Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 27 марта 2013 г. N 210
"О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
 от 21.09.2011 N 781 "Об утверждении республиканской целевой программы
 "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций
 в Республике Татарстан" на 2011-2013 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 8 июля 2014 года N 464

____________________________________________________________________


Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.09.2011 N 781 "Об утверждении республиканской целевой программы "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Татарстан" на 2011-2013 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.12.2011 N 1049, от 30.12.2011 N 1116, от 28.06.2012 N 565) следующие изменения:

в республиканской целевой программе "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Татарстан" на 2011-2013 годы (далее - Программа), утвержденной указанным постановлением:

в Паспорте Программы:

строку "Источники и объемы финансирования Программы" изложить в следующей редакции:

"Источники и объемы финансирования Программы

Бюджет Республики Татарстан:
2011 год - 191,039 млн. рублей,
2012 год - 98,214 млн. рублей,
2013 год - 51,994 млн. рублей.
Внебюджетные источники (средства социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительные средства):
2011 год - 119,239 млн. рублей,
2012 год - 161,640 млн. рублей,
2013 год - 139,900 млн. рублей";


раздел 1 дополнить абзацами следующего содержания:

"от 21 марта 2011 г. N 207 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета Республики Татарстан на возмещение затрат физкультурно-спортивным общественным организациям, осуществляющим основную деятельность в области физической культуры и спорта;";

"от 16 марта 2012 г. N 218 "О Республиканском реестре социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки;";

абзацы тридцать седьмой - тридцать девятый считать абзацами тридцать восьмым - сороковым соответственно;

раздел 2 изложить в следующей редакции:

"2. Характеристика проблем, на решение которых
 направлена Программа, и пути их решения


Некоммерческий сектор - это эффективный поставщик социально значимых услуг, отличающийся не только способностью оперативно реагировать на потребности населения, новые социальные проблемы и задачи, но и низкими административными издержками.

Некоммерческий сектор - это источник социальных инноваций и организационная основа гражданского общества. Многие образовательные, управленческие и информационные технологии, современные методы социальной работы были впервые внедрены некоммерческими организациями, а затем стали частью государственной и муниципальной политики (конкурсы социальных и образовательных проектов, кризисные центры для пострадавших от насилия и другие).

Социально ориентированные некоммерческие организации, отражая интересы различных, в первую очередь социально не защищенных, групп населения, играют значительную роль в развитии демократии, участвуя в выработке и принятии важных решений, формировании общественного мнения по многообразным аспектам жизни общества, чувства патриотизма и гражданской ответственности, активной жизненной позиции, внедрении новых форм самоорганизации и самоуправления.

Продолжает развиваться партнерство коммерческого и некоммерческого секторов, что носит взаимовыгодный характер: первому оно приносит не только улучшение имиджа и формирование лояльности потребителей, но и повышение стабильности социальной среды для ведения бизнеса; второму - ресурсы для выполнения общественной миссии и организационного развития. Например, выступая спонсорами или благотворителями, крупные производственные корпорации используют позитивный образ социально ориентированных некоммерческих организаций в своих рекламных и маркетинговых программах, в отношениях с общественностью. Таким образом, некоммерческий сектор предоставляет корпорациям и отдельным состоятельным людям специфическую услугу - возможность удовлетворить их потребности творить добро, которая реализуется в виде благотворительных проектов и программ, поддержки добровольчества. Предприниматели заботятся об увеличении доходов, приумножают совокупный общественный ресурс, некоммерческий сектор обеспечивает его рациональное перераспределение.

Следовательно, некоммерческий сектор вносит вклад не только в удовлетворение потребностей населения, но и в создание благоприятного делового климата, стабильность экономического развития и политической системы, основанной на принципах демократии, прозрачности и ответственности.

В Республике Татарстан последние десять лет осуществляется планомерное развитие институтов гражданского общества в виде всесторонней помощи социально ориентированным некоммерческим организациям. Данные принципы были установлены и закреплены в ряде распоряжений Правительства республики, касающихся грантовой поддержки, целевого финансирования, выделения субсидий на конкурсной основе для реализации социально значимых проектов, выполняемых общественными объединениями. В данном направлении в республике проводится значительное количество конкурсов среди социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 223 "О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами" был разработан Республиканский реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки (далее - Республиканский реестр), утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.03.2012 N 218.

Республиканский реестр размещен на официальном сайте Министерства экономики Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Каждая некоммерческая организация имеет возможность получить справку о предоставленных начиная с 2010 года мерах государственной поддержки.

На конец 2012 года в Республиканском реестре имелись сведения о 325 социально ориентированных некоммерческих организациях - получателях поддержки на муниципальном и республиканском уровнях. Министерствами и муниципальными образованиями республики оказана финансовая помощь социально ориентированным некоммерческим организациям на общую сумму около 293 млн. рублей.

На сегодняшний день в рамках имущественной государственной поддержки и для осуществления уставной социально значимой деятельности некоммерческих организаций в безвозмездное пользование переданы 59 объектов недвижимости. В собственности республики имеются неиспользуемые объекты недвижимости, высвобождаемые в процессе оптимизации республиканских учреждений, которые в дальнейшем предоставляются в пользование социально ориентированным некоммерческим организациям.

За прошедший период в республике достигнут серьезный прогресс в становлении институтов гражданского общества. На территории Республики Татарстан, по данным ведомственного реестра некоммерческих организаций, по состоянию на 1 января 2013 года зарегистрированы 5595 некоммерческих организаций, из них 37 региональных отделений политических партий, 1594 религиозных организации, 2398 общественных объединений (1131 общественная организация, 17 общественных движений, 157 общественных фондов, в том числе 74 благотворительных, 9 общественных учреждений, 10 органов общественной самодеятельности, 11 союзов (ассоциаций) общественных объединений, 9 общественных объединений с участием государства, 24 структурных подразделения, 42 национально-культурные автономии, в том числе 17 региональных и 25 местных, 988 профсоюзов) и 1566 иных некоммерческих организаций (444 фонда, в том числе 185 благотворительных, 314 некоммерческих партнерств, 309 автономных некоммерческих организаций, 89 объединений юридических лиц, 337 учреждений, 17 территориальных общественных самоуправлений, 5 адвокатских бюро, 27 коллегий адвокатов, 1 адвокатская палата, 2 объединения работодателей, 1 нотариальная палата, 1 совет муниципальных образований, 7 негосударственных пенсионных фондов, 4 казачьих общества, 8 иных некоммерческих организаций).

В последние годы некоммерческие организации наращивают потенциал и качество своей работы. Они активно развивают свою деятельность в стратегических и актуальных направлениях социально-экономического развития Республики Татарстан и оперативно реагируют на необходимость решения сложных социальных проблем, возникающих в процессе модернизации общества.

В республике также развиваются партнерские взаимоотношения между органами государственной власти и социально ориентированными некоммерческими организациями, что подтверждается высокой социальной активностью данных республиканских организаций. Руководители ряда социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных фондов, добровольческих объединений республики являются социально признанными специалистами в общественном секторе. Хорошо известна деятельность многих социально ориентированных некоммерческих организаций, вносящих реальный вклад в решение социально значимых проблем республики. Наметилась тенденция конструктивного взаимодействия некоммерческих организаций и министерств республики, работающих в соответствующих отраслях.

Республика Татарстан является одним из ведущих регионов Российской Федерации в сфере развития добровольчества. Для координации деятельности волонтеров в республике создан Ресурсный центр по развитию добровольческого движения, который призван соединить людей, нуждающихся в помощи, и людей, которые могут оказать эту помощь. В Татарстане активно действуют 1174 добровольческих объединения. В 2012 году численность добровольцев составила более 60 тысяч человек. Основными направлениями развития добровольческого движения являются посильная помощь и поддержка социально уязвимых категорий населения. Сегодня приоритетами в работе татарстанских добровольцев являются поддержка сирот и детей-инвалидов, помощь пожилым и инвалидам. Президент Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что помощь добровольческим организациям является задачей государственной важности. В Татарстане меры по поддержке добровольцев предусмотрены в Концепции развития добровольческого движения в Республике Татарстан до 2013 года. В последние два года в республике энергично развивается спортивное волонтерство. Волонтеры активно участвуют в различных акциях, направленных на популяризацию студенческого спорта, предстоящей в 2013 году в г. Казани XXVII Всемирной летней универсиады.

Однако остаются нерешенными вопросы правового обеспечения волонтерской деятельности, определения статуса добровольца, предоставления ему определенных социальных гарантий. Несомненно, деятельность добровольческих объединений нуждается в поддержке общества и средств массовой информации. В Республике Татарстан начата разработка проекта закона о развитии добровольческого движения.

В республике действуют 5 социально ориентированных некоммерческих организаций для оказания методической, информационной и правовой помощи некоммерческим организациям, которые реализуют образовательные программы по обучению представителей некоммерческих организаций. Образовательная программа включает в себя 54 учебных занятия, 45 из которых уже было проведено к октябрю 2012 года. Общее количество обучающихся составило около 400 человек. Во многих мероприятиях принимали участие члены Общественной палаты Республики Татарстан. Все слушатели, прошедшие учебу, получили сертификаты.

Предварительный анализ деятельности ресурсных центров показал, что в республике начинает складываться целостная модель профессионального обучения представителей некоммерческих организаций. Стратегически правильным является выбор нескольких обучающих центров, что позволило представителям некоммерческих организаций определить индивидуальные образовательные траектории с учетом опыта деятельности, уровня квалификации и образовательных запросов, возможности участия в обучении нескольких представителей одной некоммерческой организации: руководителей, бухгалтеров, волонтеров. Необходима дальнейшая поддержка социально-образовательных программ, направленных на повышение образовательного уровня и профессиональной компетентности представителей некоммерческих организаций республики, усиления взаимодействия ресурсных центров с Общественной палатой Республики Татарстан, органами исполнительной власти республики.

В то же время в республике не всегда активно используются ресурсы некоммерческих организаций в решении проблем социально-экономического развития, в процессе модернизации экономики и социальной сферы. Низкая социальная активность некоммерческих организаций в решении социальных задач связана с отсутствием единой системы взаимодействия, которая должна включать такие понятия, как "социальное проектирование", "программно-целевой подход", "поддержка социальных инициатив", "конкурсный механизм". До сих пор органы государственной власти не рассматривают некоммерческие организации в качестве партнеров в решении актуальных вопросов жизнедеятельности общества, не разработаны механизмы оценки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, не проводится мониторинг их деятельности, также не разработаны и механизмы оценки деятельности муниципальных образований республики по вопросам их взаимодействия с некоммерческими организациями.

Можно отметить, что на сегодняшний день в республике созданы не все необходимые организационно-правовые и экономические условия, которые позволяли бы максимально эффективно реализовывать потенциал социально ориентированных некоммерческих организаций, прежде всего, в сфере оказания комплексных социальных услуг населению. Существующая ситуация препятствует процессу демонополизации в сфере оказания социальных услуг вследствие закрепления неравных стартовых условий для разных поставщиков.

В республике имеется большая потребность в социальных услугах, наиболее востребованных со стороны жителей городов и сел:

оказание медицинской помощи больным детям с хроническими заболеваниями;

профилактика социального сиротства;

поддержка материнства и детства;

оказание услуг, направленных на повышение качества жизни людей пожилого возраста, на социальную адаптацию инвалидов и их семей;

развитие и совершенствование существующих подразделений добровольной пожарной охраны;

развитие системы дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, культурной, краеведческой и экологической деятельности детей и молодежи;

охрана окружающей среды;

профилактика социально опасных форм поведения граждан;

пропаганда здорового образа жизни;

благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

Решением указанных проблем может стать реализация на территории Республики Татарстан в течение 2011-2013 годов настоящей Программы, что даст возможность координировать действия некоммерческого сектора социально ориентированной направленности в сфере государственно-общественных отношений и формировать разнообразные институты гражданского общества, а также устранять дублирование действий органов государственной власти и некоммерческого сектора, создавать единые подходы в работе с организованными общественными инициативами.

В ходе реализации Программы планируется привлечь благотворительные, спонсорские средства, гранты фондов, членские взносы, а также средства муниципальных бюджетов.

