3.1.6.1. Текущая ситуация и существующие проблемы.
Одним из инструментов проведения государственной политики в сфере развития экономики республики является предоставление налоговых льгот.
Потери бюджета Республики Татарстан от предоставления налоговых льгот, принятых на региональном уровне, составили в 2011 году 7,3 млрд. рублей, в 2012 году - 6,2 млрд. рублей.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.06.2008 N 444 "Об утверждении Порядка оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот" (далее - постановление от 25.06.2008 N 444) ежегодно проводится оценка эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот.
Органы исполнительной власти и подведомственные предприятия-налогоплательщики осуществляют оценку используемых налоговых льгот в разрезе каждого вида налога. В свою очередь, сводная оценка налоговых льгот проводится Министерством финансов Республики Татарстан и Министерством экономики Республики Татарстан на основании информации, представляемой отраслевыми министерствами и ведомствами, налогоплательщиками республики.
В ходе проведения анализа предоставляемых в республике налоговых льгот по итогам 2012 года следует отметить следующие основные категории налогоплательщиков, пользующихся налоговыми преференциями, которые сгруппированы по трем направлениям:
1) социальное направление:
предприятия электротранспорта;
предприятия коммунального комплекса в отношении имущества, предназначенного для водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, сбора и переработки мусора в части услуг, оказываемых населению;
организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
Социальная группа льгот направлена на сдерживание тарифов за проезд на электротранспорте, снижение размера платы населения за коммунальные услуги, создание благоприятного инвестиционного климата в области строительства и содержания объектов культурно-спортивного значения;
2) развитие реального сектора экономики:
управляющие компании особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан;
предприятия нефтедобычи;
предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию;
производители автотранспортных средств.
Льготы направлены на стимулирование развития приоритетных для Республики Татарстан отраслей экономики: добычи сверхвязкой нефти, переработки сельскохозяйственной продукции, развития автомобильного производства;
3) инвестиционно-инновационное направление:
технопарки (индустриальные парки), инновационно-технологические центры;
научно-исследовательские, конструкторские учреждения (организации), опытные и опытно-экспериментальные предприятия.
Предоставление мер государственной поддержки направлено на ускоренное инновационное развитие высокотехнологичных отраслей, производство новых видов наукоемкой продукции, модернизацию и развитие инновационных производств, что, в свою очередь, способствует развитию науки в республике.
Вместе с тем анализ динамики и эффективности предоставленных налоговых льгот показывает необходимость оптимизации их объемов и соблюдения обоснованности предоставления льготного налогового режима для отдельных категорий налогоплательщиков.
3.1.6.2. Перечень мероприятий и оценка их результатов.
На основании отчетности налоговых органов о налоговой базе и структуре начислений по налогам, поступившим в бюджет Республики Татарстан за 2013 год, проведения анализа эффективности предоставленных налоговых льгот в рамках постановления от 25.06.2008 N 444 предлагается подготовить предложения о сокращении перечня льгот в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.
Для реализации указанных мероприятий необходимо обеспечить разработку и принятие законопроектов о внесении изменений в законы Республики Татарстан по налогам.