ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2013 года N 9
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании Постановления Правительства РБ от 14.07.2016 N 287.
____________________________________________________________________
(в редакции Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 05.11.2013 N 522, от 04.03.2014 N 90, от 24.10.2014 N 483, от 10.03.2015 N 65, от 06.07.2015 N 258, от 12.04.2016 N 137)
В целях совершенствования системы государственных закупок товаров, работ, услуг в Республике Башкортостан, развития централизованной системы размещения заказов для государственных нужд, нужд бюджетных учреждений Республики Башкортостан, повышения эффективности расходования бюджетных средств, противодействия коррупционным проявлениям и иным правонарушениям в сфере государственных закупок, в соответствии с Федеральными законами "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Правительство Республики Башкортостан постановляет:
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 24.10.2014 N 483)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие системы закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Башкортостан" (далее - Программа).
(п. 1 в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 05.11.2013 N 522)
2. Исключен. - Постановление Правительства Республики Башкортостан от 24.10.2014 N 483.
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Марданова Р.Х.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 12.04.2016 N 137)
Президент
Республики Башкортостан
Р.З.ХАМИТОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"
(в редакции Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 05.11.2013 N 522, от 04.03.2014 N 90, от 24.10.2014 N 483, от 10.03.2015 N 65, от 06.07.2015 N 258, от 12.04.2016 N 137)
(в редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 24.10.2014 N 483)
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство экономического развития Республики Башкортостан |
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 12.04.2016 N 137) | |
Соисполнители государственной программы | Отсутствуют |
Цель и задачи государственной программы | Цель: |
Задачи: | |
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 06.07.2015 N 258) | |
Сроки и этапы реализации государственной программы | 2013 - 2018 годы без деления на этапы |
Перечень подпрограмм | 1) "Развитие контрактной системы Республики Башкортостан в сфере закупок"; |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | Доля принятых нормативных правовых актов по регулированию контрактной системы в общем количестве запланированных; |
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 06.07.2015 N 258) | |
Ресурсное обеспечение государственной программы | Общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2013 - 2018 годах за счет средств бюджета Республики Башкортостан составляет 131727,2 тыс. рублей, |
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 12.04.2016 N 137) |
(в редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 24.10.2014 N 483)
До 2014 года регулирование системы государственных закупок обеспечивалось Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Важнейшим этапом в развитии республиканской системы государственных закупок стал переход к централизованному размещению заказов, отправной точкой которого явилось создание в 2010 году республиканского уполномоченного органа - Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов (далее - Госкомзаказ РБ).
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, до создания в республике уполномоченного органа показатель эффективности системы государственных закупок - экономия бюджетных средств - не превышал 1,3 млрд. рублей (в 2007 - 2009 годах экономия бюджетных средств, полученная при осуществлении закупок, составила 1,1 млрд. рублей; в 2010 году - 1,3 млрд. рублей). Основной объем государственных заказов приходился на неконкурентные процедуры - закупки у единственного поставщика (в 2007 году их стоимостная доля составила 62%; в 2008 году - 78,8%; в 2009 году - 55,1%; в 2010 году - 61,4%).
Вместе с централизацией системы государственных закупок в Республике Башкортостан произошел переход к открытым аукционам в электронной форме. Данные обстоятельства оказали существенное влияние на снижение уровня конкуренции на торгах с 2,8 - 3,1 заявки на одну закупку в 2007 - 2010 годах до 2,2 заявки в 2011 году. Такое сокращение является общероссийской тенденцией, вызванной неготовностью бизнеса к новым правилам работы на рынке государственных закупок с использованием механизма электронных торгов.
За 3 последних года централизации государственных закупок в республике наблюдается увеличение основных показателей эффективности работы - экономия бюджетных средств от проведения торгов в среднем выросла в 3 раза, количество поставщиков Республики Башкортостан, аккредитованных на электронных площадках, возросло более чем в 10 раз, сформировалось преобладание электронных торгов в структуре государственных закупок - 68% от общего объема государственного заказа.
