ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 августа 2013 г. N 379

Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты")
по развитию системы профессиональной ориентации
обучающихся и молодых граждан в Республике Башкортостан
на 2013 - 2015 годы


Правительство Республики Башкортостан

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся и молодых граждан в Республике Башкортостан на 2013 - 2015 годы (далее - план).

2. Исполнителям плана представлять информацию о его выполнении в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ежегодно по итогам полугодий (до 5 июля и 10 января, следующих за отчетными периодами).

3. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан:

обеспечить реализацию плана;

осуществлять мониторинг реализации плана;

представлять сводный отчет о ходе выполнения плана в Правительство Республики Башкортостан.

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Гумерову Л.С.

Президент
Республики Башкортостан
Р.З.Хамитов





Утвержден
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 22 августа 2013 г. N 379

     
План
мероприятий ("дорожная карта") по развитию системы
профессиональной ориентации обучающихся и молодых
граждан в Республике Башкортостан на 2013 - 2015 годы

     
1. Общие положения


В плане мероприятий ("дорожной карте") по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся и молодых граждан в Республике Башкортостан на 2013 - 2015 годы (далее - план) определены цели, задачи и основные мероприятия по созданию республиканской системы профессиональной ориентации, направленной на содействие профессиональному самоопределению учащихся, успешной социализации и эффективной самореализации молодых граждан, качественное развитие трудового потенциала и использование его в интересах инновационного развития республики.

План является основой для разработки на республиканском и муниципальном уровнях нормативных правовых актов, других организационных и методических документов в сфере сопровождения профессионального самоопределения граждан.

Целевая категория участников мероприятий плана - обучающиеся общеобразовательных учреждений и их родители (законные представители), выпускники учреждений профессионального образования.

2. Проблемы в сфере профессиональной ориентации обучающихся
и молодых граждан в Республике Башкортостан


Реализация инвестиционных проектов как федерального, так и регионального уровней требует увеличения количества квалифицированных работников на рынке труда. В связи с этим актуально решение следующих вопросов:

формирования современной структуры занятости с учетом развития рынка труда, появления новых специальностей и профессий, изменения содержания и условий труда традиционных профессий;

исследования перспективных потребностей рынка труда;

обеспечения эффективной политики молодежной занятости;

развития профессиональной и территориальной мобильности населения, готовности к профессиональному обучению, переобучению и повышению квалификации;

повышения престижа рабочих профессий;

укрепления взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг.

Изучение ситуации, сложившейся на рынке труда республики, состояния подготовки кадров в учреждениях профессионального образования выявило:

наличие территориального и структурного дисбалансов спроса и предложения рабочей силы, формирующее кадровый дефицит;

необходимость рационального распределения трудовых ресурсов;

потребность в специалистах, обладающих профессиональными компетенциями и квалификациями, отсутствие их у многих молодых граждан;

непривлекательность рабочих мест из-за низкой оплаты и неблагоприятных условий труда, отсутствия социального пакета;

отсутствие представлений у большинства молодых граждан о реальном спросе на кадры и ориентация этих граждан на получение "престижных" специальностей в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

На ситуацию с обеспечением кадровыми ресурсами реального сектора экономики и бюджетной сферы республики оказывают влияние не только экономические, демографические и образовательные факторы, но и профессиональное самоопределение граждан. В настоящее время перед населением ставятся задачи по поддержанию собственной конкурентоспособности и профессионально-трудовой мобильности. Для реализации профессиональных планов гражданам необходимо обладать знаниями, умениями, навыками, которые в случаях изменения ситуации на рынке труда или потери работы помогут им профессионально адаптироваться.

По данным исследований <*>, более 21% выпускников общеобразовательных учреждений республики не определились с выбором профессий, не зная, какие из них востребованы на современном рынке труда. Среди респондентов 85% выбирают образовательные учреждения высшего профессионального образования в качестве места учебы. При этом основными критериями их выбора являются "современность и перспективность профессии", "высокая заработная плата", "соответствие профессии личным способностям". Результаты опроса свидетельствуют о том, что сохраняется необязательный характер психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных учреждений. Необходимо строить образовательный маршрут выпускников школ с привязкой к будущей профессионально-трудовой деятельности. В действующем формате профориентации зачастую у школьников не происходит знакомства с имеющимися возможностями профессионального самоопределения в соответствии с ситуацией на рынке труда и спросом на рабочую силу. Отсутствует обучение умениям и навыкам, необходимым для принятия конструктивных решений по построению профессионально-образовательной траектории и планированию карьеры.

--------------------------------

<*> Социологические исследования Уфимского научного центра Российской академии наук, март 2012; Портал SuperJob, август 2012.

Современная система профориентации должна не просто помогать молодым гражданам в выборе профессии, востребованной на рынке труда, но и научить формировать собственный образовательно-профессиональный уровень на основе имеющихся ресурсов, самостоятельно управлять своим карьерным ростом, принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни. С экономической точки зрения система сопровождения профессионального самоопределения должна оказывать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, успешную профессионально-трудовую адаптацию молодых граждан.

Актуальной является проблема социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений профессионального образования всех уровней к рынку труда.

Вышеизложенное подтверждает факт актуализации потребностей населения в профориентационных услугах, поскольку сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между существующими потребностями общества в общественно полезном труде и сложившимися устремлениями человека.

