(в ред. распоряжений КМ РТ от 10.03.2014 N 462-р, от 30.07.2014 N 1467-р, от 24.03.2015 N 474/1-р, от 16.01.2017 N 46-р, от 28.04.2017 N 838-р, от 26.04.2018 N 981-р, Постановления КМ РТ от 07.11.2018 N 983)
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р:
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Татарстан" (2013 - 2018 годы) (далее - План).
2. Министерству здравоохранения Республики Татарстан:
обеспечить реализацию Плана;
представлять в соответствии со сроками, установленными Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2012 N 1706 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий ("дорожных карт") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте Российской Федерации", информацию о ходе выполнения Плана в Министерство здравоохранения Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на отдел по вопросам здравоохранения, спорта и формирования здорового образа жизни Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН" (2013 - 2018 ГОДЫ)
(в ред. распоряжений КМ РТ от 10.03.2014 N 462-р, от 30.07.2014 N 1467-р, от 24.03.2015 N 474/1-р, от 16.01.2017 N 46-р, от 28.04.2017 N 838-р, от 26.04.2018 N 981-р, Постановления КМ РТ от 07.11.2018 N 983)
Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Татарстан" (далее - "дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе роста эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.
Стратегические направления развития отрасли в Республике Татарстан определяются указами и посланиями Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан. Правовая основа развития здравоохранения обеспечивается законами Республики Татарстан, которые в допустимой мере конкретизируют нормы федерального законодательства.
Тактические направления развития отрасли детализировались постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Татарстан, которые утверждали планы реализации посланий Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан, а также конкретные организационные мероприятия по развитию различных служб и учреждений здравоохранения.
В Республике Татарстан сформирована модель здравоохранения с одноканальной формой финансирования, которая опирается на общую врачебную практику, обеспечивает избирательность оказания медицинской помощи больному на уровне центральных районных больниц и городских поликлиник, межмуниципальных специализированных и трех высокотехнологичных медицинских центров, позволяет более эффективно расходовать финансовые средства. Оптимизация структуры отрасли осуществляется путем объединения маломощных больниц и поликлиник и создания многопрофильных медицинских центров, реорганизации участковых больниц во врачебные амбулатории с организацией службы общей врачебной практики и дневных стационаров, перевода врачебных амбулаторий в статус фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП).
В республике функционирует трехуровневая система оказания медицинской помощи. К медицинским организациям первого уровня относятся 85 медицинских организаций, оказывающих преимущественно первичную медико-санитарную, в том числе первичную специализированную медицинскую помощь, а также специализированную медицинскую помощь; ко второму уровню - 38 медицинских организаций, имеющих в своей структуре специализированные межмуниципальные отделения и (или) центры, а также районные и городские диспансеры и многопрофильные городские больницы, оказывающие преимущественно специализированную медицинскую помощь, и к третьему - 25 региональных медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь, а также медицинских учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь.
Сформирован инновационный имидж здравоохранения Татарстана, что подтверждается включением республики в федеральные пилотные и новые направления в рамках реализуемых проектов: в коалицию по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации (в числе 17 регионов); в пилотный проект Всемирного банка реконструкции и развития по борьбе с туберкулезом и ВИЧ-инфекцией (в числе 5 субъектов); в проект "Глобус" (Глобальное объединение усилий против СПИДа) (в числе 10 регионов); по получению государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (в числе 34 субъектов); по участию в пилотном проекте, направленном на повышение качества услуг в сфере здравоохранения (в числе 19 регионов); по организации Федерального учебно-методического центра по высоким медицинским технологиям (в числе 4 субъектов).
Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" с 1 января 2012 года полномочия по организации медицинской помощи переданы субъектам Российской Федерации. В соответствии с этим с 2012 года осуществлена передача 122 муниципальных учреждений здравоохранения в собственность республики, в подчинение Министерству здравоохранения Республики Татарстан. В реализацию мероприятий Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2013 год включены 103 государственных автономных учреждения здравоохранения (далее - ГАУЗ) и 38 государственных бюджетных учреждений здравоохранения (далее - ГБУЗ), 53 организации частной формы собственности.