В 2012 году произошел ряд изменений в системе государственных и муниципальных закупок. Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" были установлены общие принципы и основные требования, действующие в данной сфере, для государственных унитарных предприятий, автономных учреждений, а также хозяйственных обществ, доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в которых составляет более 50% (далее - государственные компании). Указом Президента Республики Башкортостан от 30 ноября 2011 года N УП-652 "О развитии системы закупок в Республике Башкортостан" на Госкомзаказ РБ возложены функции по методическому сопровождению деятельности государственных компаний Республики Башкортостан в части реализации указанного закона. Экономическая и правовая основы процессов, протекающих в государственных компаниях, идентичны тем, которые происходят в сфере государственных и муниципальных закупок, что позволяет условно отнести закупки в рамках реализации вышеназванного закона к государственным закупкам.
В связи с этим в рамках государственной программы под государственными закупками понимается приобретение товаров, работ и услуг для удовлетворения государственных нужд, нужд бюджетных учреждений и государственных компаний.
Предварительные результаты мониторинга деятельности государственных компаний Республики Башкортостан показали, что многие заказчики в своих положениях о закупках наметили тенденцию максимального ухода от необходимости проведения торгов (аукционов, конкурсов): они обозначаются номинально либо вообще исключаются. Открытые торги подменяются неконкурентными, непрозрачными, неэффективными способами закупок. Большая часть положений о закупках содержит норму, в соответствии с которой сумма закупки у единственного поставщика (и других неконкурентных процедур) существенно превышает 100 тыс. рублей. В данных случаях экономически целесообразным является применение конкурентных процедур.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которым предусмотрены масштабные преобразования в системе государственных закупок. Новый закон существенно изменил принципы закупочного процесса - от планирования и обоснования потребностей заказчиков в продукции до исполнения контрактов и оценки эффективности осуществления закупок. Среди ключевых новаций контрактной системы - внедрение системы планирования и нормирования закупок, единой информационной системы в сфере закупок, новых способов определения поставщиков, методов ценообразования, создание специальных контрактных служб (контрактных управляющих), осуществление мониторинга закупок, банковское сопровождение исполнения контрактов, антидемпинговые меры.
В целях подготовки к своевременной реализации положений указанного закона Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2013 года N 604 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан" Госкомзаказ РБ наряду с исполнением функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Башкортостан наделен полномочиями республиканского органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд республики.
Основными направлениями работы такого субъекта управления контрактной системы являются реализация государственной политики в сфере закупок, организация их мониторинга, а также методологическое сопровождение деятельности заказчиков Республики Башкортостан.
Важным нововведением в связи с принятием вышеназванного закона является возможность централизации муниципальных закупок на региональном уровне:
в части централизации на региональном уровне муниципальных закупок, осуществляемых за счет средств муниципальных бюджетов, необходимо заключение соответствующих соглашений между Республикой Башкортостан и муниципальными образованиями;
в части муниципальных закупок, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, требуются наделение полномочиями регионального уполномоченного органа по определению поставщиков для муниципальных заказчиков и установление условий о централизации закупок, осуществляемых за счет указанных межбюджетных трансферов, при их предоставлении.
Задача по централизации муниципальных закупок поставлена в рамках Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан 26 декабря 2013 года.
Таким образом, развитие контрактной системы Республики Башкортостан в сфере закупок в долгосрочной перспективе необходимо связать с дальнейшим повышением эффективности расходования бюджетных средств, обеспечением плановости и автоматизации процессов осуществления государственных и муниципальных закупок, развитием конкурентной среды в данной сфере и, как следствие, с повышением в целом результативности функционирования контрактной системы Республики Башкортостан в сфере закупок. Устранение имеющихся недостатков возможно при комплексном подходе к решению поставленных задач в рамках государственной программы, а также при целевой финансовой поддержке реализации ее отдельных мероприятий.