В результате реализации Программы социально ориентированные некоммерческие организации будут активнее вовлекаться в решение социальных проблем, станут партнерами государства, включаясь в реализацию социальной политики, будут предлагать действенные пути решения актуальных общественных проблем. Социально ориентированные некоммерческие организации должны стать каналом обратной связи между гражданами и органами государственной власти, способствовать повышению прозрачности деятельности органов государственной власти и возникновению у населения чувства гражданской ответственности, конструктивного общения с властью.";

в разделе 4:

в пункте 1.6 в графе 2 слова "РОО "Женщины Татарстана" исключить;

в пункте 1.7 в графе 2 слова "некоммерческому фонду "Сайяр" исключить;

в пункте 1.8 в графе 2 слова "Общественному фонду татарской культуры Республики Татарстан им. Р. Вагапова на организацию фестиваля татарской песни" заменить словами "на организацию фестиваля татарской песни имени Р. Вагапова";

дополнить пунктом 1.14 следующего содержания:

"1.14.

Реализация проекта "Жемчужины татарской музыки"

Министерство культуры Республики Татарстан,
СО НКО

Популяризация музыки татарских композиторов в странах зарубежья

2012-2013 гг.

бюджет Республики Татарстан

-

1,5

-"


в строке "Итого" подраздела 1 цифру "16,028" заменить цифрой "17,528";

наименование подраздела 3 изложить в следующей редакции:

"3. Защита семьи, детства и материнства, социальная поддержка пожилых граждан и инвалидов, социальная адаптация и содействие трудоустройству инвалидов";

в пункте 3.2 в графах 8 и 9 цифры "1,15" и "1,85" заменить знаком "-";

в пункте 3.3 в графах 8 и 9 цифру "3,0" заменить знаком "-";

в пункте 3.4 в графах 8 и 9 цифру "3,0" заменить знаком "-";

в строке "ИТОГО" подраздела 3 цифры "7,15" и "7,85" заменить знаком "-";

пункт 5.7 изложить в следующей редакции:

"5.7.

Предоставление субсидий на конкурсной основе СО НКО в рамках проведения республиканского конкурса социальных проектов "Общественная инициатива".
Цель: развитие общественно-полезной деятельности СО НКО в социальной сфере, в том числе в областях социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды и общественного порядка.
Целевая группа: муниципальные общественные организации, в т.ч. традиционной направленности (ветеранские, женские и др.).
Роль СО НКО: поддержка общественных инициатив и проектов в сфере социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды и общественного порядка

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан

Возрастание уровня государственной поддержки развития деятельности СО НКО; рост числа событий, направленных на развитие общественных инициатив, расширение гласности

2011-2013 гг.

бюджет Республики Татарстан,

0,4

0,5

0,4

внебюджетные источники

0,1985

0,07

-";


пункт 5.9 изложить в следующей редакции:

"5.9.

Выделение субсидий СО НКО на проведение конкурса на получение грантов среди учащихся и студентов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования Республики Татарстан.
Цель: содействие активному участию студентов в научной, общественной, спортивной и творческой деятельности учебного заведения.
Целевая группа: студенческая молодежь

Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан;
Министерство образования и науки Республики Татарстан;
СО НКО

Возрастание степени участия молодежных институтов гражданского общества в разработке и экспертизе решений, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления

2011 г.

бюджет Республики Татарстан

20,8

25,0

5,8

внебюджетные источники:
средства СО НКО (не менее 20% от общей суммы),
благотворительные, спонсорские средства и др.

-

-

-";


в пункте 5.10 в графе 2 слова "Республиканскому молодежному общественному фонду "Сэлэт" исключить;

дополнить пунктом 5.16 следующего содержания:

"5.16.

Предоставление субсидий на частичное возмещение затрат молодежных общественных организаций и учреждений молодежной политики, которые оказывают социально значимые услуги в области государственной молодежной политики.
Цель: оказание поддержки детским и молодежным общественным организациям Республики Татарстан.
Целевая группа: дети, учащиеся общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.
Роль СО НКО: оказание социально значимых услуг в области государственной молодежной политики

Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан

Развитие детских и молодежных объединений и привлечение их к решению проблем молодежной политики

2011-2013 гг.

бюджет Республики Татарстан

15,0

15,0

-";


строку "Итого" подраздела 5 изложить в следующей редакции:

"Итого

бюджет Республики Татарстан

59,361

52,001

17,901

внебюджетные источники

0,1985

0,07

-";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»