Недействующий

Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по повышению эффективности бюджетных расходов на 2014-2016 годы (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.12.2023 N 1549)

3.4.2. Совершенствование процесса планирования
бюджетных ассигнований


3.4.2.1. Текущая ситуация и существующие проблемы.

Согласно статье 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовые органы субъектов наделяются полномочиями по установлению порядка и методики, в соответствии с которыми осуществляется планирование бюджетных ассигнований. В качестве условия прогнозирования расходов с 1 января 2009 года установлено требование раздельного планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств. Это позволяет обеспечить безусловное исполнение ранее принятых обязательств и установить новые обязательства в соответствии с приоритетами проводимой политики в пределах имеющихся ресурсов. Приказом Министерства финансов Республики Татарстан от 30.04.2008 N 02-51 "Об утверждении Порядка планирования бюджетных ассигнований бюджета Республики Татарстан на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" утвержден Порядок планирования бюджетных ассигнований бюджета Республики Татарстан на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, действие которого распространялось при формировании бюджетов на 2010-2011 годы. Для формирования бюджетов начиная с 2012 года был утвержден приказ Министерства финансов Республики Татарстан от 29.04.2011 N 02-45 "Об утверждении Порядка планирования бюджетных ассигнований бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период".

Переход к программному формату бюджета потребует внесения изменений в указанный порядок.

Доведение предельных объемов бюджетных ассигнований до главных распорядителей бюджетных средств в процессе составления проекта бюджета регламентировано пунктом 17 Положения о составлении проекта бюджета Республики Татарстан и проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.03.2008 N 206 "Об утверждении Порядка планирования бюджетных ассигнований бюджета Республики Татарстан на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".

В рамках дальнейшего развития и совершенствования процесса определения бюджетных ассигнований в Республике Татарстан принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан о закреплении порядка определения предельных объемов бюджетных ассигнований, доводимых до главных распорядителей бюджетных средств в процессе составления проекта бюджета. В процессе реализации указанной программы предполагается дальнейшая работа по совершенствованию данного направления, уточнение порядка планирования в связи с переходом к программному бюджету и в случае изменения нормативных правовых актов на федеральном уровне.

Процессы планирования и оптимизации бюджетных ассигнований тесно связаны с работой по ведению Реестра расходных обязательств. Реестр расходных обязательств фиксирует соответствие бюджетных ассигнований функциям (услугам, видам деятельности) и программам, реализуемым органами государственной власти Республики Татарстан. Реестр расходных обязательств также необходим при планировании бюджетных ассигнований для обнаружения имеющихся рассогласований при разграничении полномочий, дублирования деятельности по уровням публичной власти, пробелов в компетенции (не предусмотренные, но необходимые полномочия, важные упущенные сферы деятельности и другое). Реестр расходных обязательств является составной частью реформирования бюджетного процесса, одним из механизмов среднесрочного планирования и обеспечения результативности расходов публичной власти.

Ведение Реестра расходных обязательств является одним из условий при раздельном планировании бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств. В Республике Татарстан Реестр расходных обязательств ведется с 2005 года. Данные по инвентаризации расходных обязательств с точки зрения наличия нормативного правового регулирования ведутся по расходам бюджета Республики Татарстан начиная с 2004 года. Реестр расходных обязательств Республики Татарстан публикуется в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Бюджетный кодекс Республики Татарстан закрепляет норму о том, что Реестр расходных обязательств республики ведется в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.04.2012 N 49н "Об утверждении Порядка представления реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации" утвержден Порядок представления реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации и формы Реестров.

В целях правового обеспечения деятельности Министерства финансов Республики Татарстан и субъектов бюджетного планирования по составлению Реестров расходных обязательств в соответствии с указанным Порядком принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.08.2009 N 567 "О ведении Реестра расходных обязательств Республики Татарстан", которым утверждены Порядок ведения Реестра расходных обязательств Республики Татарстан и форма Реестра расходных обязательств субъекта бюджетного планирования.

В связи с переходом к формированию федерального бюджета в программном формате изменилась классификация целевых статей расходов (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н). Детализация отдельных целевых статей расходов была исключена с учетом введения программного разреза. В целях обеспечения детализации расходов бюджетов Министерством финансов Российской Федерации предполагается расширение использования Реестра расходных обязательств в целях планирования проектов бюджетов.

3.4.2.2. Перечень мероприятий и оценка их результатов.

В рамках мероприятий по данному направлению Программы необходимо:

доработать действующий нормативный правовой акт Республики Татарстан о порядке и методике планирования бюджетных ассигнований. При этом должно быть предусмотрено, что планирование бюджетных ассигнований производится раздельно по действующим и вновь принимаемым бюджетным обязательствам. Субъекты бюджетного планирования представляют соответствующие расчеты и обоснования к бюджетным обязательствам, в том числе по государственным заданиям на оказание государственными бюджетными и автономными учреждениями государственных услуг (работ);

дальнейшее совершенствование порядка определения предельных объемов бюджетных ассигнований, доводимых до главных распорядителей бюджетных средств в процессе составления проекта бюджета;

обеспечение ведения Реестра расходных обязательств Республики Татарстан в условиях перехода к программному бюджету;

обеспечение соответствия формы Реестра расходных обязательств изменениям в бюджетном законодательстве.