Действующий

Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013 - 2023 годы" (с изменениями на 2 июля 2019 года)



5. Оценка экономической, социальной и экологической эффективности Программы


В настоящее время автотранспорт является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды и, прежде всего, атмосферного воздуха. На протяжении 10 последних лет в республике происходит неуклонный рост количества транспортных средств, вследствие чего увеличивается негативное воздействие данного вида транспорта на атмосферный воздух городов и населенных пунктов Республики Татарстан.


Общие валовые выбросы загрязняющих веществ от автомобильного транспорта юридических и физических лиц оцениваются на уровне 317,3 тыс. тонн, что на 10 тыс. тонн больше, чем в 2011 году. Это связано с ростом в республике общего количества автотранспортных средств более чем на 76 тысяч единиц.


В целом по республике доля выбросов автотранспорта в общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составляет более 52 процентов. В некоторых городах выбросы от автомобилей превысили выбросы от стационарных источников промышленных и других предприятий.


Так, в г. Казани доля выбросов автотранспорта от общего объема выбросов составила 69,4 процента, или 73,5 тыс. тонн, в г. Набережные Челны - 69,4 процента, или 34,0 тыс. тонн, в г. Нижнекамске - 20,0 процента, или 15,8 тыс. тонн, в г. Альметьевске - 38,1 процента, или 17,3 тыс. тонн, в г. Чистополе - 84,2 процента, или 3,3 тыс. тонн, в г. Заинске - 22,3 процента, или 3,9 тыс. тонн, в г. Бугульме - 75,9 процента, или 8,2 тыс. тонн, в г. Зеленодольске - 73,3 процента, или 6,7 тыс. тонн.


Таким образом, автомобильный транспорт в ряде крупных промышленных городов республики является основным источником загрязнения атмосферного воздуха.


Непринятие мер, направленных на обеспечение экологической безопасности автомобильного транспорта, приведет в перспективе к значительному увеличению уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и населенных пунктах Республики Татарстан и ухудшению тем самым условий проживания населения республики.


Одним из эффективных путей снижения вредного воздействия автотранспорта на состояние атмосферного воздуха является перевод автотранспортных средств на КПГ.


Немалую роль в повышении потребительской привлекательности применения КПГ в качестве моторного топлива имеют следующие факторы.


Установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" нормативы платы за загрязнение окружающей среды для КПГ ниже, чем для бензина и дизельного топлива. Так, нормативы платы за 1 тонну сожженного бензина составляют 1,3 рубля, за 1 тонну дизельного топлива - 2,5 рубля, за 1 тыс. куб. метров КПГ - 0,7 рубля.


В соответствии с методиками по расчету выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств при переводе бензиновых и дизельных автомобилей на КПГ значительно снижаются удельные выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами автомобилей. Так, пробеговые выбросы (г/км) 1 грузового автомобиля, работающего на КПГ, в 1,9 раза меньше выбросов аналогичного грузового бензинового автомобиля по оксиду углерода; в 11 раз - по формальдегиду; в 3,2 раза - по бенз(а)пирену; в 2 раза - по диоксиду азота; в 10,3 раза - по углеводородам; в 1,2 раза - по диоксиду серы. Существенное снижение выбросов формальдегида, бенз(а)пирена, диоксида азота и диоксида серы наблюдается также при переводе дизельных автомобилей на КПГ.


Применение КПГ в качестве моторного топлива позволяет довести уровень выбросов вредных веществ двигателя внутреннего сгорания до норм "ЕВРО-4", которым согласно Техническому регламенту "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609, с 01.01.2013 должны соответствовать все выпускаемые в Российской Федерации автомобили.


По укрупненным расчетам, выбросы загрязняющих веществ от 15 тысяч грузовых автомобилей и автобусов, работающих на жидком нефтяном топливе, составляют 21,7 тыс. тонн. При переводе вышеуказанного количества автотранспортных средств на КПГ выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух сократятся на 13,0 тыс. тонн, или на 60 процентов от выбросов указанных автомобилей, и составят 8,7 тыс. тонн.


Принимая во внимание снижение в общем объеме выбросов таких высокотоксичных и канцерогенных веществ, как формальдегид, бенз(а)пирен, диоксида азота и др., присутствующих в отработавших газах автотранспортных средств и по которым стационарными постами наблюдений федерального государственного бюджетного учреждения "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан", расположенными преимущественно вдоль оживленных автомагистралей городов, отмечаются постоянные превышения предельно допустимых концентраций, реализация программных мероприятий по газификации транспорта внесет весомый вклад в снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и населенных пунктах Республики Татарстан.