Проведена реорганизация государственных специализированных медицинских учреждений (Республиканского клинического кожно-венерологического диспансера, Республиканского наркологического диспансера, Республиканского Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, Республиканского клинического противотуберкулезного диспансера, Республиканской клинической психиатрической больницы, Республиканского клинического онкологического диспансера, Республиканской станции переливания крови, Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы) путем присоединения к ним районных диспансеров и центров в качестве филиалов. В результате число диспансеров сократилось с 32 до 9.
В 2012 году в целях повышения эффективности оказания медицинской помощи населению произведена реорганизация ряда учреждений.
Объединены:
в форме слияния ГАУЗ "Республиканская клиническая больница N 2" и ГАУЗ "Республиканская клиническая больница N 3";
путем присоединения:
к ГАУЗ "Городская клиническая больница N 7" г. Казани - ГАУЗ "Больница скорой медицинской помощи N 2" г. Казани и ГАУЗ "Городская клиническая больница N 9";
к ГАУЗ "Детская республиканская клиническая больница" Министерства здравоохранения Республики Татарстан - ГАУЗ "Детская городская клиническая больница N 2" г. Казани;
к ГАУЗ "Елабужская центральная районная больница" - ГАУЗ "Елабужская городская поликлиника";
к ГАУЗ "Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер" - ГАУЗ "Городская поликлиника N 11" г. Набережные Челны;
к ГАУЗ "Чистопольская центральная районная больница" - Чистопольского детского санатория.
В связи с несоответствием материально-технической базы филиалов требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства с 1 октября 2012 года ликвидированы филиалы ГАУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" - Чистопольский и Елабужский противотуберкулезные диспансеры.
В результате оптимизации структуры здравоохранения число больничных учреждений сократилось со 101 единицы в 2007 году до 79 единиц в 2012 году, число самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений - с 73 до 55, ФАПов - с 1 831 до 1 792.
С целью сбалансированности оказания медицинской помощи населению республики проведена оптимизация коечного фонда республики, направленная на сокращение неэффективно работающих круглосуточных коек и повышение интенсивности работы имеющихся. Мероприятия проводились с учетом существующих нормативов и показателей деятельности койки, наличия кадрового потенциала. В 2012 году коечный фонд учреждений, функционирующих в системе Министерства здравоохранения Республики Татарстан, составил 26 665 круглосуточных коек (2008 год - 28 341 койка, 2011 год - 26 754); за 5 лет было сокращено 1 676 неэффективно работающих коек, за 2012 год сокращено 409 круглосуточных коек. На 01.01.2013 обеспеченность круглосуточной медицинской помощью составила 2,38 койко-дня на одного жителя (в 2012 году - 2,413). Обеспеченность койками составила 68,1 на 10 тыс. населения (2008 год - 75,4 на 10 тыс. населения). С целью снижения младенческой смертности в связи с переходом на новые критерии живорожденных в течение 2012 года открыто дополнительно 16 коек реанимации новорожденных, с 01.01.2013 - еще 15 коек реанимации новорожденных. С 01.07.2012 сокращен коечный фонд Казанской туберкулезной больницы на 50 коек и Детского туберкулезного санатория на 25 коек. Сокращение 200 психиатрических коек позволило увеличить дневные стационары на 50 мест, а также организовать в г. Казани отделение интенсивного оказания психиатрической помощи во внебольничных условиях (стационар на дому на 60 мест).
В 2012 году число посещений врачей амбулаторно-поликлинического приема в рамках реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в районах и городах республики составило 31 024 504 (2011 год - 33 340 169), выполнение плана посещений составило 100,9 процента (2011 год - 100,4 процента). Число посещений врача на одного жителя республики снизилось до 8,2 (2011 год - 8,9).
Служба общей врачебной практики организована во всех учреждениях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь сельскому населению. Проведена переподготовка врачебного персонала на циклах общей врачебной практики. Все врачи общей практики обеспечены сумками-укладками. В республике созданы 760 кабинетов и отделений общеврачебной практики, в которых работают более 870 врачей общей практики. Доля врачей общей практики в общем числе врачей участковой сети, терапевтов, педиатров увеличилась с 33,2 процента в 2006 году до 40 процентов в 2012 году. С целью ликвидации очередей изменен график работы амбулаторно-поликлинических учреждений до 12 часов в сутки (с 8.00 до 20.00). Основные медицинские службы поликлиник переведены на 6 - 7-дневную рабочую неделю. Перераспределено рабочее время врача в пользу работы на приеме.
