Во исполнение Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года N 718, Указа Президента Республики Татарстан от 26 июля 2013 г. N УП-695 "О Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2016 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство культуры Республики Татарстан.
3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы с учетом возможностей и в пределах средств, направляемых на эти цели из бюджета Республики Татарстан.
4. Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, общественным организациям и объединениям принять участие в реализации мероприятий Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство культуры Республики Татарстан.
Премьер-министр | И.Ш. Халиков |
Наименование Программы | государственная программа "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2016 годы" (далее - Программа) |
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство культуры Республики Татарстан |
Основные разработчики Программы | Министерство культуры Республики Татарстан; |
Цель Программы | Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан, цивилизованное развитие представителей народов, проживающих на территории Республики Татарстан, сохранение межэтнического и межконфессионального мира и согласия, упрочение общероссийской гражданской идентичности (российской нации), успешная социокультурная адаптация и интеграция мигрантов |
Задачи Программы | 1. Содействие национально-культурному развитию представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, и укрепление общероссийской гражданской идентичности; |
Сроки реализации Программы | 2014-2016 годы |
Объем и источники финансирования Программы | Объем финансирования Программы составляет 114,672 млн. рублей за счет средств бюджета Республики Татарстан, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов Программы) и показатели ее бюджетной эффективности | Индикаторы Программы |
Состояние межнациональных отношений в Республике Татарстан характеризуется стабильностью, мирным взаимодействием и сотрудничеством представителей различных этнических групп и конфессий. Межнациональные и межконфессиональные отношения, основанные на взаимоуважении и доверии, закрепились в Республике Татарстан в виде прогрессивных тенденций и являются предметом особой заботы органов государственной и муниципальной власти во взаимодействии с общественными этнокультурными объединениями и иными институтами гражданского общества.
Особенностью Республики Татарстан являются полиэтничность и поликонфессиональность населения, развитие которого характеризуется тесным этнокультурным взаимовлиянием и взаимопроникновением традиций представителей проживающих на территории современного Татарстана народов. Ведущую роль в данном процессе традиционно играют представители татарского и русского народов, составляющие большинство по отношению к представителям всех остальных народов, проживающих в Республике Татарстан. По итогам переписи 2010 года, в Республике Татарстан из 3,78 миллиона человек 53,2 процента составляют татары, 39,7 - русские. Из представителей народов Поволжья на территории Татарстана проживают чуваши, удмурты, мордва, марийцы и башкиры, которые в совокупности составляют 5,6 процента населения Татарстана.
Традиции добрососедства, сложившиеся в Татарстане в течение длительного совместного проживания представителей различных культур и религий, сохраняются и в настоящее время. Это подтверждается результатами социологических исследований, проведенных в 2013 году. По данным исследований, 76,7 процента татарстанцев оценивают межэтнические отношения в республике как стабильные, 67,1 - также оценили межконфессиональные отношения. Лишь 7,6 процента населения считает достаточно высокой вероятность возникновения межэтнического конфликта и 6,2 процента - межконфессионального.
Многонациональный состав населения Татарстана динамично меняется, в городах и районах появляются новые этнические группы. В республике сформировались общины выходцев из бывших союзных республик (азербайджанцев, армян, узбеков, таджиков, казахов, киргизов, грузин, молдаван, туркмен), несколько меньшие по численности (по несколько сот человек) национальные группы из регионов Российской Федерации, а также из дальнего зарубежья (турков, вьетнамцев, арабов и других).
Особую актуальность начинают приобретать процессы, вызванные привлекательностью Татарстана для трудовых мигрантов из стран СНГ. Ежегодно в республику приезжают более ста тысяч иностранцев.
Значительную роль в обеспечении успешной социокультурной адаптации и интеграции мигрантов играют институты гражданского общества. Среди них важное место занимают Всемирный конгресс татар, Ассамблея народов Татарстана и Федеральная национально-культурная автономия татар.
В республике проводится целенаправленная работа по развитию поликультурной модели образования и формированию общероссийской гражданской идентичности; воспитанию молодого поколения в духе уважения к культуре, языку, традициям и обычаям представителей народов, проживающих в Республике Татарстан; повышению роли гуманитарного направления в процессе образования, разработке учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов Российской Федерации; созданию правовых и материальных условий для развития в республике системы образования и воспитания на национальных языках.
В то же время недостаточно организовано правовое просвещение мигрантов, работа по их социально-культурной адаптации и интеграции в обществе, имеет место низкий уровень межкультурного общения и доверия между принимающим сообществом и мигрантами.
Важной задачей является повышение квалификации и компетентности кадров системы управления, учреждений образования, культуры, молодежной политики и средств массовой информации в вопросах этнокультурного развития, межнациональных и межконфессиональных отношений.
Не всегда гармонично формируется этническое и религиозное самосознание. В ряде случаев религиозная составляющая нивелирует исторически сложившуюся этнокультурную специфику народов. Наблюдается проникновение нетрадиционных для республики религиозных течений, порой приобретающих экстремистский характер.
В настоящее время с учетом реального состояния и перспектив развития национальных отношений перед Республикой Татарстан, как и перед Российской Федерацией в целом стоят новые задачи, решение которых требует современных концептуальных подходов.
Выработке этих подходов призвана способствовать реализация Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666, федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года N 718. На объединение усилий органов федеральной и региональной власти в данной области направлена реализация Соглашения между Министерством регионального развития Российской Федерации и Республикой Татарстан о сотрудничестве в сфере осуществления государственной национальной политики.
