Настоящая Программа разработана в соответствии с требованиями конкурса, объявленного Министерством финансов Российской Федерации письмом от 27.11.2013 N 06-06-05/2/51533 согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1203 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.07.2013 N 188 "О предоставлении субъектам Российской Федерации субсидий на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов", а также согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2012 N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан".
Государственные бюджетные ресурсы являются ключевым фактором в системе государственного регулирования социально-экономических процессов. Степень их влияния определяется не только объемами, но и направлениями, пропорциями распределения и формами использования вовлеченных в экономику бюджетных средств.
Сложившаяся тенденция социально-экономического развития Республики Татарстан, равно как и Российской Федерации в целом, свидетельствует о расширении круга задач, решаемых за счет бюджетных средств. Особенно важно создание эффективной системы управления финансовыми ресурсами в условиях замедления темпов экономического роста в странах мирового сообщества и в России. Важно обеспечить высокое качество текущего и перспективного планирования и финансирования бюджетных расходов во взаимосвязи с результатами целевого использования бюджетных средств. В контур решения этих задач включаются как совершенствование методологии инструментов управления бюджетными ресурсами, так и методическое обеспечение мониторинга и оценки эффективности управления бюджетными расходами. Одной из проблем методического характера при этом является определение системы факторов, оказывающих влияние на бюджетный процесс, а также осуществление факторного анализа.
Сегодня мировая экономика переживает финансовый кризис, что обусловило наличие угроз и рисков для дисбаланса бюджетов всех уровней. Объективное снижение уровня бюджетных доходов и в такой же мере объективный рост расходов требует стратегических и оперативных действий по оптимизации бюджетных расходов. При этом под оптимизацией следует понимать повышение эффективности бюджетных расходов с соблюдением определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации принципов сбалансированности бюджета, результативности и эффективности использования бюджетных средств, прозрачности, достоверности, адресности целевого характера бюджетных средств.
Программные мероприятия, изложенные в разделах настоящей Программы, направлены на достижение этих принципов.
За последние годы в республике успешно реализован широкий перечень мероприятий и проведена работа по улучшению качества управления общественными финансами Республики Татарстан, оптимизации системы управления бюджетными ресурсами и повышению эффективности расходов бюджета, внедрению современных методов и технологий управления региональными финансами.
Результатом проведенных преобразований стало формирование целостной системы управления общественными финансами Республики Татарстан путем:
организации бюджетного планирования исходя из принципа безусловного исполнения действующих обязательств, оценки объемов принимаемых обязательств с учетом ресурсных возможностей бюджета Республики Татарстан;
инвентаризации социальных и публичных нормативных обязательств;
введения формализованных методик распределения межбюджетных трансфертов бюджетам муниципалитетов;
расширения горизонта финансового планирования: переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год и на плановый период по принципу "скользящей трехлетки";
создания нормативной базы развития новых форм финансового обеспечения государственных, муниципальных услуг;
формирования системы оказания государственных услуг в электронном виде;
создания системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета Республики Татарстан и муниципальными образованиями;
внедрения системы внутреннего контроля и аудита на ведомственном уровне.
В целом можно охарактеризовать финансовую систему республики как устойчивую. Вместе с тем есть определенные угрозы и риски, связанные с наличием негативных тенденций замедления экономического роста как в целом по стране, так и в Республике Татарстан, в частности. Государственные бюджетные ресурсы являются важным регулятором социально-экономического развития, в связи с чем требуется решение проблем, связанных с повышением эффективности их использования. К числу таких проблем можно отнести следующие:
трехлетнее бюджетное планирование в сегодняшних условиях недостаточной устойчивости мировой и отечественной финансовой систем является технологически более сложным процессом, чем разработка бюджета на один год. Основной проблемой здесь является синхронизация бюджетного процесса с происходящими изменениями в экономике на уровне страны, республики, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов. Решение этой проблемы является сложной многофакторной задачей, требующей применения современных информационно-аналитических технологий и адаптивной системы мониторинга;
по результатам анализа динамики развития и эффективности использования предоставленных налоговых льгот возникла необходимость оптимизации их объемов и повышения качества оценки эффективности и обоснованности предоставления льготного налогового режима для отдельных категорий налогоплательщиков;
назрела необходимость в совершенствовании механизмов стимулирования органов местного самоуправления к наращиванию собственной налоговой базы;
отсутствует единая формализованная методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти в части мониторинга параметров качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств;
не отработана в должной мере система оценки результативности деятельности руководителей исполнительных органов государственной и муниципальной власти Республики Татарстан;
в сложившейся системе социально-экономического программирования в Республике Татарстан, построенной по отраслевому, территориальному (муниципальному) и ведомственному разрезам, остаются недостаточно проработанными и зачастую не применяются на практике следующие механизмы:
влияние на развитие секторов экономики и социальной сферы институциональных факторов;
обеспечение межпрограммных функциональных связей;
корректировка (или прекращение) программ в процессе их реализации в результате изменения текущей ситуации, а также с учетом оценки фактически достигнутых результатов их эффективности;
несмотря на то, что в Республике Татарстан имеется определенный опыт применения новых инструментов в части применения программно-целевых методов, необходимо дальнейшее совершенствование программно-целевых методов в сфере межбюджетных отношений;
в рамках направления по устранению избыточных и дублирующихся функций управления на уровне республики можно выделить следующие проблемы:
нередко министерства и ведомства прибегают к использованию подведомственных учреждений для передачи им своих полномочий;