С 1 декабря 2015 года в соответствии с Указом Главы Республики Башкортостан от 3 сентября 2015 года N УГ-212 "О мерах по совершенствованию структуры исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан" и Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 1 декабря 2015 года N 501 "О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Республики Башкортостан" Министерство экономического развития Республики Башкортостан (далее - Минэкономразвития РБ) является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Башкортостан, а также по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в случаях, предусмотренных Правительством Республики Башкортостан. Таким образом, деятельность Минэкономразвития РБ по совершенствованию контрактной системы Республики Башкортостан в сфере закупок, активизации хозяйствующих субъектов в обеспечении государственных нужд реализуется посредством достижения цели и задач государственной программы.
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 12.04.2016 N 137)
(в редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 24.10.2014 N 483)
Приоритетами государственной политики Российской Федерации являются эффективное расходование бюджетных средств, предупреждение и исключение коррупционных проявлений в различных сферах, в том числе в сфере государственных и муниципальных закупок. Данные приоритеты нашли свое отражение в Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370, а также в Программе деятельности Правительства Республики Башкортостан на срок своих полномочий до 2015 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 июня 2012 года N 205.
Исходя из приоритетов государственной политики Республики Башкортостан определена цель государственной программы - обеспечить повышение эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Башкортостан.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
обеспечить формирование и совершенствование контрактной системы Республики Башкортостан в сфере закупок;
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 06.07.2015 N 258)
обеспечить повышение эффективности функционирования централизованной системы закупок Республики Башкортостан.
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 06.07.2015 N 258)
(в редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 24.10.2014 N 483)
Государственная программа рассчитана на период 2013 - 2018 годов и реализуется в один этап для обеспечения непрерывности решения поставленных задач. Срок реализации программы составляет 6 лет.
(в редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 24.10.2014 N 483)
Для оценки эффективности реализации государственной программы, достижения поставленной цели и решения обозначенных задач используется комплекс целевых индикаторов и показателей, позволяющий определить интенсивность работы ответственного исполнителя государственной программы по обеспечению реализации в Республике Башкортостан положений законодательства о контрактной системе, а также экономический эффект осуществления закупок для государственных нужд. Данный набор целевых индикаторов и показателей включает в себя показатели оценки эффективности деятельности Минэкономразвития РБ, утвержденные Указом Президента Республики Башкортостан от 30 ноября 2013 года N УП-371 "Об оценке эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти".
(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 12.04.2016 N 137)
Плановые значения и методика расчета целевых индикаторов и показателей государственной программы по годам ее реализации приведены в приложении N 1 к государственной программе.
На достижение плановых значений целевых индикаторов и показателей государственной программы существенное влияние могут оказать следующие факторы:
своевременность принятия на федеральном уровне нормативных правовых актов в развитие контрактной системы в сфере закупок;
интенсивность работы заказчиков в части ведомственной централизации однородной и идентичной продукции;
активность участников закупок на рынке государственных и муниципальных закупок Республики Башкортостан;
проявление недобросовестного поведения участников закупок при проведении процедур определения поставщиков.
(в редакции Постановления Правительства Республики Башкортостан от 24.10.2014 N 483)
Ресурсное обеспечение, необходимое для реализации государственной программы:
1) финансовые ресурсы - финансовое обеспечение реализации государственной программы осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан. Распределение объемов финансовых ресурсов государственной программы по годам ее реализации приведено в приложении N 2 к государственной программе.
При реализации государственной программы не планируется привлечение средств федерального бюджета, внебюджетных фондов, государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, государственных унитарных предприятий, общественных, научных и иных организаций, а также средств от приносящей доход деятельности бюджетных и автономных учреждений. Государственная программа не предусматривает межбюджетных трансфертов на реализацию соответствующих муниципальных программ (мероприятий);