Важная роль в определении приоритетов и задач государственной национальной политики в Республике Татарстан отводится Совету при Президенте Республики Татарстан по межнациональным и межконфессиональным отношениям и Межведомственной рабочей группе по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан.
Указом Президента Республики Татарстан от 26 июля 2013 года N УП-695 в Концепции государственной национальной политики в Республике Татарстан, изложенной в новой редакции, определены приоритетные вопросы в данной области на современном этапе.
Настоящая Программа нацелена на сохранение позитивного характера межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан. В планируемых организационных, культурно-массовых, научных и образовательных мероприятиях Программы региональная идентичность рассматривается как часть общероссийской идентичности.
Программа предусматривает проведение мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан.
Настоящая Программа призвана содействовать удовлетворению этнокультурных потребностей граждан на основе сложившихся многовековых традиций взаимоуважения и добрососедства. Программа позволит преодолеть новые проблемы в сфере межэтнических отношений, сохранить и улучшить этнокультурное развитие многонационального народа Республики Татарстан.
Цель и задачи Программы обусловлены приоритетными направлениями, которые определены Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 и Концепцией государственной национальной политики в Республике Татарстан (в редакции от 26 июля 2013 года), федеральными и региональными законами и нормативными правовыми актами, затрагивающими сферу государственной национальной политики в Республике Татарстан.
Цель Программы - реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан, цивилизованное развитие представителей народов, проживающих на территории Республики Татарстан, сохранение межэтнического и межконфессионального мира и согласия, упрочение общероссийской гражданской идентичности (российской нации), успешная социокультурная адаптация и интеграция мигрантов.
Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:
1. Содействие национально-культурному развитию представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, и укрепление общероссийской гражданской идентичности.
2. Совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества в сфере реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан.
3. Создание условий и поддержка межэтнического и межконфессионального и межконфессионального мира и согласия, социокультурной адаптации и интеграции мигрантов.
4. Научно-образовательное и информационное обеспечение реализации государственной национальной политики в Республике Татарстан.
Достижение указанных целей и задач будет осуществляться в рамках мероприятий, входящих в Программу.
Срок реализации Программы: 2014-2016 годы. Этапы реализации не выделяются.
Индикаторами Программы являются:
1. Увеличение доли жителей республики, положительно оценивающих состояние межэтнических отношений в Республике Татарстан (определяется по результатам репрезентативного опроса):
в 2013 г. - 76,7 процента;
в 2014 г. - 77,0 процента;
в 2015 г. - 77,5 процента;
в 2016 г. - 78,0 процента.
2. Увеличение доли жителей республики, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений в Республике Татарстан (определяется по результатам репрезентативного опроса):
в 2013 г. - 67,1 процента;
в 2014 г. - 68,0 процента;
в 2015 г. - 69,0 процента;
в 2016 г. - 70,0 процента.
3. Увеличение доли жителей республики, удовлетворенных реализацией своих этнокультурных потребностей (определяется по результатам репрезентативного опроса):
в 2013 г. - 65,0 процента;
в 2014 г. - 66,0 процента;
в 2015 г. - 67,0 процента;
в 2016 г. - 68,0 процента.
4. Наличие программ по сохранению гражданского единства и гармонизации межэтнических отношений в муниципальных образованиях Республики Татарстан, количество программ:
в 2013 г. - 0;
в 2014 г. - 15;
в 2015 г. - 30;
в 2016 г. - 45.
Данные об индикаторах оценки результатов в разрезе целей, задач, мероприятий Программы приводятся в приложении к ней.
Объем финансирования Программы составляет 114,672 млн. рублей за счет средств бюджета Республики Татарстан, в том числе:
в 2014 г. - 39,324 млн. рублей;
в 2015 г. - 32,724 млн. рублей;
в 2016 г. - 42,624 млн. рублей.
Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Татарстан.
Программой предусмотрена возможность привлечения внебюджетных средств (средств предпринимателей, спонсоров) и средств бюджетов муниципальных образований для реализации программных мероприятий.
В ходе реализации мероприятий Программы государственный заказчик - координатор в лице Министерства культуры Республики Татарстан обеспечивает взаимодействие основных исполнителей, контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств исполнителями. Мероприятия Программы реализуются на основе государственных контрактов, осуществляемых государственным заказчиком Программы со всеми исполнителями программных мероприятий.
Министерства, ведомства и организации, участвующие в реализации Программы, представляют в Министерство культуры Республики Татарстан информацию о ее выполнении ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Министерство культуры Республики Татарстан направляет:
ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономики Республики Татарстан, Межведомственную рабочую группу по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан - статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы, а также об эффективности использования финансовых средств;
ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, Президенту Республики Татарстан, в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан - информацию о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
Основные результаты в этнокультурной сфере выражаются, как правило, в отложенном по времени социальном эффекте, в частности, в росте толерантности и уважения к культуре, языку и традициям представителей разных народов, позитивном изменении ценностных ориентаций и норм поведения людей, развитии единого этнокультурного пространства как важного фактора устойчивого развитии Республики Татарстан.
Социально-экономический эффект от реализации Программы заключается в сохранении социальной стабильности, межэтнического и межконфессионального мира и согласия, этнокультурной самобытности и удовлетворении социально-культурных потребностей представителей народов, проживающих в Республике Татарстан, и выражается:
в улучшении этнокультурного и социального самочувствия;
в укреплении региональной и общероссийской гражданской идентичности;
в росте эффективности использования этнокультурного потенциала;
в предотвращении межнациональных и межрелигиозных конфликтов;
в росте инвестиционной и туристической привлекательности региона;
в реализации системы мер, направленных на совершенствование социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.