С 1 января 2014 г. вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Важная особенность указанного закона - принцип ответственности за результат. Эта ответственность начинается с формирования целей и обоснования закупки при ее планировании и действует в процессе реализации закупки вплоть до получения результата.
В республике в 2014 году сохраняется система санкционирования закупок, выстроенная строго в пределах федерального законодательства. Система предусматривает оперативное проведение органами республиканского казначейства экспертизы всех расходов, заявляемых казенными, бюджетными и автономными учреждениями всех уровней, на самой ранней стадии - планирования закупок.
В республике закупки происходят через систему уполномоченных органов. В настоящее время функционируют:
10 уполномоченных органов республиканского уровня, в том числе Управление государственных закупок Республики Татарстан, 9 министерств республики, которые являются уполномоченными органами для 703 учреждений;
45 уполномоченных органов муниципального уровня (исполнительные комитеты муниципальных образований и городских округов) - для 6736 учреждений.
При этом Федеральным казначейством Министерству финансов Республики Татарстан присвоен особый статус. Таким образом, уполномоченные органы, заказчики, учреждения не могут размещать информацию на общероссийском сайте и проводить торги без согласования с Министерством финансов Республики Татарстан.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1156 "Об осуществлении Министерством финансов Республики Татарстан полномочий по согласованию размещения заказов" Министерством финансов Республики Татарстан осуществляется санкционирование закупок в Единой электронной информационной системе для формирования, согласования и размещения заказов для государственных и муниципальных нужд Республики Татарстан ("Электронный магазин") на предмет экспертной оценки расходов, наличия лимита, кредиторской задолженности, достаточных источников финансирования.
К Единой электронной информационной системе подключены республиканские и муниципальные уполномоченные органы, заказчики, финансовые и казначейские органы. В системе автоматизирован процесс проведения закупок от формирования заявок в электронном виде, их сбора и анализа уполномоченными органами, последующего санкционирования всех планируемых закупок со стороны уполномоченных органов, Министерства финансов Республики Татарстан и до полной интеграции с федеральным сайтом для размещения заказов, а также с единым программным комплексом по казначейскому исполнению бюджетов - "АЦК-финансы".
Выстроенная система позволяет обеспечить реализацию принципа отраслевой ответственности. При этом повышается уровень профессионализма субъектов сферы закупок, минимизируется количество нарушений.
Кроме того, проводимые в республике мероприятия позволяют не заключать государственные и муниципальные контракты при отсутствии средств на их оплату и тем самым не создавать несанкционированную кредиторскую задолженность, а также отсекать от текущего финансирования все расходы, не имеющие подтверждения их эффективности.
В 2013 году через Единую электронную информационную систему для согласования с органами республиканского казначейства поступили извещения на размещение заказов на общую сумму 116,2 млрд. рублей, с учетом муниципальных закупок, при этом отклонены заявки на сумму 21,9 млрд. рублей. Основные причины отклонений - отсутствие лимитов бюджетных обязательств, достаточных источников финансирования, завышение расценок в сметах на строительно-монтажные работы.
Также важно отметить, что указанный закон установил систему контролирующих органов в сфере закупок.
При этом за Министерством финансов Республики Татарстан сохраняются функции уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере государственных закупок.
Кроме того, согласно указанному закону на контрольно-ревизионные службы Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан возложены следующие новые полномочия по контролю:
нормирования в сфере закупок при планировании закупок;
определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;
применения заказчиком мер ответственности в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
В 2014-2016 годах работа по развитию системы закупок будет вестись по следующим направлениям:
повышение квалификации специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
совершенствование системы планирования и осуществления закупок, исполнения контрактов.