Действующий

Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов (развития результативного бюджетирования) в Республике Башкортостан до 2012 года (с изменениями на 29 декабря 2012 года)

8. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


Системное развитие организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций в целях повышения их качества предусматривает и совершенствование правового регулирования функционирования учреждений.

Реформа бюджетных учреждений согласно логике повышения эффективности общественных финансов должна способствовать увеличению объема предоставления общественных благ за счет повышения эффективности бюджетных расходов, не допуская утраты имеющихся преимуществ системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, значительного научного и культурного потенциала.

Первые конкретные шаги в рамках реформы бюджетных учреждений произошли в 2007 году после вступления в силу Федерального закона "Об автономных учреждениях". В Республике Башкортостан в рамках Программы реформирования государственных финансов Республики Башкортостан на 2008 год, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2008 года N 95, была сформирована нормативная база, необходимая для создания и функционирования автономных учреждений.

В целях перевода части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных и муниципальных заданий с обеспечением финансирования за счет субсидий как на республиканском, так и на местном уровнях разработаны и приняты планы мероприятий по реструктуризации бюджетной сети, предусматривающие преобразование бюджетных учреждений в автономные. Согласно утвержденным планам в 2009 году было создано 389 автономных учреждений (33 государственных и 356 муниципальных), или 6,5 процента бюджетных учреждений республики, что в итоге позволило в сложившейся финансово-экономической ситуации оптимизировать расходы бюджета Республики Башкортостан на оказание государственных и муниципальных услуг, повысить качество бюджетных услуг.

Несмотря на начавшуюся практику структурных преобразований, а также внедрения новых принципов финансовых взаимоотношений в бюджетной сфере, сохраняется значительная доля сети государственных (муниципальных) учреждений, имеющих "традиционные" подходы к планированию расходов. Расходы на содержание подведомственной бюджетной сети планируются, как правило, исходя не из объемов оказываемых ими услуг, а из необходимости содержания существующих мощностей. Планирование осуществляется по большей части методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде. В результате на первое место должен быть поставлен вопрос повышения качества государственных (муниципальных) услуг и только потом оптимизация бюджетных расходов на их обеспечение.

Целями данного направления Программы являются:

достижение оптимального состава и структуры бюджетной сети для удовлетворения потребностей в государственных (муниципальных) услугах (оптимизация бюджетной сети);

развитие материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;

совершенствование кадровой политики в бюджетной сфере (стимулирование притока высокопрофессиональных кадров);

снижение неустановленных видов оплаты услуг государственных (муниципальных) учреждений;

внедрение в деятельность государственных и муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

совершенствование правового статуса государственных (муниципальных) учреждений;

повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих государственные (муниципальные) услуги, для потребителей этих услуг.

Мероприятия по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений направлены на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также обеспечены возможности и стимулы для республиканских органов исполнительной власти по оптимизации подведомственной сети.

Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон) направлен на изменение правового положения существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, без их преобразования, а также на повышение эффективности их деятельности.

Изменение механизмов финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг, оказываемых бюджетными учреждениями (с расширенным объемом прав), предполагает:

перевод бюджетных учреждений (с расширенного объема прав) со сметного финансового обеспечения на субсидии на выполнение государственного задания;

предоставление бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав) права заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением соответствующих доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений;

устранение субсидиарной ответственности государства (муниципального образования) по обязательствам бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав);

расширение права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган государственной власти или орган местного самоуправления, выполняющий функции учредителя соответствующего учреждения.

Создание нового типа государственных (муниципальных) учреждений - казенного учреждения, статус которых по сути совпадает с закрепленным в законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения, будет сопровождаться дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет. При этом процедура перевода бюджетных учреждений в казенные должна обеспечивать минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса казенных учреждений, и сведение их только к внесению изменений в устав (типовой устав) учреждения или положение о нем.

До 1 июля 2012 года устанавливается переходный период, на время которого законом Республики Башкортостан будут установлены:

1) форма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений Республики Башкортостан в переходный период;

2) дата, начиная с которой осуществляется зачисление в бюджет Республики Башкортостан доходов, полученных казенными учреждениями Республики Башкортостан от платных услуг и иной приносящей доход деятельности;

3) порядок и направления использования бюджетными учреждениями Республики Башкортостан, являющимися получателями бюджетных средств, и казенными учреждениями Республики Башкортостан доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан и переданного в оперативное управление указанным учреждениям, и (или) полученных ими средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доход деятельности.

Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления аналогично должны быть установлены особенности функционирования и финансового обеспечения деятельности муниципальных бюджетных учреждений в переходный период.

Федеральный закон предусматривает, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо: