Недействующий


Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 9 апреля 2013 г. N 241
"Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие
наноиндустрии в Республике Татарстан на 2013-2016 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 9 августа 2018 года N 649

____________________________________________________________________


В целях реализации Соглашения о сотрудничестве Республики Татарстан с ОАО "РОСНАНО" и Фондом инфраструктурных и образовательных программ в сфере нанотехнологий и наноиндустрии от 11 ноября 2011 года Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие наноиндустрии в Республике Татарстан на 2013-2016 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство экономики Республики Татарстан.

3. Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству экономики Республики Татарстан при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на соответствующий финансовый год включать Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан, и ежегодно уточнять размер ассигнований, выделяемых на ее реализацию.

4. Министерствам, ведомствам Республики Татарстан, участвующим в реализации Программы, ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Министерство экономики Республики Татарстан информацию о ее выполнении.

5. Предложить исполнительным комитетам муниципальных образований Республики Татарстан при формировании муниципальных программ социально-экономического развития предусматривать в пределах своей компетенции разработку и осуществление мероприятий, направленных на развитие наноиндустрии в Республике Татарстан.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

     

Долгосрочная целевая программа
"Развитие наноиндустрии в Республике Татарстан на 2013-2016 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 9 апреля 2013 г. N 241)

     
Паспорт программы

Наименование программы

Долгосрочная целевая программа "Развитие наноиндустрии в Республике Татарстан на 2013-2016 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Соглашение о сотрудничестве Республики Татарстан с ОАО "РОСНАНО" и Фондом инфраструктурных и образовательных программ от 11 ноября 2011 года;
протокол совещания у Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова от 21.11.2011 N ПР-207 по итогам официального визита делегации ОАО "РОСНАНО" в Республику Татарстан и обсуждению направлений дальнейшего сотрудничества ОАО "РОСНАНО", Фонда инфраструктурных и образовательных программ и Республики Татарстан;
распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.01.2012 N 71 об утверждении межведомственной рабочей группы по разработке Программы;
распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.10.2012 N 1811-р о разработке Программы

Государственный заказчик Программы

Кабинет Министров Республики Татарстан

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство экономики Республики Татарстан

Основные разработчики Программы

Министерство экономики Республики Татарстан;
государственное унитарное предприятие Республики Татарстан "Татарстанский центр научно-технической информации";
ОАО "РОСНАНО"

Цель и задачи Программы

Цель - формирование системы комплексного развития наноиндустрии Республики Татарстан на базе существующего потенциала региона в данной области.
Основные задачи:
совершенствование законодательного обеспечения развития наноиндустрии в Республике Татарстан и разработка комплексной системы мер региональной поддержки проектов в области нанотехнологий;
создание инфраструктуры поддержки развития наноиндустрии в Республике Татарстан;
повышение эффективности проектно-исследовательской деятельности за счет продвижения нанотехнологических проектов с помощью "инновационного лифта" Республики Татарстан;
создание новых производств в сфере наноиндустрии, в том числе путем привлечения крупных инвестиционных проектов на территорию Республики Татарстан;
стимулирование спроса инновационной, в том числе нанотехнологической, продукции в реальном секторе экономики Республики Татарстан;
создание системы опережающей подготовки и переподготовки кадров для предприятий наноиндустрии Республики Татарстан

Сроки и этапы реализации Программы

2013-2016 годы

Объемы и источники финансирования Программы с разбивкой по годам

Общий объем финансирования Программы - 18665,8 млн. рублей.
Источники финансирования Программы:

(млн. рублей)

Год

Средства бюджета Республики Татарстан

Предполагаемые средства ОАО "РОСНАНО"

Предполагаемые средства Фонда инфраструктурных и образовательных программ

Привлекаемые в установленном порядке средства внебюджетных источников

Всего

2013

15,9

1000,0

154,5

2065,4

3235,8

2014

307,1

1000,0

10,0

2512,9

3830,0

2015

15,0

1500,0

15,0

4115,0

5645,0

2016

15,0

1700,0

20,0

4220,0

5955,0

Итого

353,0

5200,0

199,5

12913,3

18665,8

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит:
создать и совершенствовать нормативную правовую базу Республики Татарстан в сфере развития наноиндустрии;
создать и развить инновационную инфраструктуру в сфере наноиндустрии;
создать на территории Республики Татарстан новые инновационные производства по выпуску нанотехнологической продукции;
обеспечить увеличение научно-исследовательских работ по ключевым направлениям развития наноиндустрии Республики Татарстан;
повысить эффективность продвижения инновационных проектов в области нанотехнологий;
привлечь в Республику Татарстан крупные зарубежные и российские венчурные фонды

Индикаторы оценки результатов с разбивкой по годам и показатели бюджетной эффективности Программы

Индикаторы оценки результатов реализации Программы:
1. Доведение количества проектов в сфере нанотехнологий, получивших финансовую поддержку из средств бюджета Республики Татарстан и внебюджетных источников, к 2016 году до 39;
2. Увеличение объема финансирования проектов, получивших поддержку из средств бюджета Республики Татарстан и внебюджетных источников, к 2016 году до 600 млн. рублей;
3. Доведение количества проектов, одобренных к софинансированию с ОАО "РОСНАНО" и венчурными фондами ОАО "РОСНАНО", к 2016 году до 4;
4. Увеличение объема инвестиций в проекты, получившие поддержку ОАО "РОСНАНО" и венчурных фондов ОАО "РОСНАНО", к 2016 году до 3 млрд. рублей;
5. Создание на территории Республики Татарстан 9 новых предприятий в сфере наноиндустрии;
6. Создание 5 объектов инновационной инфраструктуры в сфере наноиндустрии, в том числе с участием Фонда инфраструктурных и образовательных программ;
7. Подготовка 910 специалистов в сфере наноиндустрии;
8. Разработка совместно с Фондом инфраструктурных и образовательных программ 11 образовательных программ.
Показатели эффективности Программы:
1. Достижение объема потребления инновационной, в том числе нанотехнологической, продукции к 2016 году до 17 млрд. рублей в год;
2. Достижение объема производства инновационной, в том числе нанотехнологической, продукции к 2016 году до 50 млрд. рублей в год



Введение


Долгосрочная целевая программа "Развитие наноиндустрии в Республике Татарстан на 2013-2016 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с приоритетами Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года N 13-ЗРТ, в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.10.2012 N 1811-р.

Программа согласуется с Программой развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года, одобренной Правительством Российской Федерации 17.01.2008, и с положениями Закона Республики Татарстан от 2 августа 2010 года N 63-ЗРТ "Об инновационной деятельности в Республике Татарстан".

Мероприятия Программы могут быть скорректированы с учетом промежуточных результатов и новых приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Татарстан.

Развитие наноиндустрии Республики Татарстан предполагает соответствие приоритетам ОАО "РОСНАНО" с учетом особенностей инновационной системы республики.

В Программе представлен анализ развития наноиндустрии Республики Татарстан и обоснована необходимость ее решения программным методом, определены цели, задачи и сроки реализации, мероприятия по ее выполнению, а также финансовое обеспечение, механизм реализации, контроль за ходом ее выполнения и ожидаемые результаты реализации.


1. Характеристика текущего состояния развития
 нанотехнологий в Республике Татарстан


Республика Татарстан исторически является регионом с развитой химической, нефтехимической, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью, авиа-, авто-, судо- и машиностроением, а также лидером среди регионов Приволжского федерального округа по общему рейтингу социально-экономических показателей. В республике сконцентрирован высокий интеллектуальный, научно-промышленный и производственный потенциал, который дает возможность с высокой эффективностью реализовывать проекты в сфере наноиндустрии.


1.1. Научно-технический и образовательный потенциал


Республика Татарстан обладает значительным научным и образовательным потенциалом. Более 80 организаций проводят фундаментальные и прикладные научные исследования и разработки, в которых на постоянной основе участвуют свыше 13 тыс. штатных сотрудников, около 2 тыс. докторов наук и 7 тыс. кандидатов наук. В Республике Татарстан расположены крупные научные институты Российской академии наук и Академии наук Татарстана, отраслевые институты и высшие учебные заведения, которые ведут работы по широкому спектру научных исследований.

Всего в Республике Татарстан насчитывается 14 академических институтов, 18 самостоятельных и 7 филиалов государственных вузов, а также 11 самостоятельных и 6 филиалов негосударственных вузов Российской Федерации. Наиболее крупными научными организациями Республики Татарстан являются:

ОАО "Волжский научно-исследовательский институт углеводородного сырья";

федеральное казенное предприятие "Государственный научно-исследовательский институт химических продуктов";

ОАО "Казанский химический научно-исследовательский институт";

ОАО "Нефтепромхим НИИ";

ЗАО "НИИ турбокомпрессор им. В.Б. Шнеппа";

федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности";

Институт органической и физической химии им. А.Е. Арбузова;

Казанский физико-технический институт им. Е.К. Завойского;

Казанский научный центр Российской академии наук (далее - КазНЦ РАН) представляет собой крупный комплекс академических институтов, широко известный своими научными школами. Ученые КазНЦ РАН внесли большой вклад в решение прикладных проблем, в том числе ориентированных на потребности региона. Инновационные разработки институтов КазНЦ РАН сосредоточены в основном в следующих четырех областях:

нефтехимия и нефтедобыча;

медицина и биотехнологии;

энергетика и машиностроение;

наноматериалы.

Результаты исследований институтов КазНЦРАН регулярно входят в отчетные материалы РАН и публикуются в ведущих отечественных и зарубежных научных изданиях, отмечены дипломами и наградами крупных международных и всероссийских выставок, инновационных салонов. Для обновления кадров и уменьшения среднего возраста научных сотрудников в учреждениях КазНЦ РАН создан научно-образовательный комплекс, объединяющий научно-образовательные центры, базовые кафедры и филиалы кафедр ведущих вузов Казани, совместные лаборатории, ведущие научные школы в единую систему подготовки кадров. В учебном процессе широко используются материально-техническая база институтов и информационные, вычислительные и приборные центры коллективного пользования КазНЦ РАН.

Среди научно-образовательных организаций можно выделить следующие ключевые центры развития нанотехнологий Республики Татарстан:

Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ);

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ);

Казанский национальный исследовательский технологический университет (КНИТУ);

Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ);

Казанский государственный медицинский университет (КГМУ);

Казанский государственный энергетический университет (КГЭУ).

При этом среди вузов необходимо выделить три крупнейших высших учебных заведения республики, которые обрели категорию федерального и национальных исследовательских университетов, - КФУ, КНИТУ-КАИ, КНИТУ. Категория национальных исследовательских была присвоена университетам Республики Татарстан благодаря тесному сотрудничеству с ведущими республиканскими предприятиями в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР).

Появление новых типов университетов даст возможность повысить качество подготовки и переподготовки специалистов до уровня мировых образовательных стандартов и обеспечить экономику высококвалифицированными кадрами, в том числе и в сфере наноиндустрии. В рамках трех ведущих университетов республики успешно развивается приоритетное направление развития "Нанотехнологии, наноматериалы", входящее в перечень критических технологий Российской Федерации и являющееся перспективной компонентой построения национальной инновационной экономики, реализуются основные образовательные программы подготовки бакалавров и магистров по направлению "Электроника и наноэлектроника", "Нанотехнологии и микросистемная техника".

Ведущие вузы республики окружены "поясами" малых инновационных предприятий общей численностью около 100 единиц, более 70 из которых приходится на КФУ, КНИТУ-КАИ и КНИТУ, функционирующих по перспективным научным направлениям в области медицинских технологий и медицинского оборудования, приборостроения, рационального природопользования, энергоэффективных технологий, космических систем, сферах сельского хозяйства, строительства, а также в области новых материалов и нанотехнологий, биотехнологий и технологий "живых систем".

Стратегическими партнерами вузов являются крупные предприятия Республики Татарстан, предприятия Российской Федерации и международные компании, в том числе ОАО "КАМАЗ", ОАО "Татнефть", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Казанский завод синтетического каучука", Компания "Шлюмберже", ОАО "КАПО им. С.П. Горбунова", ОАО "Казаньоргсинтез", ОКБ "А.Н. Туполев", компания Samsung и др.

За прошедшие 12 лет внутренние затраты на исследования и разработки в Республике Татарстан возросли почти в 8 раз - с 1,1 млрд. рублей в 2000 году до 8,6 млрд. рублей в 2011 году. По показателю, отражающему продуктивность НИОКР, - коэффициенту изобретательской деятельности республика уверенно занимает лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе с результатом 2,5 патента ежегодно на 10 тыс. населения. Предполагается, что общий объем НИОКР вузов к 2020 году составит более 60 млрд. рублей.

Таким образом, можно констатировать, что в республике сформированы кадровые и научные основы для последующего свершения инновационного "маневра" в сфере нанотехнологий.


1.2. Инфраструктурный и инновационный потенциал


В Республике Татарстан созданы различные типы объектов инфраструктуры хозяйственной и научной деятельности, предназначенные для обеспечения полноценного функционирования и динамичного развития инновационных процессов: Центр нанотехнологий Республики Татарстан, созданный совместно с Фондом инфраструктурных и образовательных программ, две особые экономические зоны промышленно-производственного типа "Алабуга" и технико-внедренческого типа "Иннополис", Технополис "Химград", 5 индустриальных парков, 9 технопарков, а также ряд самостоятельных бизнес-инкубаторов.

Особая экономическая зона (далее - ОЭЗ) промышленно-производственного типа "Алабуга" способствует развитию экономики Республики Татарстан и Российской Федерации путем создания благоприятных условий для российских и международных компаний при реализации инвестиционных проектов в области промышленного производства, обеспечивая 71 процент объема производства всех особых экономических зон.

ОЭЗ "Алабуга" предоставляет инвесторам полностью подготовленную промышленную, инженерную, транспортную и таможенную инфраструктуры, а также ряд налоговых и таможенных льгот. За время существования ОЭЗ "Алабуга" на территории были размещены крупные компании-резиденты, среди которых такие известные компании мирового бизнеса, как Ford-Sollers, Saint-Gobain, AirLiquide, Rockwool, Sisecam, HayatGroup и др.

По состоянию на конец 2012 года на территории зоны зарегистрировано 33 резидента с объемом инвестиций 90 млрд. рублей. Среднесрочной стратегией развития ОЭЗ "Алабуга" к 2013 году предполагается завершить строительство объектов инженерной, таможенной и деловой инфраструктуры, к 2015 году предусмотрено привлечение 60 компаний-резидентов с объемом инвестиций более 180 млрд. рублей и созданием около 16 тыс. рабочих мест, к 2020 году - 120 компаний-резидентов с объемом инвестиций более 360 млрд. рублей и созданием около 22 тыс. рабочих мест.

В настоящее время в республике ведется работа по созданию особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Иннополис", являющейся, по сути, новым территориальным центром роста. Ее профиль определяют IT-отрасль, космические технологии, прежде всего связанные с телекоммуникациями, включая глобальную навигационную спутниковую систему (далее - ГЛОНАСС), энергоэффективность и энергосбережение, медицинские технологии.

Камский индустриальный парк "Мастер" создан с целью формирования условий для динамичного развития производства современных автокомпонентов. На территории индустриального парка свою деятельность осуществляют 197 предприятий, более половины которых функционируют в режиме производственной кооперации с ОАО "КАМАЗ". ОАО "КАМАЗ" признает арендаторов ОАО "КИП "Мастер" своими привилегированными партнерами и распространяет на них ряд важных преференций, в том числе предоставляет гарантированный заказ, обеспечивает резидентов парка конструкторско-технологической документацией и заготовками производства ОАО "КАМАЗ", предоставляет участникам собственную товаропроводящую сеть.

В рамках государственной политики развития малого и среднего предпринимательства резиденты ОАО "КИП "Мастер" имеют дополнительный приоритет в получении поддержки со стороны государства. Правительство Республики Татарстан предоставляет льготы по налогам для КИП "Мастер" с целью снижения стоимости аренды для участников, выделяет денежные средства в виде кредитов на льготных условиях для финансирования, создания и развития инфраструктуры парка.

Среди наиболее успешных технопарков можно отметить ЗАО "Инновационно-производственный технопарк "Идея", который является одним из самых крупных инновационных технопарков в Европе по занимаемым площадям. Инфраструктура технопарка включает в себя три основных блока: инновационный бизнес-инкубатор, инновационно-технологический центр и бизнес-парк.

Наличие развитой инфраструктуры позволяет оказывать инновационным предприятиям, находящимся на территории технопарка, полный комплекс услуг, необходимых для становления и развития наукоемкого бизнеса. На территории технопарка "Идея" локализованы такие бренды, как "GE MoneyBank", "Siemens", "DHL", "YokogawaElectric" и др. Технопарком были проведены профориентационный конкурс "Перспектива" для старшеклассников и студентов, Программа поддержки бизнеса молодых компаний и творческих коллективов разработчиков собственного программного обеспечения - BizSpark ТМ, Республиканский конкурс "Эрудит-2009", программы и конкурсы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, программа развития инновационных проектов "Идея-1000" и др.

С целью технологической поддержки проектов, специализирующихся в химических и нефтехимических технологиях, в частности, технологиях переработки полимеров, разработке новых материалов, малотоннажной химии, а также смежных отраслях, создан и успешно функционирует Технополис "Химград". Он представляет собой индустриальный парк площадью 131 гектар, призванный обеспечить дополнительный передел полимерной продукции и создание добавленной стоимости в республике, тем самым внести вклад в развитие нефтехимического кластера Татарстана.

В настоящее время на площадке Технополиса "Химград" совместно с ОАО "Газпромбанк" реализуется проект по созданию индустриального парка. Строительство объектов планируется завершить к концу 2012 года. На территории технополиса начал свою работу Центр кластерного развития в области переработки полимеров, обеспечивающий резидентам площадки доступ к производственным установкам в области химии и переработки полимеров. В 2012 году по сравнению с 2011 годом Технополисом "Химград" планируется увеличить суммарный выпуск продукции до 11,3 млрд. рублей, а количество компаний-резидентов - довести до 200 компаний.

В ноябре 2012 года на базе двух инновационных площадок - технопарка "Идея" и Технополиса "Химград" состоялось открытие Центра нанотехнологий Республики Татарстан (далее - Наноцентр). Это необходимый инструмент для роста нанотехнологических стартапов, который совмещает в себе исследовательскую лабораторию, бизнес-инкубатор и консалтинговое агентство. Данный проект реализуется республикой совместно с Фондом инфраструктурных и образовательных программ. Общий бюджет проекта составил 3,7 млрд. рублей. Обе площадки Наноцентра будут оснащены специализированным экспериментальным, диагностическим, метрологическим, научно-технологическим и производственным оборудованием. Площадка Наноцентра, размещенная на территории технопарка "Идея", будет специализироваться на создании композиционных и "умных" материалов, а также на реализации проектов в области биотехнологий. Вторая площадка, расположенная на территории Технополиса "Химград", будет специализироваться в области химии и фармации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»