Недействующий

Об утверждении государственной программы "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2016 годы" (утратило силу)

  

I. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе
 проблемы, на решение которых она направлена


Состояние межнациональных отношений в Республике Татарстан характеризуется стабильностью, мирным взаимодействием и сотрудничеством представителей различных этнических групп и конфессий. Межнациональные и межконфессиональные отношения, основанные на взаимоуважении и доверии, закрепились в Республике Татарстан в виде прогрессивных тенденций и являются предметом особой заботы органов государственной и муниципальной власти во взаимодействии с общественными этнокультурными объединениями и иными институтами гражданского общества.

Особенностью Республики Татарстан являются полиэтничность и поликонфессиональность населения, развитие которого характеризуется тесным этнокультурным взаимовлиянием и взаимопроникновением традиций представителей проживающих на территории современного Татарстана народов. Ведущую роль в данном процессе традиционно играют представители татарского и русского народов, составляющие большинство по отношению к представителям всех остальных народов, проживающих в Республике Татарстан. По итогам переписи 2010 года, в Республике Татарстан из 3,78 миллиона человек 53,2 процента составляют татары, 39,7 - русские. Из представителей народов Поволжья на территории Татарстана проживают чуваши, удмурты, мордва, марийцы и башкиры, которые в совокупности составляют 5,6 процента населения Татарстана.

Традиции добрососедства, сложившиеся в Татарстане в течение длительного совместного проживания представителей различных культур и религий, сохраняются и в настоящее время. Это подтверждается результатами социологических исследований, проведенных в 2013 году. По данным исследований, 76,7 процента татарстанцев оценивают межэтнические отношения в республике как стабильные, 67,1 - также оценили межконфессиональные отношения. Лишь 7,6 процента населения считает достаточно высокой вероятность возникновения межэтнического конфликта и 6,2 процента - межконфессионального.

Многонациональный состав населения Татарстана динамично меняется, в городах и районах появляются новые этнические группы. В республике сформировались общины выходцев из бывших союзных республик (азербайджанцев, армян, узбеков, таджиков, казахов, киргизов, грузин, молдаван, туркмен), несколько меньшие по численности (по несколько сот человек) национальные группы из регионов Российской Федерации, а также из дальнего зарубежья (турков, вьетнамцев, арабов и других).

Особую актуальность начинают приобретать процессы, вызванные привлекательностью Татарстана для трудовых мигрантов из стран СНГ. Ежегодно в республику приезжают более ста тысяч иностранцев.

Значительную роль в обеспечении успешной социокультурной адаптации и интеграции мигрантов играют институты гражданского общества. Среди них важное место занимают Всемирный конгресс татар, Ассамблея народов Татарстана и Федеральная национально-культурная автономия татар.

В республике проводится целенаправленная работа по развитию поликультурной модели образования и формированию общероссийской гражданской идентичности; воспитанию молодого поколения в духе уважения к культуре, языку, традициям и обычаям представителей народов, проживающих в Республике Татарстан; повышению роли гуманитарного направления в процессе образования, разработке учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов Российской Федерации; созданию правовых и материальных условий для развития в республике системы образования и воспитания на национальных языках.

В то же время недостаточно организовано правовое просвещение мигрантов, работа по их социально-культурной адаптации и интеграции в обществе, имеет место низкий уровень межкультурного общения и доверия между принимающим сообществом и мигрантами.

Важной задачей является повышение квалификации и компетентности кадров системы управления, учреждений образования, культуры, молодежной политики и средств массовой информации в вопросах этнокультурного развития, межнациональных и межконфессиональных отношений.

Не всегда гармонично формируется этническое и религиозное самосознание. В ряде случаев религиозная составляющая нивелирует исторически сложившуюся этнокультурную специфику народов. Наблюдается проникновение нетрадиционных для республики религиозных течений, порой приобретающих экстремистский характер.

В настоящее время с учетом реального состояния и перспектив развития национальных отношений перед Республикой Татарстан, как и перед Российской Федерацией в целом стоят новые задачи, решение которых требует современных концептуальных подходов.

Выработке этих подходов призвана способствовать реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года N 718. На объединение усилий органов федеральной и региональной власти в данной области направлена реализация Соглашения между Министерством регионального развития Российской Федерации и Республикой Татарстан о сотрудничестве в сфере осуществления государственной национальной политики.

Важная роль в определении приоритетов и задач государственной национальной политики в Республике Татарстан отводится Совету при Президенте Республики Татарстан по межнациональным и межконфессиональным отношениям и Межведомственной рабочей группе по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан.

Указом Президента Республики Татарстан от 26 июля 2013 года N УП-695 в Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан, изложенной в новой редакции, определены приоритетные вопросы в данной области на современном этапе.

Настоящая Программа нацелена на сохранение позитивного характера межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан. В планируемых организационных, культурно-массовых, научных и образовательных мероприятиях Программы региональная идентичность рассматривается как часть общероссийской идентичности.

Программа предусматривает проведение мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан.

Настоящая Программа призвана содействовать удовлетворению этнокультурных потребностей граждан на основе сложившихся многовековых традиций взаимоуважения и добрососедства. Программа позволит преодолеть новые проблемы в сфере межэтнических отношений, сохранить и улучшить этнокультурное развитие многонационального народа Республики Татарстан.