В результате внедрения системы единого лечащего врача повысилась эффективность профилактической работы. Охват профилактическими осмотрами прикрепленного населения достиг 99 процентов. Число мест в дневных стационарах, которые ведут врачи общей практики, увеличилось до 600 (2005 год - 90). Организация на базе амбулаторно-поликлинических учреждений службы неотложной помощи позволила сократить количество вызовов скорой помощи на 7 процентов по сравнению с 2006 годом.
В поликлиниках центральных районных больниц проведена реорганизация регистратуры. База данных пациентов (амбулаторные карты) передана в кабинеты врачей общей практики, проведена телефонизация кабинетов врачей общей практики. У пациентов появилась возможность записаться к врачам общей практики по телефону напрямую, а также своевременно получать консультации. В результате доля вызовов, обслуженных врачами общей практики на дому, сократилась до 12,5 процента (в 2006 году - 25 процентов).
С целью обеспечения населения информацией раздаются визитки врачей общей практики, создаются рекламные проспекты, информационные табло размещаются в местах массового пребывания. В амбулаторно-поликлинических учреждениях создаются возможности электронной записи на прием к врачу.
Во всех амбулаторно-поликлинических учреждениях проводится работа по организации медицинской помощи в соответствии с утвержденным порядком оказания терапевтической помощи.
В течение 2012 - 2016 годов в рамках Республиканской долгосрочной целевой программы "Совершенствование первичной медико-санитарной помощи населению Республики Татарстан на 2012 - 2016 годы" планируется создание крупных клинико-диагностических центров в микрорайонах г. г. Набережные Челны, Нижнекамска, Альметьевска, Елабуги, Зеленодольска, в том числе оказывающих первичную медико-санитарную помощь на межмуниципальном уровне, а также создание межмуниципальных центров в 5 муниципальных районах (Арском, Бавлинском, Бугульминском, Нурлатском, Чистопольском).
Для обеспечения шаговой доступности медицинской помощи создаются центры и отделения общей врачебной практики, педиатрические кабинеты в жилых микрорайонах, в том числе предусматривается выделение помещений на первых этажах вводимых в строй жилых домов (в 14 муниципальных образованиях определена потребность в 84 офисах врачей общей практики на первых этажах строящихся жилых зданий). В удаленных небольших поселках, относящихся к территории крупных городов, запланировано строительство ФАПов (в 2012 году в г. Казани введено в строй 2 ФАПа).
Запланирован пилотный проект по реформированию инфраструктуры амбулаторно-поликлинических учреждений в г. Казани по организации на базе районных поликлиник консультативно-диагностических центров первого уровня и офисов/центров врача общей практики. Таким образом, поликлиники города будут выполнять, в основном, только диагностическую функцию, а офисы - оказывать первичную медико-санитарную помощь.
Планируется не только отремонтировать поликлиники, но и изменить стандарт их внешнего вида, содержания входной и приемной групп. Вместо привычных регистратур будут устанавливаться столы справок, стойки с многоканальным телефоном и сотрудниками приемной группы. Стены будут оснащены плазменными панелями для получения необходимой информации о работе поликлиники. Унифицируется работа администраторов, прием и регистрация посетителей будут проводиться в электронном виде.
Развитие амбулаторно-поликлинической помощи предусматривает создание центров и отделений общей врачебной практики в жилых микрорайонах, в том числе с привлечением частной медицинской практики. Активное развитие получит диспансерная работа и патронажная служба для проведения активных посещений к хроническим больным на дому.
В рамках территориальной программы ОМС по амбулаторно-поликлинической помощи при посещениях на дому введена новая градация видов посещений на дому: при неотложных посещениях на дому (в том числе посещения по поводу обострения хронического заболевания, посещения по поводу острого заболевания и т.д.), при активных посещениях на дому (в том числе профосмотр диспансерных больных, посещение педиатром новорожденного, оформление свидетельства о смерти и т.д.). Введены следующие новые виды посещений: посещения при комплексном обследовании и динамическом наблюдении в центрах здоровья для детей, пребывание пациента в приемном отделении стационара ГАУЗ Республики Татарстан "Больница скорой медицинской помощи" в г. Набережные Челны до 6 часов с целью установления диагноза.