Действующий

Об утверждении подпрограммы "Комплексная программа модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы" долгосрочной целевой программы... (с изменениями на 7 ноября 2013 года)

     
1. Состояние региональной системы профессионального
образования в контексте решения задач инновационного
развития Республики Башкортостан


На территории Республики Башкортостан функционирует 10 самостоятельных государственных вузов и 18 филиалов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее - ВПО), головные учреждения которых расположены в других регионах России, а также 74 колледжа и техникума, 84 профессиональных училища и лицея. Общий контингент обучающихся составляет 230 тыс. человек.

В целях решения актуальных задач кадрового обеспечения отраслей экономики и социальной сферы республики разработана подпрограмма "Комплексная программа модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан" государственной программы "Развитие образования Республики Башкортостан" (далее - Подпрограмма).

В основе Подпрограммы - три блока мероприятий:

совершенствование прогнозирования кадровых потребностей региональной экономики, формирование и распределение государственного задания и заказа на подготовку кадров;

оптимизация территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования;

создание региональной системы независимой оценки качества профессионального образования.

В рамках реализации указанных блоков мероприятий в соответствии со Сводным прогнозом кадровых потребностей отраслей экономики Республики Башкортостан, сформированным Министерством экономического развития Республики Башкортостан, по системе начального профессионального и среднего профессионального образования (далее соответственно - НПО и СПО) в 2011 - 2013 годах:

сокращен прием по укрупненным группам специальностей: "Образование и педагогика", "Гуманитарные науки", "Экономика и управление";

доля приема по техническому профилю выросла на 13% по высшему образованию, на 10% по СПО и на 4% по НПО;

продолжена оптимизация сети государственных образовательных учреждений НПО и СПО;

создано 21 многоуровневое учреждение профессионального образования;

приняты дополнительные меры по трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (доля трудоустроенных выпускников с 2011 года возросла с 69,1 до 69,4%, доля нетрудоустроившихся в первый год после выпуска сократилась с 3 до 2,9%).

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 августа 2013 года N 379 по инициативе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся и молодых граждан в Республике Башкортостан на 2013 - 2015 годы, направленный на содействие профессиональному самоопределению учащихся общеобразовательных учреждений, социализации и самореализации выпускников учреждений профессионального образования.

Учреждения профессионального образования республики приняли активное участие в реализации приоритетного национального проекта "Образование", в рамках которого 14 учреждений НПО и СПО получили государственную поддержку.

С 2011 года в Республике Башкортостан ежегодно проводится конкурс среди учреждений НПО и СПО, внедряющих инновационные образовательные программы совместно с работодателями, на получение государственной поддержки в соответствии с Постановлениями Правительства Республики Башкортостан от 7 февраля 2011 года N 27, от 26 марта 2012 года N 80 и от 5 апреля 2013 года N 136.

Победители конкурса получили государственную поддержку из бюджета Республики Башкортостан в объеме 380 млн. рублей, со стороны работодателей в виде оборудования, производственных площадей и оказания услуг - 460 млн. рублей.

Всего в 2011 - 2013 годах государственную поддержку получили 22 учреждения НПО и СПО. На базе данных учреждений при участии работодателей созданы ресурсные центры подготовки кадров для высокотехнологичного машиностроительного, нефтехимического, полиграфического, агропромышленного и деревообрабатывающего производств, для строительной отрасли и социальной сферы.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и плана мероприятий "дорожной карты" началось создание многофункциональных центров прикладных квалификаций. В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 16 августа 2013 года N 1027-р на базе многоуровневого учебного заведения государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Нефтекамский машиностроительный колледж сформирован первый в республике многофункциональный центр прикладных квалификаций, на формирование которого из бюджета Республики Башкортостан в 2013 году выделено 11 млн. рублей. В ближайшие годы планируется создание еще 4 таких отраслевых центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Развивается социальное партнерство учреждений профессионального образования с работодателями.

Современные модели эффективного сотрудничества реализуются совместно с такими предприятиями, как открытые акционерные общества "Уфимское моторостроительное производственное объединение", "Акционерная компания "Востокнефтезаводмонтаж", "Уфимское агрегатное производственное объединение", "Учалинский горно-обогатительный комбинат" и др.

Совершенствуется организация на базе учреждений профессионального образования профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации занятого населения.

С 2011 года количество договоров о взаимодействии в подготовке кадров, заключенных учреждениями профессионального образования с социальными партнерами, выросло с 1112 до 2057. На основе данных договоров ежегодно на базе учреждений профессионального образования по программам повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки проходят обучение свыше 50 тысяч работающих граждан.

Начата работа по созданию региональной системы независимой оценки качества профессионального образования, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и сертификации квалификаций выпускников учреждений профессионального образования. В 2013 году созданы Республиканский совет по общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и сертификации квалификаций выпускников учреждений профессионального образования и Агентство развития профессиональных квалификаций Республики Башкортостан.

Принимаются меры по развитию системы социальной поддержки. Среди регионов Российской Федерации Республике Башкортостан выделена самая большая квота на получение стипендий Правительства Российской Федерации для обучающихся в образовательных учреждениях НПО и СПО по специальностям, обеспечивающим приоритетные направления модернизации и технологического развития отечественной экономики (в 2012 году - 326 стипендий на сумму 11 млн. рублей, в 2013 году - 335 на аналогичную сумму).

В 2012 году Правительством Республики Башкортостан учреждены стипендии для учащихся образовательных учреждений НПО, администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан совместно с работодателями - стипендии для обучающихся в учреждениях НПО и СПО, достигших особых успехов в учебе и производственной деятельности.

В Республике Башкортостан функционирует система дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников учреждений НПО и СПО, включающая государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан и государственное бюджетное образовательное учреждение "Республиканский учебно-научный методический центр Министерства образования Республики Башкортостан". На их базе, помимо повышения квалификации педагогических и руководящих работников учреждений НПО и СПО, проводятся мониторинговые и диагностические исследования качества образования и образовательных программ.

В то же время на функционирование и развитие системы профессионального образования республики продолжают оказывать воздействие внутренние институциональные факторы, требующие принятия определенных решений:

сеть учреждений профессионального образования, реализуемые учреждениями образовательные программы и качество подготовки выпускников до сих пор недостаточно соответствуют актуальным и перспективным потребностям экономики и рынка труда. Необходимы качественные изменения в организации подготовки кадров для приоритетных отраслей региональной экономики;