Отсутствие звена, связывающего в единое целое субъекты профориентационной работы, свидетельствует о значимости обозначенных проблем, а именно: несовершенства межведомственного взаимодействия участников системы профессиональной ориентации (учреждений образования, службы занятости населения, органов молодежной и социальной политики, средств массовой информации, работодателей), отсутствия системного подхода к профориентационному сопровождению выбора будущей профессии (деятельности) обучающейся молодежи.

Важность координации на республиканском уровне деятельности по сопровождению профессионального самоопределения граждан обусловлена участием в ней различных структур и социальных институтов, решающих зачастую достаточно узкие, внутриведомственные задачи. Существует необходимость создания комплексной (с участием всех ее субъектов) рыночно ориентированной системы профориентационной работы для формирования спроса населения на услуги учреждений профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда.

3. Основные цели и задачи плана


Профессиональная ориентация должна стать эффективно действующей межведомственной системой, способствующей развитию психолого-профориентационных услуг, эффективной занятости молодых граждан. Такая система призвана содействовать реализации личностного и профессионального потенциалов молодых людей, обеспечению их профессиональной успешности в какой-либо сфере деятельности, являясь при этом частью двух сопряженных систем: непрерывного образования и эффективной занятости.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

нормативное правовое, методическое, организационное обеспечение и информационное сопровождение профориентационной деятельности;

осуществление регулярных мониторингов и форсайт-исследований профориентационной направленности;

проведение профессиональной ориентации с учетом тенденций развития рынка труда и мониторинга кадровой потребности экономики республики, повышение престижности востребованных экономикой профессий и специальностей;

усиление связи общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений профессионального образования республики с работодателями;

формирование в общественном сознании значимости профессиональной ориентации, в том числе с использованием возможностей добровольческого профориентационного движения и других социальных практик;

внедрение новых подходов к содержанию и формам организации профориентационной работы, в том числе использование профессиональных проб, информационно-телекоммуникационных технологий и др.;

совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров;

вовлечение специалистов различных ведомств, а также родителей обучающихся и молодежи в процесс их профессиональной ориентации;

обеспечение согласованности действий различных республиканских органов исполнительной власти и организаций по вопросам профориентации обучающихся и молодых граждан.

4. Срок и этапы реализации плана


Реализация плана предполагает два этапа.

На первом этапе (2013 - 2014 годы) будут решаться следующие задачи:

разработка нормативных правовых актов, необходимых для реализации плана;

создание инфраструктуры психолого-профориентационной помощи обучающимся и молодым гражданам;

разработка единого методического обеспечения профориентации;

формирование модели межведомственной системы профессиональной ориентации на базе экспериментальных площадок государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Уфы - молодежная биржа труда, государственного бюджетного образовательного учреждения Республиканский учебно-научный методический центр Министерства образования Республики Башкортостан, государственного автономного учреждения Республиканский центр содействия трудовой занятости молодежи.

На втором этапе (2015 год) будут решаться следующие задачи:

внедрение эффективных методов и программ профориентационного сопровождения обучающихся и молодых граждан;

совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия в указанной сфере.

5. Основные направления и механизмы реализации плана


В развитии системы профессиональной ориентации, имеющей многофакторный характер, особое значение должно уделяться скоординированным действиям ее основных субъектов: общеобразовательных учреждений, учреждений профессионального образования, республиканских и муниципальных органов управления образованием, службы занятости населения, органов молодежной и социальной политики, средств массовой информации, общественных объединений, организаций, института семьи и других социальных институтов, ответственных за воспитание, образование, профессиональную ориентацию и трудоустройство молодежи.

Для решения задач координации деятельности всех субъектов профориентационной работы необходимо использовать в полной мере возможности межведомственного взаимодействия основных заказчиков и участников профориентационного процесса.

Реализация основных направлений плана обеспечивается использованием следующих механизмов:

правовых - разработка нормативного правового обеспечения деятельности системы профориентации обучающихся и молодых граждан;

организационно-аналитических - мониторинг состояния профессиональной ориентации населения, разработка системы взаимодействия республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Республики Башкортостан, государственных и негосударственных структур, занимающихся профориентационной деятельностью, в том числе с использованием механизмов государственного заказа, грантовой поддержки, проектно-программного подхода;

финансовых - финансирование мероприятий по реализации плана за счет средств, выделяемых исполнителям этих мероприятий из бюджета Республики Башкортостан, и собственных средств работодателей;

информационных - информационное взаимодействие всех субъектов профориентационной работы, развитие горизонтальных механизмов обмена инновационным опытом (конференции, семинары, специализированные интернет-порталы и др.), формирование позитивного общественного мнения о востребованных рабочих и инженерно-технических профессиях, создание единого информационного пространства профориентационной направленности;

кадрово-методических - методическое и кадровое обеспечение мониторинга профессионального самоопределения населения, проведение соответствующих научно-социологических исследований.

6. Ожидаемые результаты реализации плана


Реализация плана позволит консолидировать усилия, направленные на формирование современной структуры рабочей силы, соответствующей потребностям рынка труда республики и укреплению его взаимосвязи с рынком образовательных услуг.

Ожидаемыми результатами реализации плана должны стать:

нормативное правовое, методическое, организационное и информационное сопровождение профориентационной деятельности;

обеспечение доступности и качества базовых профориентационных услуг для жителей республики, особенно для молодых, впервые стоящих перед выбором профессии;

обеспечение непрерывности профориентационной работы, повышение престижа рабочих профессий в общественном сознании и уровня профориентационной культуры населения, в том числе за счет расширения масштабов и направлений добровольческого движения профориентационной направленности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»