Основой формирования республиканской политики в инновационной сфере является Закон Республики Татарстан "Об инновационной деятельности в Республике Татарстан", который определяет формы и методы государственного регулирования инновационных процессов и правовые основы государственной поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
В целях поддержки и развития инновационного сектора в Республике Татарстан Законом Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" установлена льготная ставка в размере 0,1 процента по налогу на имущество технопарков (индустриальных парков), инновационно-технологических центров, созданных в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации или Кабинета Министров Республики Татарстан для реализации инновационных проектов.
Для научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в общем объеме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70 процентов в общей сумме доходов организации, полученных в налоговом (отчетном) периоде, установлена ставка по налогу на имущество в размере 1,1 процента.
В соответствии с постановлениями советов муниципальных образований Республики Татарстан субъекты инновационной деятельности частично или полностью освобождаются от уплаты налога на землю.
Организации-резиденты ОЭЗ "Алабуга" освобождены от налога на имущество с момента постановки имущества на учет и от земельного налога с момента возникновения права собственности на земельный участок, а также полностью освобождены от уплаты транспортного налога, подлежащего зачислению в бюджет республики.
Законом Республики Татарстан от 10 февраля 2006 года N 5-ЗРТ "Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль для организаций-резидентов особой экономической зоны промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан" предусматривается применение нулевой ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет республики, в течение первых пяти лет с момента получения налогооблагаемой прибыли, в последующие пять лет ставка налога составит 5 процентов и по истечении 10 лет будет действовать ставка в размере 13,5 процента. Данный закон создает дополнительный стимул для инвесторов, заинтересованных в реализации инвестиционных проектов на территории Российской Федерации.
Эффективным инструментом финансирования инновационных проектов является стартовавшая в 2010 году Программа предоставления целевых субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан для развития инноваций и технологической модернизации производства:
субсидии начинающим малым инновационным компаниям (до года с момента регистрации юр. лица) предоставляются в размере 500 тыс. рублей, но не более 85 процентов от полной стоимости бизнес-проекта;
субсидии действующим малым инновационным компаниям (свыше года с момента регистрации юридического лица) в размере 5 млн. рублей, но не более 75 процентов от полной стоимости бизнес-проекта;
субсидии предпринимателям Республики Татарстан на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования;
субсидии с целью оказания финансовой поддержки предпринимателям Республики Татарстан, производящим и (или) реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта.
Привлечение новых проектов в инновационную деятельность осуществляется за счет плотного сотрудничества с высшими учебными заведениями Республики Татарстан, научно-исследовательскими институтами Российской академии наук и взаимодействия с Академией наук Республики Татарстан. Ежегодно в поддержке нуждаются в среднем около 900 инновационных проектов, участвующих в республиканском конкурсе "50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан", который направлен на стимулирование инновационной деятельности ученых, изобретателей, аспирантов, студентов и школьников и создает условия для внедрения в экономику Республики Татарстан новых перспективных технологий, развития наукоемких производств в целях повышения конкурентоспособности продукции предприятий Республики Татарстан.
Активно взаимодействует республика и с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который проводит региональные конкурсы по программам "СТАРТ", "Участник молодежного научно-инновационного конкурса" ("У.М.Н.И.К."), "РАЗВИТИЕ", НОЦ, "ПУСК", "ЭКСПОРТ", "СОФТ", "АНТИКРИЗИС", "БИЗНЕС-ПАРТНЕР" и Российско-германский конкурс.
В качестве инструмента государственной поддержки при формировании среды квалифицированных специалистов принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.05.2010 N 398 "О гранте Правительства Республики Татарстан "Алгарыш" на подготовку, переподготовку и стажировку граждан в российских и зарубежных образовательных и научных организациях". Грант является персональным и присуждается ежегодно Республиканской комиссией по присуждению гранта "Алгарыш".
Одной из ключевых составляющих в вопросе создания новых высокотехнологичных производств и модернизации действующих конкурентоспособных предприятий является формирование мер налогового стимулирования инвестиционных вложений.
Правовые основы использования различных инструментов налоговой поддержки инвестиционной деятельности в Республике Татарстан закреплены в законах Республики Татарстан:
от 25 ноября 1998 года N 1872 "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан";
от 10 октября 2011 года N 68-ЗРТ "Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан".
Субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты на территории Республики Татарстан, предоставляются льготы:
по налогу на вновь приобретенное для реализации проекта имущество в размере 2,1 процента (снижение ставки налога с 2,2 до 0,1 процента);
по налогу на прибыль организаций в размере 4,5 процента в части, зачисляемой в бюджет Республики Татарстан (снижение ставки налога с 18 до 13,5 процента).
В настоящее время республиканскими органами исполнительной власти ведется работа по внедрению в практику применения дополнительного налогового стимула - инвестиционного налогового кредита (далее - ИНК) путем предоставления отсрочки платежей по налогам с последующей поэтапной уплатой кредита и начисленных процентов на сумму, определяемую исходя из произведенных инвестиционных вложений и объемов уплачиваемых организацией налогов.
Норма о возможности предоставления подобных преференций, закрепленная в Налоговом кодексе Российской Федерации, получила свое развитие в Законе Республики Татарстан "Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан".
Согласно вышеназванному закону инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен:
по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления в бюджет Республики Татарстан;
по региональным налогам (налогу на имущество организаций, транспортному налогу).
Данная форма поддержки может быть применима в отношении организаций, осуществляющих также научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы, внедренческую или инновационную деятельность, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов.