Действующий

О государственной программе Псковской области "Развитие сельского хозяйства Псковской области"

II. Стратегические приоритеты

     
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы


1. Государственная программа определяет цели, задачи и основные направления развития и регулирования агропромышленного комплекса Псковской области, финансовое обеспечение для реализации мероприятий и показателей их результативности. Структура и финансовое обеспечение государственной программы приведены в приложениях N 3 и N 4 к государственной программе. Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса на территории Псковской области (далее также - область) с учетом достижения: национальной цели, стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития области, целей, установленных документами стратегического планирования, ГП РФ Развитие СХ, ГП РФ Земля.

2. Объем продукции сельского хозяйства на территории области составил в 2022 году 53,9 млрд рублей и увеличился за последние пять лет на 17 млрд рублей, или на 46 процентов. Индекс производства продукции сельского хозяйства на территории области составил 92 процента по отношению к уровню 2021 года. При этом по предварительным данным Федеральной службы государственной статистики в первом квартале 2023 года индекс производства продукции сельского хозяйства составил 111,1 процента по Псковской области, 105,3 процента - по Северо-Западному федеральному округу (далее - СЗФО), 102,9 процента - по Российской Федерации.

3. В структуре сельскохозяйственного производства на территории области на долю сельскохозяйственных организаций приходится 83,4 процента, хозяйств населения - 12,7 процента, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - 3,8 процента. Общая площадь земель, земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства в области, составляет 2,3 млн га, в том числе сельскохозяйственных угодий - 1,3 млн га, из них пашни - 0,6 млн га. С 2018 года введено в оборот 42,5 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.

4. По состоянию на 01 января 2023 г. на территории области функционирует 98 сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм, 141 крестьянское (фермерское) хозяйство и индивидуальный предприниматель, 86,5 тыс. личных подсобных хозяйств. Динамика сельскохозяйственного производства на территории области характеризуется сокращением в хозяйствах населения - не менее 5 - 7 процентов к уровню предыдущего года. Сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства сумели преодолеть спад производства в последние годы и увеличили производство сельскохозяйственной продукции на 6 - 10 процентов к соответствующему периоду предыдущего года. Во многом такая положительная динамика обеспечена благодаря мерам государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в части модернизации производств, строительства новых современных производственных комплексов.

5. Ключевую роль в сельском хозяйстве на территории области составляет животноводство, а в его составе - свиноводство. Растениеводство на территории области выполняет задачу по поддержанию кормовой базы для животноводства. Рыболовство и рыбоводство стабильно развиваются.

6. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2022 году достигнуты или превышены плановые значения уровня самообеспечения, предусмотренные Государственной программой "Развитие сельского хозяйства Псковской области", утвержденной постановлением Администрации Псковской области от 11 апреля 2013 г. N 161. Псковская область в полном объеме обеспечена основными видами сельскохозяйственной продукции. По состоянию на 01 января 2023 г. обеспечение по молоку - 106,2 процента, по мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо) - 349,1 процента, по картофелю - 127,1 процента.

7. По объемам производства скота и птицы на убой (в живом весе) Псковская область занимает второе место среди субъектов СЗФО и соседних Смоленской и Тверской областей, на четвертом месте по производству молока, на восьмом месте по производству яиц.

8. Племенную базу на территории области в животноводстве представляют три племенных завода, восемь племенных репродукторов, один селекционно-генетический центр по свиноводству, одно племпредприятие "Псковское" по хранению и реализации семени и лаборатория молекулярно-генетической экспертизы. Племенное поголовье крупного рогатого скота составляет 53,7 процента от общего поголовья крупного рогатого скота на территории области.

9. Поголовье коров на территории области на конец 2022 года составило 29,4 тыс. голов, свиней - 1 241,9 тыс. голов, овец и коз - 27,5 тыс. голов.

10. Доля продукции животноводства в 2022 году в общем объеме сельскохозяйственной продукции составила 79,1 процента. Основными производителями мяса на территории области являются свиноводческие комплексы - 272,5 тыс. тонн и птицефабрики - 25,7 тыс. тонн. Производство молока в 2022 году в хозяйствах всех категорий составило 208,9 тыс. тонн, производство скота и птицы на убой (в живом весе) составило 306,5 тыс. тонн, прирост объема производства за последние пять лет составил 5 и 12 процентов по отношению к уровню 2018 года соответственно.

11. Производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий на территории области также динамично растет. В растениеводстве хозяйства, расположенные на территории области, специализируются на выращивании зерновых и зернобобовых культур, рапса, картофеля, овощей. Производство картофеля в 2022 году составило 121,5 тыс. тонн, овощей - 31,4 тыс. тонн. Увеличен валовой сбор зерна и масличных культур в 2022 году по сравнению с 2018 годом более чем в три раза.

12. В период с 2018 по 2023 год в рамках инвестиционных проектов привлечено более 50 млрд рублей на строительство ферм ОАО "Красное знамя" Новосокольнического района, ООО "ПсковАгроИнвест" Псковского района, ООО "ВСГЦ" Великолукского района. До конца 2023 года завершится реализация крупного инвестиционного проекта ООО "ВСГЦ" "Строительство завода по убою и переработке мясосырья" стоимостью 30 млрд рублей. Указанным инвестиционным проектом предусмотрено строительство объекта полного производственного цикла - завода по убою товарных свиней и переработке мясного сырья, в том числе: цех убоя и первичной переработки свиней, производство полуфабрикатов. К 2028 году мощность завода составит 300 тыс. тонн готовой продукции в год, планируется создать 3000 рабочих мест.

13. Стабильное развитие животноводства тесно связано с деятельностью в сфере ветеринарии - это, прежде всего, предупреждение и ликвидация болезней животных, защита населения от болезней, общих для человека и животных. Данное направление охватывает проведение на территории области комплекса противоэпизоотических мероприятий, обеспечивающих эпизоотическое благополучие области от заразных и иных болезней животных. В Перечень заразных и иных болезней животных, утвержденный приказом Минсельхоза России от 09 марта 2011 г. N 62, входит 107 заболеваний, из которых 12 заболеваний регистрировались на территории области.

14. В связи с высокими темпами развития отрасли свиноводства на территории области вероятность заноса и дальнейшего распространения на территории области возбудителя африканской чумы свиней (далее - АЧС) очень велика и последствия ее ликвидации приведут к огромным экономическим потерям. По списку международного эпизоотического бюро (МЭБ) АЧС относится к особо опасным инфекционным заболеваниям. АЧС - это инфекционная болезнь домашних и диких свиней, вызываемая вирусом, который независимо от способа распространения поражает 100 процентов свиней всех пород и возрастов, подрывая экономику как отдельных хозяйств, так и регионов, стран и целых континентов. Лечение свиней против АЧС не разработано, вакцины для профилактики данного заболевания в мире нет.

15. Территория области является неблагополучной по бешенству у животных. Число случаев бешенства у диких, домашних и сельскохозяйственных животных зарегистрировано: в 2020 году - 9 очагов, в 2021 году - 13 очагов, в 2022 году - 19 очагов. При отсутствии вакцинации домашних и диких плотоядных животных против бешенства велик риск резкого увеличения количества случаев заболевания бешенством среди животных, и, как следствие, - заболевания людей.

16. Мероприятия в сфере ветеринарии направлены также на охрану здоровья людей путем предотвращения их заражения через продукты питания, контакта с животными и загрязнения окружающей среды возбудителями болезней. Проводя санитарную экспертизу мяса, молока, других продуктов и сырья, предотвращая использование недоброкачественных продуктов в пищу, ветеринарные специалисты охраняют здоровье населения, а также обеспечивают уверенность покупателей фермерской продукции в ее качестве и безопасности, тем самым формируя стабильно высокий спрос, что повышает эффективность деятельности и уровень рентабельности местных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции.

17. Развитию рыболовства на территории области способствует как значительное количество водоемов на территории области, так и оказание мер государственной поддержки. Рыболовство сосредоточено в основном на Псковско-Чудском водоеме, где промысел осуществляют 22 организации. По данным официальной промысловой статистики размер промышленной квоты вылова рыбы на Чудском, Теплом и Псковском озерах составляет около 3,0 - 4,5 тыс. тонн в год. В Псковско-Чудском озере на промысле действуют предприятия малого бизнеса, у которых сформировался ряд проблем, к которым относится дефицит оборотных средств, а также средств для обновления физически изношенных и морально устаревших, высокозатратных и низкотехнологичных основных производственных фондов, прежде всего, промыслового флота и орудий лова.

18. Товарным рыбоводством на территории области занимаются 22 организации, осуществляющие свою деятельность на 27 рыбоводных участках, а также в прудовых хозяйствах. Объем выращенной товарной рыбы на территории области за 2022 год составил 138 тонн. Основными видами водных биологических ресурсов, используемых для товарного рыбоводства на территории области, являются форель, осетровые, личинка щуки, в небольших объемах - линь и карп. Положение дел в развитии товарного рыбоводства на территории области характеризуется импортозависимостью по кормам для аквакультуры, дефицитом качественного отечественного рыбопосадочного материала и отсутствием необходимой залоговой базы для привлечения инвестиционных и краткосрочных кредитов, а также нехваткой собственных оборотных средств.

19. Реализация комплекса мероприятий в отрасли рыболовства, предусмотренных государственной программой, позволит:

1) использовать водные биоресурсы сбалансированно в условиях ограниченного ресурсного потенциала за счет технологического обновления отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности;

2) стимулировать освоение квот на Псковско-Чудском водоеме и увеличение объемов производства товарной рыбы;

3) улучшить техническое состояние основных средств рыбоводных и рыбодобывающих предприятий.

20. В целом по результатам деятельности сельскохозяйственных организаций, осуществляющих деятельность на территории области, в 2022 году рентабельность сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий (усредненное значение) составила 30 процентов.

21. Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) на территории области составила в 2022 году 38190,9 рубля, что выше показателя 2018 года почти в 2 раза.

22. Существенное влияние на развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности на территории области оказывает демографическая ситуация. Численность населения в области с 2018 года по 2022 год сократилась на 23,1 тыс. человек, в том числе сельское население - на 8,4 тыс. человек. При этом доля сельского населения в общей численности населения области остается стабильной на уровне 29 процентов. Уровень и качество жизни в сельской местности пока ниже чем в городе, но благодаря мерам поддержки в направлении комплексного развития сельских территорий (строительство и капитальный ремонт школ, детских садов, библиотек, фельдшерско-акушерских пунктов, дорог и других инфраструктурных объектов), грантовой поддержке на развитие сельского туризма, переориентации жителей мегаполисов на внутренний туризм и отдых в деревне, росту заработной платы на предприятиях агропромышленного комплекса сельские территории области становятся более привлекательными для молодежи и экономически активного населения области в плане комфорта и возможности зарабатывать больше чем в городе, что в перспективе в ближайшее время приведет не только к сохранению доли сельского населения области, но и увеличению его абсолютной численности.

23. При реализации целей и задач государственной программы важно учесть возможные риски, к которым, в частности, относятся:

1) макроэкономические, в том числе рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям и на этой основе обеспечивать реализацию модели ускоренного экономического развития;