им. Г.Г.Куватова и представлено отделением экстренной консультативной медицинской помощи. В 2013 году к выполнению заданий, поступивших в вышеназванное отделение, привлекались врачи-консультанты по 47 специальностям из 53 республиканских лечебно-диагностических центров, развернутых в 11 медицинских организациях г. Уфы.


Основными клиническими базами деятельности лечебно-диагностических центров являются ГБУЗ РКБ им. Г.Г.Куватова и ГБУЗ РДКБ, где действуют 38 лечебно-диагностических центров.


В 2013 году было выполнено 2352 задания, эвакуировано 955 больных, из них 892 автомобильным и 63 воздушным транспортом.


Малое количество санитарно-авиационных эвакуаций связано с ограниченным бюджетом на выполнение полетов. В подведомственных Минздраву РБ медицинских организациях нет вертолетных площадок, вместе с тем в ряде труднодоступных и удаленных районов республики существует потребность в организации скорой специализированной медицинской помощи.


На территории г. Уфы имеются 2 вертолетные площадки непосредственно в черте города - вблизи "Конгресс-холл" и ипподрома "Акбузат", а также 1 площадка на территории аэропорта г. Уфы (20 км от центра города). В 21 районе республики существуют взлетно-посадочные вертолетные площадки, в 8 районах - базовые вертолетные площадки, которые поддерживаются в рабочем состоянии силами муниципальных образований Республики Башкортостан.


Организацию оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также медицинской эвакуации планируется совершенствовать в соответствии с Порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 года N 388-н, в том числе посредством:


создания единой дежурно-диспетчерской службы обеспечения вызова скорой медицинской помощи на территории Республики Башкортостан (в здании Станции скорой медицинской помощи в г. Уфе с выделением в нем соответствующего помещения площадью 1000 - 1500 кв. м) как единого методического центра для работы со станциями и отделениями скорой медицинской помощи в Республике Башкортостан, подключения к ней отделений скорой медицинской помощи всех медицинских организаций республики, оснащения компьютерной и оргтехникой;